«Научный поиск: личность, образование, культура»

№3(53) 2024
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Тараканова Л.А. Нравственно-правовые дилеммы как средство формирования у будущих педагогов опыта в предупреждении и разрешении педагогических конфликтов
В статье представлены результаты экспериментальной проверки эффективности включения в образовательный процесс вуза нравственно-правовых дилемм, направленных на формирование у будущих педагогов опыта в решении нравственно-правовых задач, часто возникающих в профессиональной педагогической деятельности. В статье определяется эффективность использования нравственно-правовых дилемм в качестве средства формирования у будущих педагогов опыта в предупреждении и разрешении педагогических конфликтов. Для оценки такой эффективности проводился эксперимент, в котором участвовали 75 студентов 3–4-х курсов, обучающихся по программам педагогического образования. Контрольную группу составили 72 студента тех же курсов и тех же направлений подготовки. В качестве показателей эффективности выбраны показатели стратегий психологических защит студентов в конфликтной ситуации, полученные с помощью методики В.В. Бойко, и уровень их конфликтности и агрессивности, диагностируемые с помощью методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в ЭГ после экспериментальной апробации разработанного комплекса нравственно-правовых дилемм, включенного в преподавание дисциплин профессионального цикла, статистически достоверно снизились показатели вспыльчивости (p<0,01), мстительности (p<0,001), обидчивости (p<0,001), нетерпимости к мнению других (p<0,001), тогда как в КГ таких изменений выявлено не было.
Для цитирования: Тараканова Л.А. Нравственно-правовые дилеммы как средство формирования у будущих педагогов опыта в предупреждении и разрешении педагогических конфликтов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. №. 3. С. 29–33.