«Научный поиск: личность, образование, культура»

№1(51) 2024
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования)
Проблема формирования и обеспечения психологической безопасности и комфортности образовательной среды приобретает последние годы особую актуальность. Быстрый темп жизни и повышенные нагрузки в условиях многозадачности и ограниченности времени подрывают психологическое здоровье всех участников образовательного процесса. Высшая школа при этом не является исключением. С целью проведения психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды вуза нами было проведено исследование среди студентов и педагогов Шуйского филиала Ивановского государственного университета. В опросе приняли участие 140 студентов и 30 преподавателей (представители всех факультетов и различных курсов обучения). В исследовании определен ряд факторов, в наибольшей степени влияющих на ощущение комфортности и психологической безопасности, как преподавателей, так и студентов. Кроме того, автор выясняет на основе самооценок насколько безопасно участники образовательного процесса ощущают себя в учебном заведении, а также рассчитывает индекс социального самочувствия для всех участников опроса и проводит сравнение по подмассивам. В результате автор приходит к выводу, что уровень комфортности и безопасности в вузе находится на среднем уровне. Об этом свидетельствует высокий показатель среднего балла безопасности и интегральный индекс социального самочувствия, попадающий в нейтральный диапазон. Величина индекса самочувствия студентов напрямую зависит от отношения студентов к обучению, от степени совпадения ожиданий и реальности, от уровня самореализации. У преподавателей индекс самочувствия тоже связан с личным отношением к работе. Автор выделяет три фактора, оказывающие наибольшее влияние на ощущение комфортности: первый фактор условно называет «социальные отношения» объясняет 60% дисперсии, второй – «пространственно-предметный» (9%) и третий – «учебно-методический» (7%), и приходит к выводу, что при увеличении гармонизации социальных отношений в учебных коллективах повысится уровень удовлетворенности работой (учебой) и тем самым повысится уровень психологической комфортности и безопасности образовательной среды учебного заведения.
Для цитирования: Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58.