«Научный поиск: личность, образование, культура»

№3(45) 2022
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Рубашенко С.А., Рыженкова Е.Д. Формирование аналитико-синтетических операций у младших школьников в процессе работы с учебниками
В статье рассматриваются вопросы формирования на качественном уровне умений и навыков работы с учебником, его содержанием, текстами различной формы и направленности. Обосновывается необходимость формирования для этого аналитико-синтетических мыслительных операций у младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования и выявления недостаточного уровня сформированности аналитико-синтетических мыслительных операций у младших школьников была разработана комплексная модель с опорой на структуру технологии смыслового чтения Н.Н. Светловской. Подчеркивается важность изменения роли учителя и требований стандартов общего образования третьего поколения в условиях реализации модели. Представленная в исследовании модель предусматривает дифференциацию по годам обучения и этапам работы с текстом учебников в процессе реализации предложенных содержанием методов на уроках разных типов. Контрольный этап экспериментальной работы показал увеличение доли высокого и среднего уровней сформированности аналитико-синтетических мыслительных операций среди респондентов, что позволяет сделать обоснованный вывод об эффективности реализованной модели работы с текстами учебников.
Для цитирования: Рубашенко С.А., Рыженкова Е.Д. Формирование аналитико-синтетических операций у младших школьников в процессе работы с учебниками // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 3. С. 35–42. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.3.8