Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Тарасова В.Н.
Кафедра социальной педагогики и акмеологии в стратегиях развития вуза
// Университет в движении времени: традиции, инновации. – Шуя, 2007.

В 80-х – начале 90-х годов в педвузах страны стало прослеживаться снижение уровня профессиональной подготовки выпускников в силу наметившегося противоречия между интенсивным развитием инновационных систем в практике (опыт педагогов-новаторов В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского и др.) и традиционной системой подготовки работников сферы образования, выстроенной преимущественно на функциональных подходах с доминированием воспроизводящей деятельности студентов и переставшей отвечать потребностям общего образования. В системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров достаточно быстро отреагировали на это противоречие и обратились к современным достижениям психолого-педагогической науки. Стали создавать кафедры при ИУУ, началась подготовка практических психологов для образовательных учреждений и организовываться психологическая служба как опора для преодоления авторитаризма в педагогических воздействиях и развития гуманистической педагогики с актуализацией профессиональных идей прошлого (разработка антропологического подхода в методологии, принципа природосообразности в обучении, принципа преемственности в обучении и развитии, принципа сознательности и активности усвоения знаний и др.). Начали внедряться развивающие системы обучения, созданные Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым, личностно-ориентированная дифференциация И.С. Якиманской и автора настоящей статьи. Институты усовершенствования учителей были переименованы в институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, которые стали приглашать крупных ученых для работы с педагогическими кадрами по новым направлениям гуманистической педагогики, стимулировать развитие инноваций в территориях каждой области, изучать и обобщать передовой опыт учителей, воспитателей, целых педагогических коллективов. Были организованы экспериментальные площадки в различных регионах, где преподаватели открывшихся кафедр педагогики и психологии в сотрудничестве с методистами кабинетов консультировали учителей, направляли и отслеживали творческий поиск учительства через постоянно действующие научно-методические семинары, посещение уроков и внеклассных мероприятий, дискуссии по обсуждению идей для совершенствования педагогического процесса, через диагностику уровня развития учащихся, состояния учебно-воспитательного процесса и мастерства работников образовательных учреждений. Резко возросла профессиональная активность педагогических работников в образовании, их потребность к самосовершенствованию, к созданию авторских программ особенно по дисциплинам национально-регионального компонента. Возросший интерес к творческому поиску в Ивановской области позволил автору данной статьи создать концепцию дифференцированного и коррекционно-развивающего обучения, отработать ее в разных территориях Ивановской, Костромской, Тульской областей, Ставропольского края, Карельской республики и обсудить результаты в г. Москве, на трех Всероссийских конференциях в РИПКРО по приглашению кафедры естественно-математического образования. В Ивановской области был создан замечательный опыт педклассов, который был оценен как интересный инновационный и широко публиковался в журнале «Народное образование».
На этом фоне ректорат тогда еще Шуйского государственного педагогического института в начале 90-х годов ощутил потребность и острую необходимость серьезной модернизации системы профессиональной подготовки специалистов. Под руководством ректора Гуртового Е.С. начались качественные преобразования вуза. Были выделены следующие стратегии: связь вуза с практической деятельностью учреждений образования,гуманизация содержания профессионального образования, педагогизация деятельности кафедр, интеграционные процессы в профессиональной подготовке студентов.
Для связи вуза с учреждениями образования в структуре ректората был создан отдел опытно-экспериментальной работы, который установил контакты с региональными отделами образования для взаимодействия и оказания научно-методической помощи методическим центрам, руководителям школ и педагогическим коллективам по их заявкам. Для этого был создан факультет повышения квалификации при ШГПИ по новым направлениям педобразования: 1) проводилась подготовка практических психологов, по проблемам дифференциации школьного образования, коррекционно-развивающему обучению, а позже – по экономике, юриспруденции и др.; 2) по договорам с отделами образования организовывались постоянно действующие семинары в свете инновационных направлений общего образования. Особенно интересно эта работа была поставлена в Фурмановском районе, Савинском, Кинешемском, Родниковском, Комсомольском и др.; 3) для руководителей сельских школ была организована научная двухмесячная стажировка, на которой директора школ создавали продуктивные модели педагогического процесса своих образовательных учреждений, обсуждая идеи, основные направления и активные формы работы в своих коллективах. Проекты создавались под руководством ведущих специалистов Шуйского пединститута, а затем защищались на научно-методическом совете с приглашением представителей областного ИПК. Ценным были для директоров контакты с учеными, которые проявляли особое внимание к нуждам школы, а также работа стажеров с научной литературой в библиотеке, дискуссии за круглым столом, тематические и индивидуальные консультации. 4)По линии отдела опытно-экспериментальной работы была проведена на Шуйской земле в 1994 году первая Всероссийская научная конференция «Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения», в которой приняли участие ведущие специалисты всех научно-исследовательских институтов РАО, представители областного управления образованием, директора школ Ивановской области, творчески работающие учителя. Конференция оставила хорошее впечатление у всех участников. По ее итогам был издан сборник докладов.
Интересным оказался опыт сотрудничества ШГПИ с учреждениями образования Ивановской и Костромской областей, и в 1995 г. Шуйский пединститут принимал весь руководящий состав из отделов образования, ИУУ и школ Костромской области в количестве 60 человек. На этой встрече обсуждались проблемы инновационной деятельности в образовании, а гостей знакомили с результатами сотрудничества нашего вуза с учителями, психологами и детскими домами г. Фурманова и Фурмановского района.
Однако не только Шуйский пединститут оказывал помощь по заявкам регионов, студенты старших курсов выезжали знакомиться с положительным опытом работы этих территорий по организации психологической службы, деятельностью медико-педагогической школы (г. Фурманов). Так за два года ШГПИ превратился в открытую образовательную систему, помогая отделам образования в разработке программ инновационной деятельности и одновременно обогащая профессиональную подготовку студентов лучшими разработками педагогической практики.
В русле гуманитаризации образования был создан социально-гуманитарный факультет и усилено внимание к формированию общей культуры специалиста. В этом ключе под руководством проректора по научной работе Добродеевой И.Ю. в 1993 году организован межрегиональный научный семинар с приглашением ведущих ученых института философии РАН по проблемам этики и нравственному воспитанию студентов.
Все это потребовало усиления педагогизации деятельности кафедр, в рамках которой проблемами педагогики стали заниматься не только специалисты этой области знаний, но и преподаватели по теории математики, физики, лингвистики. Педагогическими аспектами здоровья стали заниматься валеологи (кафедра здоровьесберегающих технологий).
Для того, чтобы изменить технологии подготовки студентов и перевести акценты с воспроизводящей деятельности на творческую был создан научно-методический совет, в состав которого входили педагоги, психологи, методисты и все заинтересованные в этой проблеме преподаватели.
Проводились постоянно действующие семинары с обсуждением традиционной и инновационной методики, путей формирования опыта творческой деятельности студентов и обеспечение их активной созидательной позиции в учебном процессе. Непростым был этот разговор, представители традиционной методики жестко отстаивали ее приоритеты в вузе, но постепенно общий настрой на поиски способов развития нестандартного мышления, использования активных форм в работе со студентами возобладали.
Однако добиться скачка в уровне профессиональной подготовки студентов все еще не представлялось возможным, так как все специалисты работали изолированно друг от друга, а у студентов не складывалась целостная картина профессионального знания, сказывался недостаток в формировании приемов систематизации материала и развития синтеза в мышлении.
Выдвинутая ректоратом для реализации стратегия интеграционных процессов в профессиональной подготовке студентов позволила выйти на межпредметные и междисциплинарные связи, чтобы сделать рывок в качестве высшего образования. Интеграция шла на нескольких уровнях. Во-первых, в вузе были введены интегрированные и совмещенные специальности, которые требовали синтеза знаний. Во-вторых, были пролицензированы новые для педвузов специальности (психология, социальная педагогика, домоведение, юриспруденция, экономика, политология, культурология и др.), которые также интегрировались или совмещались с другими. Вуз в этом направлении начал сотрудничать со средними специальными учебными заведениями (Кинешемское педучилище, Ивановский педколледж) и была создана модель социально-педагогического комплекса в станице Азовская Краснодарского края, где также проверялась стратегия интеграции в профессиональном образовании. Преподаватели были поставлены в ситуацию поиска междисциплинарных аспектов и выходов в практику, а это в свою очередь повышало образованность студентов.
Важно также было вывести интеграционные связи на не только в профессиональном мышлении, но и на уровень профессиональных умений. И вот в Шуйском пединституте впервые в вузовском образовании создается кафедра акмеологии. Возглавила ее интересный ученый, ученица известного психолога Б.Г. Ананьева, разработчик стратегических проблем совершенствования профессионально-педагогической деятельности, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.В. Кузьмина. Так как акмеология междисциплинарная область научного знания, поэтому на кафедре есть специалисты по разным научным специальностям: философ (мировоззренческий аспект), биолог (исследующий потенциалы человека), педагоги, психологи.
На кафедре работали такие известные ученые, как доктор философских наук, известный исследователь социологических и социально-педагогических проблем молодежи, член-корреспондент РАО В.Т. Лисовский, известный социальный психолог, доктор психологических наук В.Е. Семенов, трудами которых пользуются студенты до сегодняшнего дня.
Акмеологический синтез человековедения помог стратегически грамотно определиться в научных разработках. Сразу же были определены приоритеты в деятельности кафедры: ведущей стала научно-исследовательская деятельность, на основе которой выстраиваются научно-методическое обеспечение учебного процесса и практическая подготовка студентов.
В научно-исследовательской работе коллектив кафедры разрабатывал базовые категории акмеологической науки, были выделены отрасли акмеологии и обоснованы их предметные области. Впервые также определена и раскрыта сущность акмеологического подхода как комплексной методологии в междисциплинарных исследованиях, созданы образовательные стандарты по акмеологической специальности и акмеологическим специализациям. Сегодня для психологических специальностей утверждена в МО РФ «Педагогическая акмеология» как специализация.
С 1997 года по 2000 год кафедра участвовала в исследовании «Акмеологические технологии обучения студентов проектированию авторских систем деятельности» в рамках гранта МО РФ, а студентка 5 курса Варенцова Екатерина (специальность «Социальная педагогика и психология» на СГФ) в 2000 г. выиграла грант Ивановского областного комитета по делам молодежи.
В своей научно-исследовательской работе кафедрой сразу же были установлены связи с научными центрами: Международной акмеологической академией в Санкт-Петербурге, с кафедрой акмеологии при Академии государственной службы при Президенте России, с исследовательским центром проблем качества образования в г. Москве. Ход и итоги исследования докладывались ведущими преподавателями кафедры на научных сессиях и семинарах в этих организациях. Кроме этого, кафедрой была организована и проведена на базе ШГПУ Международная конференция «Учитель: акмеологические проблемы качества подготовки». Изданы 2 тома научных трудов «Акмеологические проблемы подготовки преподавателей» в г. Москве, а Кузьминой Н.В обобщен опыт исследований кафедры в двух монографиях: «Предмет акмеологии» и «Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования». Много публикаций работников кафедры в материалах сессии Санкт-Петербургской Академии акмеологических наук в течение 5 лет с 1997 по 2005 годы, 10 статей сотрудников кафедры опубликованы в трех томах энциклопедии профессионального образования под редакцией Батышева в 1998-1999 гг. Преподаватели и аспиранты кафедры участвовали в международных конференциях: «Высшая школа: состояние и перспективы» (Минск, 1997), «Молодежь в условиях социально-экономических реформ» (М., 1995), «Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996), «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, 1997).
Так создалась научная школа по акмеологии на кафедре под руководством Н.В. Кузьминой. В связи с этим была открыта аспирантура по психологии развития, акмеологии, а также по педагогике (научные руководители Кузьмина Н.В. и Тарасова В.Н.). Акмеологические проблемы здоровья и здорового образа жизни начали разрабатывать и на кафедре здоровьесберегающих технологий. Под руководством Н.В. Кузьминой был открыт Совет по защите кандидатских диссертаций. Через аспирантуру кафедры по акмеологии и педагогике получили научную подготовку и защитили кандидатские диссертации более 20 человек: преподавателей ШГПУ и других вузов. Это достойный вклад в процент остепененности.
Сегодня кафедра сосредотачивает свое внимание на педагогической акмеологии, делая акцент в диссертационных исследованиях на разработке акмеологических технологий. По этой проблематике уже есть защищенные диссертации, и их разработка продолжается.
В научно-методической деятельности были разработаны курсы национально-регионального компонента педобразования: «Основы акмеологии», «Инновационные процессы в образовании», «Креативная акмеология», «Акмеологические основы педагогического мастерства», «Моделирование авторской системы деятельности», «Акмеологический подход к коррекционно-развивающему обучению». Разработка и практическая реализация этих курсов в работе со студентами позволили выстроить технологически занятия на деятельностном подходе и обратить будущих специалистов к формированию сложных комплексных умений – прогнозированию, выделению системы идей, моделированию, а также развитию дидактических, коммуникативных. проектировочных и рефлексивных профессиональных способностей через акмеологический синтез человековедческого знания – философии, психофизиологии, психологии, педагогики, социологии. Студенты выстраивают продуктивные модели педагогического процесса на основе прогнозируемого качественного разноуровнего результата, просчитывая все факторы влияния и выстраивая стратегии достижения результата. Так в интеграции человековедческих наук рождалось качество подготовки специалистов и прежде всего по специальности «Социальная педагогика и психология», а теперь «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика». Поэтому на итоговой аттестации студенты демонстрируют не только свою образованность в психолого-педагогических науках, но умение решать профессиональные задачи разного уровня сложности, защищают интересные дипломные работы, проявляя исследовательские умения.
Так как кафедра ответственна за подготовку социальных педагогов и вместе с кафедрой психологии - за подготовку педагогов-психологов, название кафедры четыре года назад изменилось, она стала кафедрой социальной педагогики и акмеологии. На кафедре ведется подготовка по всем отраслям педагогики как специальности, а акмеология – средство повышения качества этой подготовки.
В новом качестве на кафедре создано научно-методическое оснащение учебного процесса. Кафедра способствовала информационному обеспечению профессиональной подготовки учебной и научной литературой. За это время установлены научные связи с институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО и осуществляется сотрудничество по теме «Системная модернизация сельского образовательного пространства как фактор развития села». В рамках этой темы были исследованы основные тенденции развития современного сельского социума на материале Кинешемского и Шуйского районов, выявлены проблемы реструктуризации малочисленных школ, исследованы социальные ожидания педагогических коллективов 5 школ (200 человек) этих регионов в создании новых типов сельских школ, оказана научно-методическая помощь Дьячевской сельской школе Кинешемского района и Китовской сельской школе Шуйского района в переподготовке учителей по актуальным стратегическим направлениям общего образования, а также в разработке продуктивных моделей педагогического процесса. Директора этих школ являются соискателями кафедры.
По итогам исследования были опубликованы два сборника научных трудов: один в сотрудничестве с кафедрой социальной педагогики и социальной работы Тульского педуниверситета им. Л.Н. Толстого «Актуальные проблемы социальной педагогики и акмеологии», а другой – был подготовлен и издан по заказу РАО «Социально-педагогические проблемы в сельском социуме и пути их решения». В настоящее время подготовлена к печати монография «Системная модернизация сельского образовательного пространства: методология, стратегии, технологии решения». Подготовлено к печати пособие «Коррекционно-развивающее обучение в сельской школе», готовится пособие «Предпрофильная подготовка в сельской школе».
Важную роль играет научно-исследовательская работа преподавателей кафедры со студентами. Традиционно работают 2 научных кружка: один по социальной педагогике, другой – по педагогике и акмеологии. Неслучайно наши студенты были участниками Всероссийской олимпиады по педагогике в Ярославском университете в юбилейный год К.Д. Ушинского, где представляли модель сельской школы, выстроенную в методологии антропологического подхода. Наши студенты были участниками трех Всероссийских олимпиад по социальной педагогике в г. Екатеринбурге и в г. Орле. Кафедра организовала внутривузовскую олимпиаду по социальной педагогике, где были представлены интересные проекты различных типов сельских школ и реабилитационного центра студентами младших курсов пяти факультетов.
Кафедра социальной педагогики и акмеологии хорошо вписывается в работу педагогического факультета, который стал очень мощным в профессиональной подготовке педагогических кадров. Здесь преподаются как специальность все отрасли педагогической науки: общая педагогика, возрастная, социальная, коррекционная, специальная (дефектология). Студенты – активные участники всех мероприятий, творческих объединений и педагогического отряда «Вегос» по работе в оздоровительных лагерях.
Таким образом, вуз стал интересным инновационным образовательным учреждением,привлекательным для абитуриентов и научных учреждений. Неслучайно вуз получает медали за участие на Всероссийских и областных выставках по творческим разработкам в педобразовании.
Профессорско-преподавательский состав пополняется значительным количеством молодых преподавателей. И в настоящее время акцент делается на формирование профессиональной культуры, на приобщение молодых преподавателей к инновационным разработкам, на совершенствование творческого потенциала кафедр, на использование современных педагогических и акмеологических технологий для качественной подготовки специалистов. По-прежнему в ШГПУ остается решить ряд проблем: упорядочение учебных поручений применительно к профилю кафедр, чтобы освободить время преподавателей для научно-исследовательской работы; стимулировать научно-методическую работу кафедр с учреждениями образования, чтобы «дух школы» жил в вузе; изыскать возможность изучения студентами реального педагогического процесса в инновационных школах, качественно руководить самообразовательной работой студентов и больше внимания уделить их проектной деятельности, используя для этого разные формы: внутривузовские конкурсы, сборники студенческих научных работ, творческие отчеты факультетов и др.


Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER