Тарасова В.Н.
Кафедра социальной педагогики и
акмеологии в стратегиях развития вуза
// Университет в
движении времени: традиции, инновации. – Шуя, 2007.
В 80-х – начале 90-х
годов в педвузах страны стало прослеживаться снижение уровня
профессиональной подготовки выпускников в силу наметившегося
противоречия между интенсивным развитием инновационных систем в
практике (опыт педагогов-новаторов В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили,
И.П. Волкова, В.А. Караковского и др.) и традиционной системой
подготовки работников сферы образования, выстроенной преимущественно на
функциональных подходах с доминированием воспроизводящей деятельности
студентов и переставшей отвечать потребностям общего образования. В
системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
достаточно быстро отреагировали на это противоречие и обратились к
современным достижениям психолого-педагогической науки. Стали создавать
кафедры при ИУУ, началась подготовка практических психологов для
образовательных учреждений и организовываться психологическая служба
как опора для преодоления авторитаризма в педагогических воздействиях и
развития гуманистической педагогики с актуализацией профессиональных
идей прошлого (разработка антропологического подхода в методологии,
принципа природосообразности в обучении, принципа преемственности в
обучении и развитии, принципа сознательности и активности усвоения
знаний и др.). Начали внедряться развивающие системы обучения,
созданные Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым, личностно-ориентированная
дифференциация И.С. Якиманской и автора настоящей статьи. Институты
усовершенствования учителей были переименованы в институты повышения
квалификации и переподготовки педагогических кадров, которые стали
приглашать крупных ученых для работы с педагогическими кадрами по новым
направлениям гуманистической педагогики, стимулировать развитие
инноваций в территориях каждой области, изучать и обобщать передовой
опыт учителей, воспитателей, целых педагогических коллективов. Были
организованы экспериментальные площадки в различных регионах, где
преподаватели открывшихся кафедр педагогики и психологии в
сотрудничестве с методистами кабинетов консультировали учителей,
направляли и отслеживали творческий поиск учительства через постоянно
действующие научно-методические семинары, посещение уроков и
внеклассных мероприятий, дискуссии по обсуждению идей для
совершенствования педагогического процесса, через диагностику уровня
развития учащихся, состояния учебно-воспитательного процесса и
мастерства работников образовательных учреждений. Резко возросла
профессиональная активность педагогических работников в образовании, их
потребность к самосовершенствованию, к созданию авторских программ
особенно по дисциплинам национально-регионального компонента. Возросший
интерес к творческому поиску в Ивановской области позволил автору
данной статьи создать концепцию дифференцированного и
коррекционно-развивающего обучения, отработать ее в разных территориях
Ивановской, Костромской, Тульской областей, Ставропольского края,
Карельской республики и обсудить результаты в г. Москве, на трех
Всероссийских конференциях в РИПКРО по приглашению кафедры
естественно-математического образования. В Ивановской области был
создан замечательный опыт педклассов, который был оценен как интересный
инновационный и широко публиковался в журнале «Народное образование».
На этом фоне ректорат тогда еще Шуйского государственного
педагогического института в начале 90-х годов ощутил потребность и
острую необходимость серьезной модернизации системы профессиональной
подготовки специалистов. Под руководством ректора Гуртового Е.С.
начались качественные преобразования вуза. Были выделены следующие
стратегии: связь вуза с практической деятельностью учреждений
образования,гуманизация содержания профессионального образования,
педагогизация деятельности кафедр, интеграционные процессы в
профессиональной подготовке студентов.
Для связи вуза с учреждениями образования в структуре ректората был
создан отдел опытно-экспериментальной работы, который установил
контакты с региональными отделами образования для взаимодействия и
оказания научно-методической помощи методическим центрам, руководителям
школ и педагогическим коллективам по их заявкам. Для этого был создан
факультет повышения квалификации при ШГПИ по новым направлениям
педобразования: 1) проводилась подготовка практических психологов, по
проблемам дифференциации школьного образования,
коррекционно-развивающему обучению, а позже – по экономике,
юриспруденции и др.; 2) по договорам с отделами образования
организовывались постоянно действующие семинары в свете инновационных
направлений общего образования. Особенно интересно эта работа была
поставлена в Фурмановском районе, Савинском, Кинешемском, Родниковском,
Комсомольском и др.; 3) для руководителей сельских школ была
организована научная двухмесячная стажировка, на которой директора школ
создавали продуктивные модели педагогического процесса своих
образовательных учреждений, обсуждая идеи, основные направления и
активные формы работы в своих коллективах. Проекты создавались под
руководством ведущих специалистов Шуйского пединститута, а затем
защищались на научно-методическом совете с приглашением представителей
областного ИПК. Ценным были для директоров контакты с учеными, которые
проявляли особое внимание к нуждам школы, а также работа стажеров с
научной литературой в библиотеке, дискуссии за круглым столом,
тематические и индивидуальные консультации. 4)По линии отдела
опытно-экспериментальной работы была проведена на Шуйской земле в 1994
году первая Всероссийская научная конференция «Дифференциация
непрерывного образования: проблемы, поиски, решения», в которой приняли
участие ведущие специалисты всех научно-исследовательских институтов
РАО, представители областного управления образованием, директора школ
Ивановской области, творчески работающие учителя. Конференция оставила
хорошее впечатление у всех участников. По ее итогам был издан сборник
докладов.
Интересным оказался опыт сотрудничества ШГПИ с учреждениями образования
Ивановской и Костромской областей, и в 1995 г. Шуйский пединститут
принимал весь руководящий состав из отделов образования, ИУУ и школ
Костромской области в количестве 60 человек. На этой встрече
обсуждались проблемы инновационной деятельности в образовании, а гостей
знакомили с результатами сотрудничества нашего вуза с учителями,
психологами и детскими домами г. Фурманова и Фурмановского района.
Однако не только Шуйский пединститут оказывал помощь по заявкам
регионов, студенты старших курсов выезжали знакомиться с положительным
опытом работы этих территорий по организации психологической службы,
деятельностью медико-педагогической школы (г. Фурманов). Так за два
года ШГПИ превратился в открытую образовательную систему, помогая
отделам образования в разработке программ инновационной деятельности и
одновременно обогащая профессиональную подготовку студентов лучшими
разработками педагогической практики.
В русле гуманитаризации образования был создан социально-гуманитарный
факультет и усилено внимание к формированию общей культуры специалиста.
В этом ключе под руководством проректора по научной работе Добродеевой И.Ю.
в 1993 году организован межрегиональный научный семинар с
приглашением ведущих ученых института философии РАН по проблемам этики
и нравственному воспитанию студентов.
Все это потребовало усиления педагогизации деятельности кафедр, в
рамках которой проблемами педагогики стали заниматься не
только специалисты этой области знаний, но и преподаватели по теории
математики, физики, лингвистики. Педагогическими аспектами здоровья
стали заниматься валеологи (кафедра здоровьесберегающих технологий).
Для того, чтобы изменить технологии подготовки студентов и перевести
акценты с воспроизводящей деятельности на творческую был создан
научно-методический совет, в состав которого входили педагоги,
психологи, методисты и все заинтересованные в этой проблеме
преподаватели.
Проводились постоянно действующие семинары с обсуждением
традиционной и инновационной методики, путей формирования опыта
творческой деятельности студентов и обеспечение их активной
созидательной позиции в учебном процессе. Непростым был этот разговор,
представители традиционной методики жестко отстаивали ее приоритеты в
вузе, но постепенно общий настрой на поиски способов развития
нестандартного мышления, использования активных форм в работе со
студентами возобладали.
Однако добиться скачка в уровне профессиональной подготовки студентов
все еще не представлялось возможным, так как все специалисты работали
изолированно друг от друга, а у студентов не складывалась целостная
картина профессионального знания, сказывался недостаток в формировании
приемов систематизации материала и развития синтеза в мышлении.
Выдвинутая ректоратом для реализации стратегия интеграционных процессов
в профессиональной подготовке студентов позволила выйти на
межпредметные и междисциплинарные связи, чтобы сделать рывок в качестве
высшего образования. Интеграция шла на нескольких уровнях. Во-первых, в
вузе были введены интегрированные и совмещенные специальности, которые
требовали синтеза знаний. Во-вторых, были пролицензированы новые для
педвузов специальности (психология, социальная педагогика, домоведение,
юриспруденция, экономика, политология, культурология и др.), которые
также интегрировались или совмещались с другими. Вуз в этом направлении
начал сотрудничать со средними специальными учебными
заведениями (Кинешемское педучилище, Ивановский педколледж) и была
создана модель социально-педагогического комплекса в станице Азовская
Краснодарского края, где также проверялась стратегия интеграции в
профессиональном образовании. Преподаватели были поставлены в ситуацию
поиска междисциплинарных аспектов и выходов в практику, а это в свою
очередь повышало образованность студентов.
Важно также было вывести интеграционные связи на не только в
профессиональном мышлении, но и на уровень профессиональных умений. И
вот в Шуйском пединституте впервые в вузовском образовании создается
кафедра акмеологии. Возглавила ее интересный ученый, ученица известного
психолога Б.Г. Ананьева, разработчик стратегических проблем
совершенствования профессионально-педагогической деятельности, доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.В. Кузьмина.
Так как акмеология междисциплинарная область научного знания, поэтому
на кафедре есть специалисты по разным научным специальностям: философ
(мировоззренческий аспект), биолог (исследующий потенциалы человека),
педагоги, психологи.
На кафедре работали такие известные ученые, как доктор философских
наук, известный исследователь социологических и
социально-педагогических проблем молодежи, член-корреспондент РАО В.Т. Лисовский,
известный социальный психолог, доктор психологических наук
В.Е. Семенов, трудами которых пользуются студенты до сегодняшнего дня.
Акмеологический синтез человековедения помог стратегически
грамотно определиться в научных разработках. Сразу же были определены
приоритеты в деятельности кафедры: ведущей стала
научно-исследовательская деятельность, на основе которой выстраиваются
научно-методическое обеспечение учебного процесса и практическая
подготовка студентов.
В научно-исследовательской работе коллектив кафедры разрабатывал
базовые категории акмеологической науки, были выделены отрасли
акмеологии и обоснованы их предметные области. Впервые также определена
и раскрыта сущность акмеологического подхода как комплексной
методологии в междисциплинарных исследованиях, созданы образовательные
стандарты по акмеологической специальности и акмеологическим
специализациям. Сегодня для психологических специальностей утверждена в
МО РФ «Педагогическая акмеология» как специализация.
С 1997 года по 2000 год кафедра участвовала в исследовании
«Акмеологические технологии обучения студентов проектированию авторских
систем деятельности» в рамках гранта МО РФ, а студентка 5 курса
Варенцова Екатерина (специальность «Социальная педагогика и психология»
на СГФ) в 2000 г. выиграла грант Ивановского областного комитета по
делам молодежи.
В своей научно-исследовательской работе кафедрой сразу же были
установлены связи с научными центрами: Международной акмеологической
академией в Санкт-Петербурге, с кафедрой акмеологии при Академии
государственной службы при Президенте России, с исследовательским
центром проблем качества образования в г. Москве. Ход и итоги
исследования докладывались ведущими преподавателями кафедры на научных
сессиях и семинарах в этих организациях. Кроме этого, кафедрой была
организована и проведена на базе ШГПУ Международная конференция
«Учитель: акмеологические проблемы качества подготовки». Изданы 2 тома
научных трудов «Акмеологические проблемы подготовки преподавателей» в
г. Москве, а Кузьминой Н.В обобщен опыт исследований кафедры в двух
монографиях: «Предмет акмеологии» и «Акмеологическая теория повышения
качества подготовки специалистов образования». Много публикаций
работников кафедры в материалах сессии Санкт-Петербургской Академии
акмеологических наук в течение 5 лет с 1997 по 2005 годы, 10 статей
сотрудников кафедры опубликованы в трех томах энциклопедии
профессионального образования под редакцией Батышева в 1998-1999 гг.
Преподаватели и аспиранты кафедры участвовали в международных
конференциях: «Высшая школа: состояние и перспективы» (Минск, 1997),
«Молодежь в условиях социально-экономических реформ» (М., 1995),
«Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996),
«Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург,
1997).
Так создалась научная школа по акмеологии на кафедре под руководством
Н.В. Кузьминой. В связи с этим была открыта аспирантура по психологии
развития, акмеологии, а также по педагогике (научные руководители
Кузьмина Н.В. и Тарасова В.Н.). Акмеологические проблемы здоровья и
здорового образа жизни начали разрабатывать и на кафедре
здоровьесберегающих технологий. Под руководством Н.В. Кузьминой
был открыт Совет по защите кандидатских диссертаций. Через
аспирантуру кафедры по акмеологии и педагогике получили научную
подготовку и защитили кандидатские диссертации более 20 человек:
преподавателей ШГПУ и других вузов. Это достойный вклад в процент
остепененности.
Сегодня кафедра сосредотачивает свое внимание на
педагогической акмеологии, делая акцент в диссертационных исследованиях
на разработке акмеологических технологий. По этой проблематике уже есть
защищенные диссертации, и их разработка продолжается.
В научно-методической деятельности были разработаны курсы
национально-регионального компонента педобразования: «Основы
акмеологии», «Инновационные процессы в образовании», «Креативная
акмеология», «Акмеологические основы педагогического мастерства»,
«Моделирование авторской системы деятельности», «Акмеологический подход
к коррекционно-развивающему обучению». Разработка и практическая
реализация этих курсов в работе со студентами позволили выстроить
технологически занятия на деятельностном подходе и обратить будущих
специалистов к формированию сложных комплексных умений –
прогнозированию, выделению системы идей, моделированию, а также
развитию дидактических, коммуникативных. проектировочных и рефлексивных
профессиональных способностей через акмеологический синтез
человековедческого знания – философии, психофизиологии, психологии,
педагогики, социологии. Студенты выстраивают продуктивные модели
педагогического процесса на основе прогнозируемого качественного
разноуровнего результата, просчитывая все факторы влияния и выстраивая
стратегии достижения результата. Так в интеграции человековедческих
наук рождалось качество подготовки специалистов и прежде всего по
специальности «Социальная педагогика и психология», а теперь
«Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная
педагогика». Поэтому на итоговой аттестации студенты демонстрируют не
только свою образованность в психолого-педагогических науках, но умение
решать профессиональные задачи разного уровня сложности, защищают
интересные дипломные работы, проявляя исследовательские умения.
Так как кафедра ответственна за подготовку социальных педагогов и
вместе с кафедрой психологии - за подготовку
педагогов-психологов, название кафедры четыре года назад изменилось,
она стала кафедрой социальной педагогики и акмеологии. На кафедре
ведется подготовка по всем отраслям педагогики как специальности, а
акмеология – средство повышения качества этой подготовки.
В новом качестве на кафедре создано научно-методическое оснащение
учебного процесса. Кафедра способствовала информационному обеспечению
профессиональной подготовки учебной и научной литературой. За это время
установлены научные связи с институтом социально-педагогических проблем
сельской школы РАО и осуществляется сотрудничество по теме «Системная
модернизация сельского образовательного пространства как фактор
развития села». В рамках этой темы были исследованы основные тенденции
развития современного сельского социума на материале Кинешемского и
Шуйского районов, выявлены проблемы реструктуризации малочисленных
школ, исследованы социальные ожидания педагогических коллективов 5 школ
(200 человек) этих регионов в создании новых типов сельских школ,
оказана научно-методическая помощь Дьячевской сельской школе
Кинешемского района и Китовской сельской школе Шуйского района в
переподготовке учителей по актуальным стратегическим направлениям
общего образования, а также в разработке продуктивных моделей
педагогического процесса. Директора этих школ являются соискателями
кафедры.
По итогам исследования были опубликованы два сборника научных трудов:
один в сотрудничестве с кафедрой социальной педагогики и социальной
работы Тульского педуниверситета им. Л.Н. Толстого «Актуальные проблемы
социальной педагогики и акмеологии», а другой – был подготовлен и издан
по заказу РАО «Социально-педагогические проблемы в сельском социуме и
пути их решения». В настоящее время подготовлена к печати монография
«Системная модернизация сельского образовательного пространства:
методология, стратегии, технологии решения». Подготовлено к печати
пособие «Коррекционно-развивающее обучение в сельской школе», готовится
пособие «Предпрофильная подготовка в сельской школе».
Важную роль играет научно-исследовательская работа преподавателей
кафедры со студентами. Традиционно работают 2 научных кружка: один по
социальной педагогике, другой – по педагогике и акмеологии. Неслучайно
наши студенты были участниками Всероссийской олимпиады по педагогике в
Ярославском университете в юбилейный год К.Д. Ушинского, где
представляли модель сельской школы, выстроенную в методологии
антропологического подхода. Наши студенты были участниками трех
Всероссийских олимпиад по социальной педагогике в г. Екатеринбурге и в
г. Орле. Кафедра организовала внутривузовскую олимпиаду по социальной
педагогике, где были представлены интересные проекты различных типов
сельских школ и реабилитационного центра студентами младших курсов пяти
факультетов.
Кафедра социальной педагогики и акмеологии хорошо вписывается в работу
педагогического факультета, который стал очень мощным в
профессиональной подготовке педагогических кадров. Здесь преподаются
как специальность все отрасли педагогической науки: общая педагогика,
возрастная, социальная, коррекционная, специальная (дефектология).
Студенты – активные участники всех мероприятий, творческих объединений
и педагогического отряда «Вегос» по работе в оздоровительных лагерях.
Таким образом, вуз стал интересным инновационным образовательным
учреждением,привлекательным для абитуриентов и научных учреждений.
Неслучайно вуз получает медали за участие на Всероссийских и областных
выставках по творческим разработкам в педобразовании.
Профессорско-преподавательский состав пополняется значительным
количеством молодых преподавателей. И в настоящее время акцент делается
на формирование профессиональной культуры, на приобщение молодых
преподавателей к инновационным разработкам, на совершенствование
творческого потенциала кафедр, на использование современных
педагогических и акмеологических технологий для качественной подготовки
специалистов. По-прежнему в ШГПУ остается решить ряд проблем:
упорядочение учебных поручений применительно к профилю кафедр, чтобы
освободить время преподавателей для научно-исследовательской работы;
стимулировать научно-методическую работу кафедр с учреждениями
образования, чтобы «дух школы» жил в вузе; изыскать возможность
изучения студентами реального педагогического процесса в инновационных
школах, качественно руководить самообразовательной работой студентов и
больше внимания уделить их проектной деятельности, используя для этого
разные формы: внутривузовские конкурсы, сборники студенческих научных
работ, творческие отчеты факультетов и др.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER