Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии: история и современность

Первым преподавателем психологии в нашем вузе была старший преподаватель Татьяна Николаевна Вострухина. После закрытия в 1940 г. пед. училища Т.Н. Вострухина была переведена в ШУИ на основную работу на впервые образованную 1.09.1940 г. кафедру педагогики со штатным расписанием в 1 единицу. С 1946 года кафедра получила название «кафедра педагогики и психологии». Возглавил кафедру наш земляк (уроженец села Михаила Архангела – ныне с. Красноармейское Шуйского р-на), участник ВОВ, кандидат педагогических наук (с 1941 г.) Иван Михайлович Телегин.

Реорганизация в 1952 г. Учительского института в вуз – Шуйский государственный педагогический институт – затронула и кафедру.
На должность заведующего кафедрой и, одновременно, зам. директора ШГПИ по учебной и научной работе назначается кандидат педагогических наук (с 1935 г.), профессор (с 1949 г.), кавалер ордена Трудового красного знамени, отличник народного просвещения Александр Васильевич Козырев - один из организаторов системы высшего образования в СССР. До работы в Шуйском пединституте А.В. Козырев занимал должности зам. наркома просвещения УзССР, директора Пермского, Ленинградского герценовского, Свердловского, Ставропольского, Ульяновского педвузов, зав. кафедрой педагогики в них.

В 50 – 60 годах психология, как область знания, не была популярна в нашей стране, и ее преподавание даже в педагогическом вузе сводилось к минимуму. В это время слово психология даже исчезает из названия кафедры, хотя никакого официального решения не принималось.

Оживление интереса к психологии и осознание значимости психологической подготовки учителей можно отнести к середине 70 годов. В 1974 г. вновь образуется кафедра педагогики и психологии, Зав. кафедрой назначен кандидат педагогических наук, доцент (1968) А.В. Полтев (с 1973 г. – отличник народного просвещения, с 1979 – отличник просвещения СССР).

Полтев Александр Васильевич. Александр Васильевич родился 17.02.1925 года, участвовал в Великой Отечественной войне. Свой военный путь начал в 1943 году старшиной партизанской роты 1-й Ленинградской бригады, а закончил в 1946 году командиром отделения стрелковой роты.

После окончания войны закончил исторический факультет Рязанского педагогического института и работал учителем истории в средней школе. В 1960 году Александр Васильевич закончил аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации начал свою трудовую деятельность на кафедре педагогики и психологии в Шуйском государственном педагогическом институте. В 1965 году был избран на должность доцента.

Александр Васильевич был очень заметной фигурой, как в педагогическом институте, так и в городе в целом. В течение нескольких Александр Васильевич был председателем Шуйского городского педагогического общества, и за свою активную работу был награжден знаком «Отличник народного образования». С 1968 по 1974 года был деканом физико-математического факультета.

Занимаясь проблемой волевых качеств личности, Александр Васильевич опубликовал ряд статей по этой проблематике и воспитал большое количество учеников и последователей. Он же становится и первым заведующим кафедрой психологии.

Кафедра психологии как самостоятельная функциональная единица Шуйского государственного педагогического университета была сформирована в 1986 году. В мае 1986 году по приказу ректора кафедра педагогики и психологии ШГПИ была разделена на две: кафедру педагогики и кафедру психологии. Это было обусловлено как потребностями растущего педагогического вуза, так и осознанием места психологических знаний в системе подготовки современного учителя.

В состав кафедры психологии вошли преподавателей:

  1. Полтев Александр Васильевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой;
  2. Боксер Оскар Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор;
  3. Щеглова Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук, старший преподаватель;
  4. Бирюков Сергей Михайлович, старший преподаватель;
  5. Валеева Ирина Азатовна, старший преподаватель;
  6. Михайлова Татьяна Венировна, ассистент;
  7. Петров Владимир Юрьевич, ассистент.

С момента своего возникновения кафедра психологии активно включилась в учебную и научную работу Шуйского государственного педагогического института и стала играть важную роль в подготовке педагогов различных специальностей. Преподаватели кафедры вели занятия по психологии на всех факультетах вуза, активно применяя новые формы обучения: дискуссии, конференции, учебное телевидение и др. Активно проводилась на кафедре работа по методическому обеспечению учебного процесса. В 1986-87 гг. преподавателями кафедры были опубликованы методические рекомендации по возрастной физиологии и школьной гигиене (Боксер О.Я., Полтев А.В.), методические рекомендации «Использование учебных кроссвордов в усвоении психологических понятий» (Щеглова Т.М.), «Сто психологических задач» (Бирюков С.М.), методические указания по проведению лабораторных занятий по психологии (Полтев А.В.) и др.

С 1980 г. при кафедре педагогики и психологии, а затем при кафедре психологии начал работать научный кружок «Психолог», бессменным руководителем которого является С.М. Бирюков. А.В. Полтев был инициатором проведения общевузовских олимпиад по психологии и с тех пор они проходят ежегодно.

Кафедра психологии играла важную роль не только в жизни вуза, но и в жизни города. За 1986-87 гг. преподавателями кафедры было прочитано около 80 лекций в школах и предприятиях города. В течение нескольких лет А.В. Полтев возглавлял Шуйское городское педагогическое общество. Кафедра психологии стояла у истоков школьной психологической службы г. Шуя. В 1987 г. начал работать первые в городе кабинеты школьного психолога в школе № 2 и школе № 4, работу которых курировал С.М. Бирюков. В 1989 г. обязанности школьного психолога в школе № 9 выполняли Щеглова Т.М. и Петров В.Ю. В этом же году, при кабинете педагогики был организован консультативный пункт для родителей, где дважды в неделю дежурили психологи – преподаватели кафедры.

Улучшался и кадровый состав кафедры. В течение нескольких лет до 1993 года закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации Зобнина Т.В., Валеева И.А., Петров В.Ю., Чекалов В.А. Причем, на кафедре активно начинают работать выпускники нашего вуза. (Зобнина Т.В., Чекалов В.А., Петров В.Ю.)

Большую роль в работе кафедры играет профессор Боксер О.Я.

Оскар Яковлевич Боксер – старейший сотрудник кафедры психологии. В 1942 году, закончив Военно-авиационный факультет 2-го Московского медицинского института, ушел на фронт. Войну Оскар Яковлевич прошел врачом авиационного полка, а по окончании Великой Отечественной войны продолжил службу в армии. Служба в армии не помешала увлечению наукой. В течении двух лет (1947-1949 гг.) Оскар Яковлевич стажировался на кафедре физиологии Ленинградской военно-медицинской академии, где проводил исследования под руководством академика Л.А. Орбели, затем работал в физиологической лаборатории авиационной медицины воздушных войск, возглавлял лабораторию физиологии труда Высшей летной школы. Оскар Яковлевич – доктор наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии медико-технических наук, Российской академии естественных наук, академии акмеологических наук, международной академии научных изобретений и открытий, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ. В 1999 г.

С 1958 г. преподает в Ивановском медицинском институте, с 1969 г. возглавляет центральную научно-исследовательскую лабораторию в этом вузе. С 1984 Оскар Яковлевич начинает работу в ШГПИ, в должности профессора кафедры педагогики и психологии. А с 1986 г. (с момента образования кафедры психологии) по настоящее время является профессором нашей кафедры.

За многолетнюю и плодотворную работу и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Оскар Яковлевич был награжден Орденом почета. В 2001 году Оскар Яковлевич был награжден дипломом Международной Ассоциации Авторов Научных Открытий и памятной медалью «Автору научного открытия», посвященной лауреату Нобелевской Премии Петру Александровичу Капице. Оскар Яковлевич автор более 300 печатных трудов, в том числе около 20 монографий и книг, имеет около 60 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

Оскара Яковлевича можно назвать настоящим рыцарем науки, не только более 50 лет преданно служащим этой своенравной даме, но и посвящающим ей стихи. В числе его книг два сборника стихотворений и монография «История поэзии о науке».

После ухода на пенсию А.В. Полтева в 1993 году кафедра психологии временно была объединена с кафедрой педагогики под руководством Л.Я. Каплиной.

***

В 1995 г. кафедра психологии вновь обрела самостоятельность. Возглавил ее доктор психологических наук, профессор Коссов Борис Борисович. При кафедре открывается аспирантура, в которой начинают обучение студенты различных факультетов университета, активно интересующиеся психологией. Развитие педагогического университета, открытие новых специальностей, в том числе непедагогической направленности требует активизации работы кафедры.

Борис Борисович Коссов, 1929 года рождения, в течение длительного времени работал сотрудником НИИ психологии, возглавлял лабораторию в НИИ физической культуры, лабораторию при академии МВД СССР, в 1993-1995 гг. заведовал лабораторией общей и педагогической психологии РАО.

Борис Борисович являлся автором системно-стилевой концепции личности, активно работал над проблемами психологической поддержки в образовании. Более 200 научных трудов, в том числе несколько монографий, свидетельствуют о научной активности Бориса Борисовича Коссова. С его приходом при кафедре психологии начала действовать аспирантура. С его приходом научная работа преподавателей кафедры психологии была объединена единой темой: «Психологическая поддержка в образовании». В рамках этой проблематики был организован научно-практический семинар, который работает и до настоящего времени.

Новый этап в развитии кафедры начинается с открытия набора на специальность «Психология» с дополнительной специальностью «Социальная психология» (1998 г.), а позднее на специальность «Педагогика и психология» и направление подготовки «Психология» (2001 г.) на факультете педагогики и психологии. На кафедре не только увеличился объем учебной нагрузки, но и существенно возросла ответственность. Ведь теперь преподавателям кафедры предстояло готовить психологов.

Перед кафедрой встала задача разработки большого количества совершенно новых курсов, никогда ранее не преподававшихся в нашем университете. По ним не только отсутствовали стандартные программы, в библиотеке не было и учебников, что существенно затрудняло учебный процесс. Преподаватели кафедры активно включаются в процесс разработки и публикации методических рекомендаций, учебных материалов и курсов лекций. Можно сказать, что мы учились вместе со своими студентами, осваивая новые и ранее незнакомые нам области психологии. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на костяк кафедры, доцентов Щеглову Т.М., Шуранову И.Ю., Бирюкова С.М., Петрова В.Ю., Голубеву М.В.

Именно в этот период на кафедру психологии приходят новые молодые преподаватели, энергично включившиеся в научную и учебно-методическую работу. После защиты кандидатских диссертаций пришли Лариса Дмитриевна Мальцева, Ирина Викторовна Агададашева, Валентин Валентинович Зорин; защитив диссертацию продолжает работать на кафедре Львова Светлана Владимировна; после окончания филологического факультета начала работать ассистентом на кафедре Алена Александровна Адаменко, закончив физико-математический факультет, пришла на кафедру Зверева Наталья Геннадьевна.

***

Щеглова Татьяна Михайловна. Работает на кафедре психологии с момента ее образования. За время работы на кафедре ею были разработаны разнообразные теоретические курсы и психологические практикумы, которые сопровождались учебными материалами и методическими рекомендациями. Татьяна Михайловна успешно совмещает учебно-методическую и научную работу, активно занимается проблемами психологической поддержкой в образовании. В течение нескольких лет Татьяна Михайловна возглавляла школьную психологическую службу в школе № 9, а затем и секцию психологов при ГорОНО, активно участвовала в организации кабинета психолого-педагогической помощи при молодежно-информационном центре.

Зобнина Татьяна Венеровна. Окончила: Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова, 1986 г. по специальности «Педагогика и методика начального обучения». После окончания работала ассистентом кафедры психологии. В 1988 г. поступила в аспирантуру МГПИ им. В.И Ленина, которую закончила в 1993 г. с защитой кандидатской диссертации. С 1995 г. переведена на должность доцента кафедры акмеологии ШГПУ. С сентября 2003 г. работает доцентом кафедры психологи, а с ноября 2010 г. и заведующей этой кафедры.

В 2012 г. после завершения подготовки в докторантуре при Шуйском педагогическом университете защитила докторскую диссертацию на тему «Система психологической подготовки студентов - будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза» в Диссертационном совете ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автор более 80 научных публикаций, в т.ч. учебных пособий и монографий. Создатель концепции психологической подготовки студентов - будущих педагогов на основе акмеологического подхода.

Научную деятельность сочетает с преподавательской и организаторской деятельностью. Преподает такие курсы, как «История психологии», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая психология», «Психология труда», «Психология развития», работает со студентами и аспирантами.

Работа современного специалиста предполагает владение знаниями из различных областей психологии, особенно это, касается деятельности педагога. От качества его психологических знаний и умения применять эти знания на практике во многом зависит успешность воспитательного и образовательного процесса. Психологические дисциплины являются востребованными на всех факультетах университета. Преподаватели кафедры читают более 60 различных курсов по различным отраслям психологии. Наряду с фундаментальными дисциплинами преподаватели кафедры читают и специальные курсы, связанные со спецификой того или иного факультета, такие как «Психология физкультуры и спорта», «Психомоторное развитие детей и подростков», «Психология мифа», «Психология художественного творчества», «Юридическая психология», «Политическая психология», «Психология потребностей», «Психология религии» и многие другие. Многие из этих курсов обеспечены учебно-методическими материалами или пособиями. Ежегодно на лекции и практические занятия по психологии приходят более 1300 студентов разных факультетов очного и заочного отделения.

Совместно с методистами психологи оказывают студентам помощь в период прохождения практики, организуя как общие, так и индивидуальные консультации. Преподаватели кафедры не только предоставляют студентам теоретические знания, но и организуют выполнение практических заданий по психологии в период педагогической практики. Именно на практике студенты имеют возможность приобрести навыки использования полученных знаний. Молодыми преподавателями кафедры психологии Пшеничновой И.В., Зверевой Н.Г., Адаменко А.А., и Волковой Е.Н.были разработаны Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и коллектива, помогающие студентом выполнять задания по психологии.

Кафедра психологии является выпускающей кафедрой для специальности «Педагогика и психология» и направления подготовки «Психология».

***

Научная работа кафедры психологии связана с психологическими проблемами личностно-ориентированного образования и включает в себя такие направления, как психологическая поддержка в образовании, проблема ценностных ориентаций, развитие творческого потенциала личности, волевые качества личности и др. Научная деятельность сотрудников кафедры отражена в научных статьях, курсах лекций, в разработки спецкурсов и курсов по выбору студентов. География научных конференций, в которых участвовали сотрудники кафедры, обширна: Ярославль и Кострома, Москва и Санкт-Петербург, Иваново и Рязань, Тверь и Тула.



Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER