«Научный поиск: личность, образование, культура»

№2(52) 2024
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Малыгин А.А. Технология многостадийного оценивания в обеспечении качества аттестационных процедур в высшем образовании
Цель статьи – представить технологию многостадийного оценивания при итоговой аттестации в высшем образовании. Эта технология призвана обеспечить соблюдение принципов объективности и независимости итоговой аттестации, которые нормативно установлены в образовательном законодательстве. Научная проблема обоснования выбора технологии оценивания при итоговой аттестации актуальна по нескольким причинам. Во-первых, компетентностная трактовка результатов освоения обучающимися образовательных программ достаточно широко варьируется при декомпозиции компетенций. Во-вторых, отсутствие общепринятых подходов к формированию и применению оценочного инструментария как для внутренней системы оценки качества образования, так и для внешних аттестационных процедур. В-третьих, реалии второго десятилетия XXI века, связанные с широким внедрением дистанционных образовательных технологий, возможностями компьютеров с увеличенными вычислительными мощностями обработки больших данных заставляют переосмысливать подходы в организации всей контрольно-оценочной деятельности как с позиций ее эффективности, так и с позиций доказательной аргументации оценки заданных стандартами результатов и принимаемых на их основе управленческих решений. Эти основания приводят к необходимости поиска релевантной технологии, позволяющей преодолеть существующие сложности и при этом обеспечить получение надежных, валидных и аутентичных результатов, снижая невербальное давление на аттестуемых и обеспечивая качество самой аттестационной процедуры. Для реализации такой аттестационной процедуры и вводится понятие многостадийное оценивание, которое представляет собой определенную последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных научно обоснованных этапов и процедур создания, предъявления и оценки результатов выполнения оценочных заданий аттестационного инструментария. Представленная в данной статье технология многостадийного оценивания служит обеспечению качества в аттестационных процедурах высокой значимости, которые имеют существенное значение для принятия различного рода управленческих решений. За счет нескольких стадий оценивания, предусматривающих применение разнообразных оценочных средств на каждом этапе сообразно выделяемому уровню сформированности компетентности (минимальному – «удовлетворительно», базовому – «хорошо», высокому – «отлично»), обеспечивается повышение надежности, валидности и аутентичности результатов аттестуемых выпускников. Реализация такой технологии основывается на бипарадигмальном подходе к образовательным измерениям и теории тестов. Разработка инструментария и его использование в многостадийном оценивании требует учета специальных положений, обеспечивающих научное обоснование качества всех компонентов процесса, средств и результатов образовательных измерений. Обработка, анализ и интерпретация результатов измерений различного уровня должна проводиться в строгом соответствии с правилами и группами допустимых операций, выделенных для каждого уровня измерения, и с учетом специфики оцениваемых переменных. Невыполнение правил обработки данных может привести к несправедливой оценке выпускников и некорректным аттестационным выводам.
Для цитирования: Малыгин А.А. Технология многостадийного оценивания в обеспечении качества аттестационных процедур в высшем образовании // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. №. 2. С. 2–12. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.2.1