«Научный поиск: личность, образование, культура»

№1(51) 2024
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Мохова Ю.И., Зайцева С.А., Филин А.С. Приёмы цифровой дидактики в процессе развития орфографической грамотности школьников
В современных условиях цифрового общества появилась и быстро развивается специфическая отрасль дидактики – цифровая дидактика. Предметом цифровой дидактики является организация процесса обучения посредством использования возможностей цифровых технологий. В статье обосновывается необходимость развития практических аспектов цифровой дидактики для различных школьных дисциплин. Учителя русского языка нуждаются в наглядных примерах и методических рекомендаций по использованию цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, в том числе и для решения проблемы снижения орфографической грамотности школьников. Целью проводимого авторами исследования является разработка, обоснование, экспериментальная проверка и описание методических приёмов развития орфографической грамотности обучающихся 5-х классов. В рамках статьи описывается методика использования разработанного авторами комплекса ЭОР на примере одного из уроков по орфографии на тему «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием». Результативность разработанной методики подтверждается проведенным исследованием, которое включало в себя выявление и оценку уровня орфографической грамотности обучающихся 5-ого класса на базе МОУ средняя школа №2 им. К.Д. Бальмонта г. Шуи Ивановской области (2022-2023 учебный год). На основании вычисления критерия Манни-Уитни подтверждена статистическая значимость положительной динамики развития орфографической грамотности обучающихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной. На основании проведённого исследования и личного педагогического опыта сделаны выводы о том, что продуманное и обоснованное использование приёмов цифровой дидактики является эффективным средством формирования и развития орфографической грамотности обучающихся. Однако это возможно только при условии, что учитель русского языка активно включается в апробацию приемов цифровой дидактики и овладевает на практике соответствующими методическими приемами развития орфографической грамотности обучающихся.
Для цитирования: Мохова Ю.И., Зайцева С.А., Филин А.С. Приёмы цифровой дидактики в процессе развития орфографической грамотности школьников // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 2–13.