«Научный поиск: личность, образование, культура»

№1(43) 2022
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Гальченко А. С. Возрастная динамика изменения статуса гражданской идентичности у обучающихся
Становление зрелого гражданского самосознания молодого поколения является важным аспектом в укреплении внутреннего единства российского общества и входит в число приоритетных задач, поставленных перед современной системой образования. Педагогическое сообщество занимает ведущую роль в практике формирования гражданской идентичности, научно-методические основы которой должны быть разработаны с учетом возрастных закономерностей и психологических механизмов формирования гражданской идентичности обучающихся. В статье представлено исследование возрастной динамики статуса гражданской идентичности обучающихся младшего и старшего подросткового возраста. Для диагностики статуса гражданской идентичности применялись анкета, направленная на определение статуса гражданской идентичности, и структурированное интервью. В результате исследования было установлено, что в периоды 11-12, 13-14, 15-16 лет признаки предопределенного статуса идентичности последовательно снижаются; в 15-16 лет в индивидуальных профилях старшеклассников появляются характеристики состояния моратория в отношении гражданской идентичности и достигнутого статуса гражданской идентичности. Изменения в период с 11 до 18 лет соотношения статусов гражданской идентичности и выявление признаков статуса моратория свидетельствуют о сензитивном периоде для формирования идентичности.
Для цитирования: Гальченко А. С. Возрастная динамика изменения статуса гражданской идентичности у обучающихся // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 1. С. 36–41. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.1.6