«Научный поиск: личность, образование, культура»

№3(41) 2021
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Пшеничнова И. В., Скрёбова Д. А. Работа педагога-психолога по профилактике возникновения буллинга в классном коллективе
Актуальность данной работы вызвана значительным увеличением и разнообразием проявления различных форм проявления агрессивного поведения в подростковой среде, в том числе в общеобразовательных школах. В статье раскрываются проявления буллинга в школьной среде, особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение буллинга. Использование методов социометрии и тестирования позволило заключить, что основными факторами возникновения буллинга в классе являются групповые (неблагоприятный социально-психологический климат, низкая сплоченность коллектива), и индивидуальные факторы (агрессивное поведение, конформность подростков). Определены условия эффективной профилактики буллинга: реализация программы, направленной на формирование адекватной самооценки, навыков продуктивного межличностного взаимодействия, повышение сплоченности класса. Изложены результаты эксперимента по реализации профилактической программы: в экспериментальной группе определили статистические значимое снижение агрессивности и враждебности подростков, повышение эмоциональной привлекательности участников экспериментальной группы, уменьшение случаев буллинга. Представлены рекомендации для предотвращения буллинга.
Для цитирования: Пшеничнова И. В., Скрёбова Д. А. Работа педагога-психолога по профилактике возникновения буллинга в классном коллективе // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 3. С. 54–58.