Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПАСПОРТ
направления научно-исследовательской деятельности

Показатель Описание

Название направления научно-технической деятельности

Проблемы возрастной, педагогической и социальной психологии

В рамках данного научного направления изучаются особенности функционирования и развития психики человека на разных этапах онтогенеза; осуществляется рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей развития психики в их единстве; освещаются проблемы акселерации и ретардации в условиях современной российской действительности.

Исследуются виды, формы и средства общения субъектов образовательных отношений; явления, относящиеся к малым группам; взаимодействие и взаимовлияние группы и индивида.

Решение диагностических задач дает возможность оценивать уровень развития индивидных, личностных, социальных характеристик человека на разных этапах возрастного развития; выявлять строение (структуру) малых групп и исследовать специальные групповые феномены (сплоченность, совместимость, условия эффективности групповой деятельности).

Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни; выполняются разработка, модификация методов исследования психики человека и социально-психологических феноменов; осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ; формулирование практических рекомендаций, адресованных субъектам образовательных отношений. Все это является той сферой, где академические и прикладные исследования в области возрастной, педагогической и социальной психологии выступают в неразрывном единстве.

Код и название направления по классификации ГРНТИ  (не более 3 кодов)

15.31. Возрастная психология

15.41. Социальная психология

15.81. Прикладная психология

Код и название направления по классификации ВАК (не более 3 кодов)

19.00.05 Социальная психология

19.00.07 Педагогическая психология

19.00.13 Психология развития. Акмеология

Ведущие ученые

1. Зобнина Татьяна Венеровна. Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

3. Шмелева Елена Александровна. Заместитель директора Шуйского филиала ИвГУ по научной работе,  доктор психологических наук, доцент. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, имеет диплом 11-го Всероссийского образовательного форума «Образовательная среда – 2009», является лауреатом  международного конгресса-выставки «Global Education – образование без границ, 2010», дипломантом Международного конгресса-выставки «GLOBAL EDUCATION – Образование без границ 2011», отмечена благодарностями Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «ИНТЕГРАЦИЯ» при Правительстве Российской Федерации и Всероссийского межведомственного совета научно-технического творчества молодежи высших и средних учебных заведений. Имеет сертификаты качества инновационных разработок Всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» Российского образовательного форума, награждена Золотой медалью «Лауреат ВВЦ».

База осуществления научной деятельности (включая оснащение лабораторным оборудованием)

Кафедра психологии и социальной педагогики
Также в процессе проведения исследований используется материально-техническая база Центра новых информационных технологий Шуйского филиала ИвГУ и Издательства Шуйского филиала ИвГУ

Перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по направлению за последние 6 лет 

  • Мир движений - океан возможностей. Грант фонда поддержки семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, 2015 г.
  • Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа. Грант фонда "Православная инициатива", 2015 г.
  • Проект РФФИ
    Руководитель д.психол. наук, доцент Шмелева Е.А. 18-413-370002 Социокультурные потребности молодежи в противодействии возникающим угрозам и рискам

Основные научные труды по научному направлению, опубликованные  за последние 6 лет (монографии, статьи в рецензируемых журналах, входящих в индексы научного цитирования)

  • Зобнина Т.В. Воля в структуре процесса самоуправления // Современные исследования социальных проблем. -  2015. - №5 (49). - С.510-518.
  • Зобнина Т.В. Исследование способности к самоуправлению у студентов университета // Школа будущего. - 2015. - №5. - С. 65-71.
  • Зобнина Т.В., Белова Е.А. Межличностные конфликты учащихся подросткового возраста // VII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2015. - Электронный журнал.
  • Зобнина Т.В., Грибкова Е.Н. Исследование и развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // VII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2015. - Электронный журнал.
  • Зобнина Т.В., Колобанов А.С. Модель процесса развития у студентов - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью // Успехи современной науки и образования. 2016. Т.3. №4. 151 с. С.52-55.
  • Зобнина Т.В., Плешакова Д.С. Факторный анализ структуры коммуникативной толерант-ности личности (на примере студентов - будущих врачей) // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. - 2016. - Т.22. - №3. - 281 с. - С.46-49.
  • Зобнина Т.В., Колобанов А.С. Психологическая модель способности к самоуправлению деятельности с позиций метакогнитивного подхода // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т.4. №10. - 201 с. - С.185-188.
  • Зобнина Т.В., Моторина Н.В. Исследование особенностей эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию // Современные исследования социальных проблем. - 2016.- №11. - 374 с. - С.164-176.
  • Зобнина Т.В., Моторина Н.В. Исследованиевзаимосвязи особенностей отношения матерей к своим детям раннего возраста, характеризующимся тяжелой степенью адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и параметров их эмоционального взаимодействия // Новая наука: теоретический и практический взгляд: матер.межд. науч.-пр. конф.-Н.Новг. В 3 ч. Ч.3: Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. - 2016. - 215с.  - С.71-74.
  • Зобнина Т.В., Лебедев Д.А. Поликультурное воспитание в современном мире: основные проблемы и пути их решения // Научный поиск. №3 (21).-2016.- С.25-27.
  • Зобнина Т.В., Антонова В.А. Психолого-педагогическоесопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников // VIII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2016. - Электронный журнал.
  • Зобнина Т.В., Соколова О.В. Диагностика и развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // VIII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2016. - Электронный журнал.
  • Зобнина Т.В., Елизарова Е.Л. Развитие волевых качеств подростков в процессе занятий биатлоном // VIII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2016. - Электронный журнал.
  • Зобнина Т.В., Психологическое содержание понятия «способность к самоуправлению» // Новейшие достижения в науке и образовании: матер. международной научно-практич. конф. - Смоленск - 2016. - 211 с. - С.109-110.
  • Зобнина Т.В., Моторина Н.В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017.- №1.- 246 с. -  С.52-55.
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи способности к саморегуляции деятельности и мотивации достижений, силы воли, творческого потенциала личности студентов-будущих педагогов // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т.8. - № 8. - 194 с. - С.99 -111.
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи силы воли и мотивации достижений у студентов - будущих педагогов // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы. Сборник статей Межд. научно-пр. конф. Волгоград - Уфа. АЭТЕРНА. - 2017. - 236 с.  - С.84-87.
  • Кислякова Л.П., Зобнина Т.В.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях технологии // Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: матер. III науч. (нац.) конф.- Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, - 2017. - 441 с.-  С.70-73.
  • Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Luneva L.F., Maltseva L.D. (2015). Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 74-85.
  • Шмелева Е.А., Кисляков П.А. // Что важно для студенческой молодежи: к проблеме социокультурной идентификации личности: В книге "Россия в глобальном мире: культура и цивилизация" (коллективная монография). Вып. 1 /Под научной редакцией проф. Ж. Л. Океанской. - Казань, 2018. С.150-170
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и мотивации достижений у студентов-будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №1.216 с. С.72-74
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов - будущих педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т.9. №4. 180 с. С.88 – 102
  • Седова С.С., Данилов Н.А., Пеплова И.В. Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27412
  • Данилов Н.А., Седова С.С., Птицын Д.О. Ценности религиозного, православного мировоззрения как источник духовного совершенствования и гармонии жизни российского общества // Научный поиск: научный журнал: Издательство Шуйского филиала ИвГУ. – Шуя. 2018. № 2 (28) - с.7-12
  • Пшеничнова И.В., Федоров Я.Р., Танцура А.А. Анализ проблемы подросткового моббинга в современной школе // Научный поиск. 2018, № 1 (27) – С. 31-34
  • Пшеничнова И.В., Федоров Я.Р., Федорова С.А. Использование программы «Сказкотерапия» при работе с детьми с задержкой психического развития // Научный поиск. 2018, № 3 (29) – С. 13-16
  • Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Kovaleva M.A., Savchenko D.V., Belyakova N.V., Denisenko S.I., Pchelinova V.V. Health and safety in the structure of value orientations and needs of the student youth // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Т. 10. №8. С. 1976-1979.
  • Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Luneva L.F., Rybakova A.I., Feofanov V.N. Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Т.12. №8.С.17-20.
  • Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. The digital gender gap as a risk factor of social safety of the Russian society // Woman in Russian Society. 2018. 2018. № 3. С. 14 - 25.
  • Pravdov M.A. , Shmeleva E.A., Kartashev V.P., Pravdov D.M., NikiforovYu.B., Luneva L.F. Integration Of Motor And Cognitive Activities Of Children At Preschool Age // VII International Conference Early Childhood Care and Education /The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS 2018. Vol. XLIII. No:49Pp.374-378 doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.49
  • Kislyakov P., Shmeleva E., Rybakova A., Babich E., Belyakova N., Semenov D. Crisis of Social Identity as Threat to Socio-Psychological Security // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.64
  • Океанский В.П., Океанская Ж.Л., Шмелева Е.А. Космос Бальмонта: миры и люди (к 150-летнему юбилею поэта-метафизика) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. № 1. С. 270-276
  • Kislyakov P., Shmeleva E. Media Education in Training Students to Provide Information and Psychological Security //Медиаобразование. 2018. № 1. С. 107-116.
  • Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д. Вперед и выше! К юбилею Н.В. Кузьминой // Научный поиск. 2018. № 3. С. 74-76.
  • Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Бычина А.В. Становление просоциальных практик: от истоков к современности // Научный поиск. 2018. №4. С.8-11.
  • Мишагина О.М. Профессиограмма в подготовке студентов к психолого-педагогической деятельности // Научный поиск, №4(30), 2018, с. 5-8
  • Кузьменко И.В., Михеева В.В. Программа психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей с ЗПР средствами драматических игр // Синергия наук, 2018, №2, с. 679-687
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Системный подход к пониманию осознанной саморегуляции произвольной активности студентов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 1: материалы VIII Всероссийской научно-практической конф.: Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 353 с. С.190-193.
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Сила воли как предиктор осознанной саморегуляции произвольной активности студентов - будущих педагогов // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы VIII Межд. научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2018. – 296 с. – С.106-108.
  • Зобнина Т.В., Шутова Д.В. Исследование коммуникативных качеств личности педагогов сельской школы // Наука и научный потенциал – основа устойчивого развития общества: сб. статей межд. научно-практической конференции. Ч.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. 222 с. С.177-180
  • Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование уровня проявления силы воли у студентов - будущих учителей физической культуры // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России: матер. научной (национальной) конференции. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018.- 170 с. – С.26-29
  • Кузнецова В.А., Седова С.С. Коррекция агрессивных форм поведения в подростковом возрасте // XI Международная научная конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XI Международной научной конференции. Отв.ред. А.А. Червова. – Москва-Шуя, 2018.- С. 170-171
  • Пшеничнова И.В. Надобнова М.Л. Ценностно-смысловое саморазвитие подростка // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3 (часть 6). – С. 870-873- добавила
  • Пшеничнова И.В. Калитин А.Н. Антиципационная состоятельность педагогов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XI Международной научной конференции. Отв.ред. А.А. Червова. – Москва-Шуя, 2018. – С. 163-164
  • Зобнина Т.В. Исследование взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №1. - 274 с. - С. 98-102.
  • T.V. Zobnina, L.P. Kislyakova, O.M. Mishagina, S.S. Sedova, A.A. Efremov. Training Future Teachers to Develop Conscious Self-Regulation of Voluntary Activities // Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019). S.483-489.
  • Зобнина Т.В. Исследование способности к самоуправлению у студентов университета // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сб. статей Межд. научно-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2019. – 342 с. – С. 311-315
  • Зобнина Т.В. Шабалина Д.В. Роль семьи в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста // Научные достижения: теория, методология, практика. Сб. науч. трудов по материалам XI Межд. научно-пр. конф. – Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (НИЦ «Иннова»), 2019. - 29 с.-С. 17-21.

Результаты научной деятельности  за последние  6 лет.

Базы данных:

  • Лонгитюдное исследование динамики профессионального развития студентов педагогического университета /Зобнина Т.В// Свидетельство о гос. регистрации базы данных № 2011620334.
  • Психофункциональное состояние детей 5-6 лет/ Правдов  Д.М.// Свидетельство о гос. регистрации базы данных №2011620574

Диссертации  за последние 6 лет

  • Зобнина Т.В. Система психологической подготовки студентов-будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза // Дисс. на соискание ученой степени доктора психол. н. - Нижний Новгород, 2012
  • Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза//Дисс.на соискание ученой степени доктора психологических наук.- Нижний Новгород, 2013
  • Кисляков П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога //Дисс.на соискание ученой степени доктора психологических наук.- Нижний Новгород, 2014
  • Моисеева С.Н. Совладающее поведение матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями // Дисс.на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Ярославль, 2017

Научные мероприятия за последние 6 лет

  • Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи// IV Всероссийская  студенческая электронная научная конференция  в рамках  Студенческого  научного  форума 2012
  • Проблемы воспитания и образования: аксиологический аспект // Пед.науч.конф. (янв.2019 г.)
  • Антропологические исследования образования и культуры// Национальная научная конференция (окт.2019 г.)
  • Научная конференция преподавателей «Наука и образование в современном вузе: вектор развития»; секция «Теория и практика научного исследования в психолого-педагогической деятельности, посвященная памяти доктора психологических наук, доктора акмеологических наук, профессора С.Н. ТОЛСТОВА»

Контактная информация

Шмелева  Е.А.Телефон : 8(49351) 31160;  E-mail: ukrir_sgpu@front.ru




Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER