Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-исследовательская лаборатория мониторинга здоровья и образа жизни

  1. Направления научной деятельности

    В настоящее время сохранение, укрепление и восстановление здоровья (реабилитация) неразрывно связаны с понятием «качества жизни». Наукой установлено, что здоровье на 60 % обусловлено здоровым образом жизни и только на 10 % медицинскими вмешательствами. В первую очередь, это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в процессе реабилитации. Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общества высокую эффективность восстановления здоровья обеспечивает только комплексная реабилитация – физическая, психологическая, социальная, при наличии хорошего диагностического сопровождения и мотивации на здоровый образ жизни. Необходимость решения этих насущных проблем и предопределило создание коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры научно- исследовательской лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни. Лаборатория оснащена самой современной диагностической аппаратурой, позволяющей проводить изучать биоэлектрическую активность головного мозга методом электроэнцефалографии, заглянуть в глубины психики при помощи компьютеризированного комплекса «Психотест», оценить резервные возможности сердечно-сосудистой системы методом электрокардиографии, как в покое, так и во время велоэргометрической пробы, включая ЭКГ высокого разрешения, исследовать состояние вегетативной нервной системы при помощи прибора «ВНС-спектр» и осуществить диагностику мышечного аппарата с использованием метода вызванных мышечных потенциалов.

    В проведении научных исследований на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни участвуют как преподаватели различных кафедр, так и студенты, магистранты и аспиранты. Полученные результаты в внедряются в процесс преподавания таких дисциплин как «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Невропатология», «Нейрофизиология», «Гигиена физического воспитания и спорта», «Основы психотерапии» и др.

    За 2018-2019 учебный год на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в рамках изучения дисциплин ««Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация» совместно со студентами 2, 3 и 4 курсов факультета физической культуры, обучающихся по специальность: «Физическая реабилитация по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» было проведено комплексное обследование 184 человек с различной сердечно-сосудистой патологией (гипертоническая болезнь 1 и 2 стадии, вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония по кардиальному, гипертоническому, гипотоническому типам и т.д.). Студенты осваивали метод велоэргометрии, основы ЭКГ в покое и при нагрузке, определение аэробно-анаэробного порога, расчет максимального потребления кислорода. Все эти параметры обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, необходимы для определения реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и разработки реабилитационной программы. Полученные данные легли в основу курсовых работ по дисциплине «Физическая реабилитация». Результаты исследования были доложены на научной конференции «Наука и образование в современном ВУЗе: вектор развития». Студенты награждены дипломами за результативную научную деятельность и сертификатами участников. Обобщенные результаты оформлены в виде тезисов и статей в соавторстве со студентами и будут опубликованы в сборнике материалов конференции «Наука и образование в современном ВУЗе: вектор развития».


    Также за 2018-2019 учебный год на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни разработана методика нейтрализации нервно-психических стрессов с использованием технологий виртуальной реальности. В основу данной методики положена известная психотехника «Десенсибилизация и переработка посредством движения глаз», разработанная в США Френсин Шапиро и содержит уникальный элемент билатеральной стимуляции (движения глаз, звуковая и тактильная стимуляция) в каждой сессии. В настоящее проводится нейрофизиологическое обоснование этой методики в рамках разрабатываемой проблемы «Неврозы. Декатастрофизация сознания».

    На базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в 2018-2019 учебном году выполнено межкафедральное исследование при участии преподавателей кафедр безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры и педагогики и специального образования. Проведен сравнительный анализ интеллектуального, двигательного и эмоционального развития детей с задержками психического развития и детей с синдромом Дауна. Полиморфизм полученных данных по вышеназванным сферам в этих двух группах оказался настолько значительным, что не представляется возможным относить этих детей к какой-то одной категории. Процессы социализации, реабилитации у них протекают по совершенно разным механизмам. Полученные результаты были опубликованы в виде статьи в зарубежном журнале E.V. Perevozchikova, N.V. Mishanina, V.I. Mishanina, I.V. Utkin «Psychophysical abilities of children with Down syndrome» в журнале International Journal of Advanced Biotechnology and Research.- vol. 10, issue 2, 2019 pp. 136-142 (Web of Science).

    Перспективы использования лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в развитии научно-образовательного потенциала региона определяются по следующим направлениям.

    • Расширение базы междисциплинарных комплексных медико-психолого-педагогических исследований в НИР преподавателей и студентов.
    • Разработка технологии мониторинга здоровья и образа жизни лиц с ОВЗ и здоровых.
    • Медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и здоровых, занимающихся физической культурой и спортом (включая адаптивную физическую культуру).
    • Создание современного научно-методическое обеспечения актуальных направлений подготовки: адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта, психологии, логопедии, безопасности жизнедеятельности и других.
  2. Краткая историческая справка

    Научно-исследовательская лаборатория Мониторинга здоровья и образа жизни организована в 2013 году кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры. Руководителем лаборатории является кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры Уткин Игорь Викторович.

    Создание лаборатории стало возможным благодаря победе творческого коллектива в конкурсе проектов в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» под руководством доктора медицинских наук, профессора, почетного работника ВПО РФ Карасёвой Татьяны Вячеславовны.

  3. Коллектив центра
    1. Руководитель – Уткин Игорь Викторович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры
    2. Михайлов Алексей Александрович, доктор педагогических наук, доцент, директор Шуйского филиала ИвГУ, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры.
    3. Воробушкова Марина Владимировна, доктор медицинских наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта.
    4. Перевозчикова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры, декан историко-филологического факультета.
    5. Гинко Владимир Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры.
  4. Научно-исследовательские работы центра
    1. Программа «Мониторинг здоровья и формирование здорового образа жизни средствами адаптивной физической культуры» - 2012-2013гг, в рамках мероприятия 2.4 федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (руководитель – профессор Карасева Т.В.).
    2. Проект № 6.7861.2013 «Разработка системы мониторинга здоровья и формирование здорового образа жизни лиц, занимающихся адаптивной физической культурой», выполняемому в рамках государственного задания вузу в 2013 году (руководитель – профессор Толстов С.Н.).
  5. Монографии
    1. Карасева Т.В., Семенова А.Ю., Толстова С.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ». Шуя, 2008 г.
    2. Карасева Т.В., Толстов С.Н., Жубаркин С.В., Воробьева С.Н. Теоретические аспекты и методика гигиенического образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008 г.
    3. Толстов С.Н., Нестеров А.Н., Карасева Т.В. и др. Системная модернизация сельского образовательного пространства: методология, стратегия, опыт, технология. Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.
    4. Карасёва Т.В., Бабанова Н.Н., Культура здоровья преподавателя вуза. Иваново: Изд-во «ИГЭУ», 2010 – 113с.
    5. Тихомолов М.В., Толстов С.Н. Развитие готовности к профессиональной деятельности организаторов и медицинских работников сельского здравоохранения. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2010 – 170с.
    6. Махов А.С. Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество, культура Коллективная монография. Книга 6. Раздел 3. Управление развитием спортивных клубов для людей с инвалидностью. Научно-инновационный центр, Красноярск, 2011, с. 57-90
    7. Махов А.С. Управление спортивными клубами для инвалидов-ампутантов Монография. Издательский Дом: «LAP LAMBERT Academic Publishing», Германия, 2011. – 100 с.
    8. Махов А.С. Управление спортивными клубами для лиц с нарушением слуха. Монография: Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.- 123 с.
    9. Подворная Е. В., Карасёва Т.В., Фетискин Н.П., Ступак В.С. Психолого-акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями. Издательство «Иваново», 2011. – 225 с.
    10. Карасёва Т.В., Толстов С.Н., Турбачкина О.В., Перевозчикова Е.В., Бишаева А.А., Руженская Е.В. Формирование культуры здоровья: управление качеством физического воспитания студентов Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ»,2012.- 160с.
    11. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующего образования в вузе. Дисс…к.п.н. Шуя, 2008
    12. Семенова А.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности. Дисс...к.п.н. Шуя, 2009
    13. Батягина Н.Ж. Социально-психологические условия эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы. Дисс.. к.психол. н. Москва, 2010
    14. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района. Дисс…к.мед.н. Москва, 2010
    15. Ермакова Ю.Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол. Дисс…к.п.н. Шуя, 2010
    16. Подворная Е.В. Психолого - акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями Дисс...к.психол.н. Шуя, 2011
    17. Осокина Е.А. Содержание и методика занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет Дисс…к.п.н. Шуя,2012
    18. Турбачкина О.В. Совершенствование системы физического воспитания студентов в целях формирования культуры здоровья Дис. к.п.н. Москва,2012.
  6. Учебники и учебные пособия
    1. Карасева Т.В., Толстов С.Н. с соавт. Проблемы здорового образа жизни и инновационные здоровьесберегающие технологии (УМО по социальной работе). РГСУ,2009
    2. Карасева Т.В., Толстов С.Н. с соавт. Направления и технологии социальной интеграции инвалидов (УМО по социальной работе).РГСУ,2009
    3. Карасева Т.В., Толстов С.Н. с соавт. Профилактика ПАВ-зависимости среди молодежи(УМО по социальной работе) РГСУ,2009
    4. Карасева Т.В., Толстов С.Н. с соавт. Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях (УМО по социальной работе). РГСУ,2009
    5. Карасева Т.В., Толстов С.Н. с соавт. Научные основы и технологии психосоциальной работы(УМО по социальной работе). РГСУ,2009
    6. Карасёва Т.В., Гиголаева Т.В., Замогильнов А.И. Нестеров А.Н., Перевозчикова Е.В., Толстова С.Ю., Махов А.С., Руженская Е.В., Толстова Т.С. Лечебная физическая культура в педиатрии (учебное пособие с грифом УМО по образованию в области ФКи С). Учебное пособие. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 164 с.
    7. Карасёва Т.В., Махов А.С., Руженская Е.В., Замогильнов А.И., Лощаков А.М. и др.всего 9 соавт. Лечебная физическая культура в неврологии (учебное пособие с грифом УМО по образованию в области ФКиС). Учебное пособие. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 164 с.
    8. Карасёва Т.В., Замогильнов А.И. Нестеров А.Н., Перевозчикова Е.В., Тихомолов М.В. и др. ЛФК в терапии (учебное пособие с грифом УМО по образованию в области ФКиС) . Учебное пособие.- Иваново,2010.-160 с.
    9. Карасёва Т.В., Замогильнов А.И., Лощаков А.М., Толстов С.Н., Нежкина Н.Н., Нестеров А.Н., Перевозчикова Е.В., Махов А.С., Руженская Е.В. Лечебная физическая культура в гериатрии (учебное пособие, рекомендовано УМО по образованию в области ФК и С). Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2011.-140с.
    10. Карасёва Т.В., Замогильнов А.И., Толстов С.Н., Нежкина Н.Н., Перевозчикова Е.В., Махов А.С., Руженская Е.В., Тихомолов М.В., Жубаркин С.В., Гузий В.В. Лечебная физическая культура в травматологии (учебное пособие, рекомендовано УМО по образованию в области ФК и С). Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2011.-220с.
    11. Карасёва Т.В., Перевозчикова Е.В., Махов А.С., Гиголаева Т.В., Нестеров А.Н., Толстова С.Ю. Физическая реабилитация ч.1.(уч. пособие). Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.-129с.
    12. Карасёва Т.В., Перевозчикова Е.В., Махов А.С., Гиголаева Т.В., Нестеров А.Н., Толстова С.Ю. Физическая реабилитация ч.2.(уч. пособие). Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011.-119с.
    13. Махов А.С., Белова И.Ю. Практика по адаптивной физической культуре (уч.-мет. пособие).Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2011 – 103 с.
    14. Карасёва Т.В., Толстова С.Ю. Толстов С.Н., Тутельян В.А., Жубаркин С.В., Плакунов А.Ю., Пахолков А.В., Стародубов В.И., Ильин А.С., Тихомолов М.В., Руженская Е.В. Основы здорового образа жизни (учебник). Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.-96с.
    15. Карасёва Т.В., Толстов С.Н., Тутельян В.А., Стародубов В.И., Жубаркин С.В., Плакунов А.Ю., Тихомолов М.В., Толстова С.Ю., Яблокова И.В., Кунак А.А., Мохова А.С., Пахолков А.В. Основы здорового образа жизни и профилактики (учебник, рекомендован УМО вузов России по образованию в области социальной работы). Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2012.- 180с.
    16. Уткин И.В., Перевозчикова Е.В. Артериальная гипертония: социально-медицинские аспекты. Учебно-методические материалы. Шуя, 2016. – 47 с.
    17. Уткин И.В., Уткина М.Н., Перевозчикова Е.В. Кинезитерапия при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Учебно-методические материалы. Шуя, 2017. – 39 с.
  7. Диссертации
    1. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующего образования в вузе. Дисс…к.п.н. Шуя, 2008
    2. Семенова А.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности. Дисс...к.п.н. Шуя, 2009
    3. Батягина Н.Ж. Социально-психологические условия эффективного развития культуры здорового образа жизни педагога сельской школы. Дисс.. к.психол. н. Москва, 2010
    4. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района. Дисс…к.мед.н. Москва, 2010
    5. Ермакова Ю.Н. Методика физкультурных занятий с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол. Дисс…к.п.н. Шуя, 2010
    6. Подворная Е.В. Психолого - акмеологические условия развития детей первого года жизни с психомоторными нарушениями Дисс...к.психол.н. Шуя, 2011
    7. Осокина Е.А. Содержание и методика занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет Дисс…к.п.н. Шуя,2012
    8. Турбачкина О.В. Совершенствование системы физического воспитания студентов в целях формирования культуры здоровья Дис. к.п.н. Москва,2012.
  8. Выпуск научных сборников
    1. Формирование гармонично развитой личности ребенка, психолого-педагогический аспект. Иваново, 2008 / Под. ред Карасевой Т.В., Руженской Е.В.
    2. Здоровье, образ жизни и образование. Вып. V1. (сб. науч. тр.). Здоровье, образ жизни и образование. Вып. V1.Сборник материалов по итогам «Недели науки-2009» - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2010 – 160с. / Под ред. Карасёвой Т.В.
    3. Психология саморазвития личности. Материалы заочной научно-практической конференции 4 апреля 2013 г. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2013. – 112 с.
    4. «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области» Материалы II научной конференции 2-3 ноября 2016 г. Шуя, Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 338 с.
    5. «Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека». Материалы III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 10-14 апреля 2017 г. Иваново: Изд-во ФГБОУ ВО ИвГМА
  9. Научные связи, договора о сотрудничестве

    Активно развиваются межакадемические связи: действуют договора о творческом сотрудничестве с институтом питания РАМН, с ФГБНУ «ЦПВиСППДМ» (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»), с Российским Государственным социальным университетом, с РАНХиГС. Перспективным направлением является сотрудничество с РАН по направлению интеграции науки, образования и практики в социальной сфере.

  10. Награды
    • Уткин И.В. – Благодарность министерства здравоохранения Российской Федерации 29.05.2003 г.,
    • Уткин И.В. – Почетная грамота  министерства образования РФ 2011.





Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER