В настоящее время сохранение, укрепление и восстановление здоровья (реабилитация) неразрывно связаны с понятием «качества жизни». Наукой установлено, что здоровье на 60 % обусловлено здоровым образом жизни и только на 10 % медицинскими вмешательствами. В первую очередь, это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в процессе реабилитации. Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общества высокую эффективность восстановления здоровья обеспечивает только комплексная реабилитация – физическая, психологическая, социальная, при наличии хорошего диагностического сопровождения и мотивации на здоровый образ жизни. Необходимость решения этих насущных проблем и предопределило создание коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры научно- исследовательской лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни. Лаборатория оснащена самой современной диагностической аппаратурой, позволяющей проводить изучать биоэлектрическую активность головного мозга методом электроэнцефалографии, заглянуть в глубины психики при помощи компьютеризированного комплекса «Психотест», оценить резервные возможности сердечно-сосудистой системы методом электрокардиографии, как в покое, так и во время велоэргометрической пробы, включая ЭКГ высокого разрешения, исследовать состояние вегетативной нервной системы при помощи прибора «ВНС-спектр» и осуществить диагностику мышечного аппарата с использованием метода вызванных мышечных потенциалов.
В проведении научных исследований на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни участвуют как преподаватели различных кафедр, так и студенты, магистранты и аспиранты. Полученные результаты в внедряются в процесс преподавания таких дисциплин как «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Невропатология», «Нейрофизиология», «Гигиена физического воспитания и спорта», «Основы психотерапии» и др.
За 2018-2019 учебный год на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в рамках изучения дисциплин ««Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», «Физическая реабилитация» совместно со студентами 2, 3 и 4 курсов факультета физической культуры, обучающихся по специальность: «Физическая реабилитация по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» было проведено комплексное обследование 184 человек с различной сердечно-сосудистой патологией (гипертоническая болезнь 1 и 2 стадии, вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония по кардиальному, гипертоническому, гипотоническому типам и т.д.). Студенты осваивали метод велоэргометрии, основы ЭКГ в покое и при нагрузке, определение аэробно-анаэробного порога, расчет максимального потребления кислорода. Все эти параметры обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, необходимы для определения реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и разработки реабилитационной программы. Полученные данные легли в основу курсовых работ по дисциплине «Физическая реабилитация». Результаты исследования были доложены на научной конференции «Наука и образование в современном ВУЗе: вектор развития». Студенты награждены дипломами за результативную научную деятельность и сертификатами участников. Обобщенные результаты оформлены в виде тезисов и статей в соавторстве со студентами и будут опубликованы в сборнике материалов конференции «Наука и образование в современном ВУЗе: вектор развития».
Также за 2018-2019 учебный год на базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни разработана методика нейтрализации нервно-психических стрессов с использованием технологий виртуальной реальности. В основу данной методики положена известная психотехника «Десенсибилизация и переработка посредством движения глаз», разработанная в США Френсин Шапиро и содержит уникальный элемент билатеральной стимуляции (движения глаз, звуковая и тактильная стимуляция) в каждой сессии. В настоящее проводится нейрофизиологическое обоснование этой методики в рамках разрабатываемой проблемы «Неврозы. Декатастрофизация сознания».
На базе лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в 2018-2019 учебном году выполнено межкафедральное исследование при участии преподавателей кафедр безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры и педагогики и специального образования. Проведен сравнительный анализ интеллектуального, двигательного и эмоционального развития детей с задержками психического развития и детей с синдромом Дауна. Полиморфизм полученных данных по вышеназванным сферам в этих двух группах оказался настолько значительным, что не представляется возможным относить этих детей к какой-то одной категории. Процессы социализации, реабилитации у них протекают по совершенно разным механизмам. Полученные результаты были опубликованы в виде статьи в зарубежном журнале E.V. Perevozchikova, N.V. Mishanina, V.I. Mishanina, I.V. Utkin «Psychophysical abilities of children with Down syndrome» в журнале International Journal of Advanced Biotechnology and Research.- vol. 10, issue 2, 2019 pp. 136-142 (Web of Science).
Перспективы использования лаборатории мониторинга здоровья и образа жизни в развитии научно-образовательного потенциала региона определяются по следующим направлениям.
Научно-исследовательская лаборатория Мониторинга здоровья и образа жизни организована в 2013 году кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры. Руководителем лаборатории является кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры Уткин Игорь Викторович.
Создание лаборатории стало возможным благодаря победе творческого коллектива в конкурсе проектов в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» под руководством доктора медицинских наук, профессора, почетного работника ВПО РФ Карасёвой Татьяны Вячеславовны.
Активно развиваются межакадемические связи: действуют договора о творческом сотрудничестве с институтом питания РАМН, с ФГБНУ «ЦПВиСППДМ» (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»), с Российским Государственным социальным университетом, с РАНХиГС. Перспективным направлением является сотрудничество с РАН по направлению интеграции науки, образования и практики в социальной сфере.