«Научный поиск: личность, образование, культура»

№1(51) 2024
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Набилкина Л.Н. Конфликт культур: отражение Болонского процесса в российском образовании
Статья посвящена анализу причин и проблем выхода России из единого европейского пространства высшего образования, более известного как Болонский процесс. Изначально представленный как процесс интеграции высшего образования, этот процесс трансформировался из диалога культур в конфликт культур. Культурологические предпосылки и результаты этого явления исследуются в данной статье. Цель исследования – рассмотреть особенности отказа вхождения России в болонскую систему, проанализировать недостатки этого процесса, причины отказа от общеевропейской образовательной системы, обозначить значение высшего образования в формировании национальной идентичности и национального менталитета. Основными методами исследования явились системно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и аксиологический. Также в работе используются другие методы, адекватные цели исследования: метод социологического наблюдения, описание, лингвокультурологический анализ. Проблема интеграции высшего образования активно обсуждается в педагогическом сообществе. Наши педагоги, методисты, культурологи также участвуют в научной дискуссии. Несмотря на ряд преимуществ, российское образование совершенно не вписывается в контекст западной культуры: унификация учебного процесса ведет к разрушению научных школ, идеи «образовательного туризма» и «двойных» дипломов совершенно не могут быть реализованы, особенно в провинциальных вузах, российские университеты не могут занять достойные места в международных рейтингах. В результате автор статьи приходит к выводу о том, что задача культурно - образовательного сообщества состоит в сохранении национальной идентичности, базовых ценностей, традиций уникального и самобытного образования. Главная миссия университетского образования – формирование универсальной образовательной идеи, основанной на приоритете гуманитарного знания. К этому и должны стремиться ученые и просветители, вне зависимости от национальности и языковой принадлежности.
Для цитирования: Набилкина Л.Н. Конфликт культур: отражение Болонского процесса в российском образовании //Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 81–85.