«Научный поиск: личность, образование, культура»

№1(43) 2022
Научный поиск: личность, образование, культура
◄ статьи выпуска
Когаловский С. Р. О филогенетическом и онтогенетическом подходах к обучению
Анализируются хорошо известные аргументы в пользу генетического подхода к обучению. Показываются трудности его воплощения и принципиальная ограниченность его возможностей. Этот подход не менее естественно называть филогенетическим подходом. Он основывается, по сути, на следующем принципе культурного развития подобном биогенетическому закону Э. Геккеля: культурный онтогенез повторяет культурный филогенез. Однако культурный филогенез порождает иную траекторию культурного онтогенеза, иную его логику. И чем дальше он уходит в своем развитии, тем большее несет расхождение с его логикой логики культурного онтогенеза, а с ним возможности более далеко идущего развития личности. Неизбежно и продуктивно существенное влияние апостериорного начала на изучение достижений прошлого. Неизбежен и продуктивен апостериорный подход к их освоению. Принцип культурного развития, подобный закону Геккеля, ложен, и филогенетический подход к обучению не согласуется с культурным филогенезом, который не может не приводить к существенным изменениям методов обучения. С филогенетическим подходом к обучению сопоставляются подходы, ориентированные на культурный онтогенез. Они снимают ряд трудностей обучения и превращают их истоки в эффективные средства развивающего обучения. Особому рассмотрению подвергаются подходы к обучению математике.
Для цитирования: Когаловский С. Р. О филогенетическом и онтогенетическом подходах к обучению // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 1. С. 3–13. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.1.1