Как уже было сказано в предыдущей части моего повествования (см. М.А. Правдов. История из детства), после окончания Долматовской средней школы (пос. Долматовский) я в 1980 году поступил учиться в Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова на факультет физического воспитания.
После зачисления на факультет нас сразу отправили на сельскохозяйственные работы в колхоз: помогать убирать урожай.
По окончании уборки урожая мы приступили к учебе в вузе. Началась новая жизнь. Обучаться на факультете мне посчастливилось у замечательных педагогов и наставников. За годы обучения у нас сменилось три декана. Ирина Исааковна Голицына руководила факультетом с 1980 по 1981 гг., Сергей Константинович Маковей - с 1981 по 1983 гг., а Наталья Алексеевна Калашникова - с 1983 по 1985 гг. и вручала нам дипломы в июне 1984 года. Моими преподавателями по легкой атлетике были: Валерьян Александрович Воронин, Владимир Юрьевич Петров, Николай Евгеньевич Хромцов; по гимнастике: Людмила Дмитриевна Акименко, Владимир Вячеславович Акименко, Владимир Анатольевич Муравьев и Владимир Николаевич Миронов.
Занятия по плаванию, конькобежному спорту и туризму вела Елена Николаевна Червякова.
Лыжным спортом с нами занималась Надежда Владимировна Андреева и ее супруг Сергей Борисович Андреев, а также декан факультета С.К. Маковей.
Незабываемыми были занятия по анатомии, у единственного тогда на факультете профессора Анны Алексеевны Тюриной (1980-1982 гг.).
Лекции и практические занятия по физиологии, которые вела Ирина Исааковна Голицына, были для нас примером и вершиной педагогического искусства.
Занятия по спортивным играм у нас вели: Виктор Николаевич Фролов, Юрий Иванович Веселов, Владимир Петрович Павленко. Тут я хочу сделать маленькую ремарку в адрес моего педагога Виктора Николаевича Фролова, хотя каждый из моих учителей заслуживает гораздо большего внимания, чем маленькая ремарка. В.Н. Фролов был куратором у нас на первом курсе. Он руководил многие годы студенческим театром эстрадных миниатюр (СТЭМ). Благодаря его таланту в организации, постановке и проведении различных мероприятий на факультете и в вузе, в том числе студенческих постановок, мы получали навыки общения с людьми, влюблялись в свою профессию через театрализованную деятельность, учились правильно говорить и выражать свои мысли, читая со сцены стихи известных поэтов, исполняя монологи.
Удивительными по своему содержанию и искусству слова для меня были лекции по научному коммунизму, которые вели Эдуард Наумович Гольдштейн и Фаина Михайловна Богословская.
Психологию спорта нам читали Виктор Васильевич Андрианов и Василий Петрович Подвойский. Знания по теории и методике физического воспитания мы получали на лекциях у преподавателя Геннадия Николаевича Зыкова.
Александр Васильевич Полтев вел общую психологию и педагогику. Участник Великой Отечественной войны, он сразу притянул к себе взоры и умы нас, первокурсников, своей фигурой, статью и воинской выправкой. Несмотря на то, что он был без ноги по причине ранения и передвигался с помощью костылей, он ни на секунду не позволял себе показать хотя бы малейшее недомогание или что-то подобное этому. Его воля, самодисциплина, закаленная в сражениях на нашу родину просто окутывала ореолом всю его личность, кавалера многих боевых и юбилейных медалей, Ордена Славы 2 -й и 3 -й степеней. Совместно с ним занятия по педагогике вела Людмила Тимофеевна Демонова. Скромный, глубокий человек, с любовью относилась к каждому из студентов, всегда находила нужные слова и оказывала поддержку советом.
Важное влияние на формирование научного мировоззрения у нас, будущих учителей, оказал доктор наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии медико-технических наук, Российской академии естественных наук, академии акмеологических наук, международной академии научных изобретений и открытий, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ Оскар Яковлевич Боксер.
Пройдя войну врачом авиационного полка, он в последствие сделал много для развития науки в нашей стране, в том числе, в развитии космоса. Мы с удовольствием находились на его занятиях в лаборатории психофизиологии, участвуя в удивительных экспериментах, каждый раз для нас это были новые открытия в мире науки.
Низкий поклон моим педагогам, которые встретились на моем жизненном пути во время учебы в институте. Жизнь в вузе не была только учебой. Мы активно участвовали в различных мероприятиях, которые проводил комитет комсомола. Вечерами, мы в составе бригад дружинников ходили по городу и следили за порядком в общественных местах, организовывали и проводили физкультурно-спортивные мероприятия с детьми в микрорайонах города, собирали макулатуру и металлолом, ездили в составе агитбригад по школам области, где выступали с концертами и проводили матчевые встречи по разным видам спорта.
В июне 1981 года, нас отправили на летние сборы на Рубское озеро в Тейковский район Ивановской области. Часть ребят отвезли на автобусе, а другая часть студентов добиралась на машине.
После сборов на Рубском озере, сдав необходимые для зачетов нормативы по видам спорта, я первый раз отправился работать в стройотряд. Было это в июле-августе 1981 года. Отряд работал в колхозе имени генерала Горбатова, в д. Клетино Палехского района. Командиром отряда был студент старшего курса Вячеслав Козлов. К нам в отряд был приписан на трудовое воспитание паренек (фамилию и имя его я не помню) из детской комнаты милиции, вроде из г. Вичуги. Раньше такое практиковалось. Раз педагоги, значит, могут и должны помочь подростку встать на путь истинный. Вел он себя в отряде довольно хорошо. Претензий потом со стороны детской комнаты милиции к нам по его воспитанию не было. Однако дальнейшая судьба мне его не известна.
Строили мы ферму, а точнее, достраивали. И это был шестой, как нам сказали отряд, который пытался это сделать. Отряд наш был малочисленный, да и несильно опытный в строительстве. Трудились мы действительно самоотверженно. Однажды от жары и, очевидно, от недоедания мне стало плохо так, что я упал в обморок. Спасибо ребятам, сделали яичницу и накормили меня. Через некоторое время я пришел в себя и продолжил трудиться.
Трудились мы все лето, однако по причине то ли нехватки материалов, или по другим, от нас независящим обстоятельствам, нам, как и предыдущим отрядам, ввести в строй этот объект, так и не удалось.
Во второй стройотряд «Прометей» я отправился летом 1982 года. Командиром отряда был наш староста Владимир Анатольевич Чекалов (впоследствии закончил московскую аспирантуру, получил степень кандидата психологических наук, работал на кафедре психологии нашего вуза). Сначала мы жили в здании пришкольного интерната в п. Палех, потом в селе Майдаково. Мы прокладывали линии связи для строившегося тогда рядом с Палехским автовокзалом здания узла связи. С утра до ночи мы копали траншеи и прокладывали кабель связи. В этот раз у нас все сложилось благополучно, и мы выполнили взятые на себя обязательства.
На 4 -м курсе я женился (1983 год). В 1984 г. с отличием окончил ШГПИ им. Д.А. Фурманова по специальности «Физическое воспитание», получив квалификацию учителя физической культуры.
После окончания вуза меня по распределению направили работать тренером по лыжному спорту в ДЮСШ г. Заволжска. К тому времени у нас с супругой родился сын Дима (24 сентября 1984 года). В этом же году меня призвали в Советскую Армию.
Служил я 1,5 года. Тогда после вуза служили полтора года. Начинал службу в звании рядового (курсант батальона связи в пос. Добеле Латвийской ССР), заканчивал служить в г. Черняховске близ г. Калининграда - на курсах подготовки офицеров.
В настоящее время имею звание старшего лейтенанта запаса. Так сложилось, что прибыв в учебку связи (г. Добеле Латвийской ССР), в самом начале службы, я познакомился с интересными ребятами. Тогда нас, выпускников разных вузов со всего Советского Союза, много собралось. Например, только в нашем взводе было 27 человек с высшим образованием, а в других - и того больше. Среди образовавшихся у меня друзей-однополчан были и родные мне по профессии люди. Например, несколько выпускников из физкультурного института им. П.Ф. Лесгафта (г. Ленинград). С одним из них я встретился после службы, когда приехал в 1989 году поступать в аспирантуру в Государственный дважды орденоносный институт физической культуры (ГДОИФК) им. П.Ф. Лесгафта на кафедру биомеханики. Это был Анатолий Зайцев, который там уже учился на 2-м курсе на кафедре управления физической культурой и готовился к защите кандидатской диссертации. Эта встреча состоялась через 5 лет с момента окончания обучения в «учебке связистов». В настоящее время мы поддерживаем связь, встречаемся на научных конференциях и других мероприятиях.
Случай помог мне увидеться с ним и другим моим однополчанином, но уже через 36 лет. В 2021 году мы с супругой решили съездить в отпуск в гости к доктору педагогических наук, профессору А.А. Зайцеву в г. Калининград. Там-то мы и встретились - я называю эту встречу «3D» - три доктора наук.
На снимке: Встреча однополчан через 36 лет после службы в армии. г. Калининград, 2021 г. Три доктора наук: в центре - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета Анатолий Александрович Зайцев, справа - доктор физико-математических наук, профессор Сергей Владимирович Созонов - ведущий научный сотрудник Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Курчатовский ядерно-физический комплекс, отдел экспериментальных исследований конденсированного состояния, начальник отдела, профессор физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Московского авиационного института, слева - Ваш покорный слуга.
Отслужив 1,5 года в армии, я вернулся в родной вуз (1986 год), где был принят на работу на кафедру физической культуры.
В 1987 году к нам в вуз на работу на факультет был приглашен кандидат педагогических наук, доцент Юрий Борисович Никифоров с семьей. Работал в должности заведующего кафедрой спортивных дисциплин ШГПИ с 1987 по 1996 гг. Именно благодаря ему я познакомился с профессором Игорем Михайловичем Козловым, впоследствии ставшим моим научным руководителем. И.М. Козлов - выпускник Ленинградского государственного университета, специалист в области биологии и физиологии человека и животных, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор, автор целого ряда научных трудов, среди них монография «Биомеханические факторы организации спортивных движений».
В 1989 г. я поступил в очную целевую аспирантуру ГДО ИФК им. П.Ф. Лесгафта (г. Ленинград), где учился на кафедре биомеханики. В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию. После защиты вернулся в ШГПИ на должность старшего преподавателя кафедры спортивных дисциплин.
Уже став доктором педагогических наук и профессором, я сам руковожу исследованиями аспирантов. В 2010 году в аспирантуре нашего вуза к нашей кафедре был прикреплен в качестве соискателя вратарь футбольного клуба ЦСКА, заслуженный мастер спорта России - Игорь Владимирович Акинфеев. В течение двух лет мы совместно с ним осуществляли научное исследование, посвященное подготовке вратарей в футболе.
Неизгладимое впечатление на меня произвел тренерский талант и педагогическое мастерство заслуженного работника физической культуры и спорта России, краеведа, спортивного журналиста и писателя, «Мастера спорта СССР» Альберта Федоровича Скобцова. Мне повезло работать с А.Ф. Скобцовым в летнем лагере «Сосновый бор» (д. Клещевка Шуйского района) в период проведения практики со студентами факультета физической культуры.
Уникальность его педагогического таланта и человечности была отмечена в 2000 году Олимпийским комитетом Российской Федерации, который наградил Альберта Федоровича дипломом и памятной медалью «Фэйр-плей» за воспитание у спортсменов высокой нравственности, уважения к сопернику, благородства в спорте и жизни.
Ежегодно на базе нашего факультета проводится спартакиада учащихся коррекционных школ Ивановской области. Мои однокурсники, часто приезжают в родной вуз со своими воспитанниками померяться силами в спортивной борьбе.
Особой страницей в моей истории профессиональной деятельности является конкурс «Учитель физической культуры 21 века». Участвуя в 1996 году в подобного рода конкурсе, в качестве инструктора по физической культуре в ДОУ, я решил, что такой формат демонстрации передового педагогического опыта и профессиональных компетенций просто необходим для наших студентов и педагогов факультета. За последние годы было проведено 7 таких конкурсов, в которых приняли участие учителя физической культуры, тренеры, педагоги и воспитатели образовательных организаций различных регионов нашей страны. При этом студенты нашего факультета всегда были непосредственными участниками и организаторами подобного рода мероприятий. Одной из целей этих конкурсов было не только знакомство с передовыми, инновационными технологиями и методиками, которые демонстрировали лучшие педагоги, но и непосредственное включение студентов в этот процесс для формирования у них профессиональных компетенций.
Надеюсь, что в моей жизни будет еще много встреч с замечательными людьми, и жизнь будет наполнена яркими событиями.