Михаил Александрович Правдов
ИСТОРИЯ ИЗ ДЕТСТВА

В 1972 году, летом к нам в пос. Долматовский Заволжского района Ивановской области, а точнее, в колхоз «Жажлевский», который охватывал несколько населенных пунктов, расположенных на левом берегу реки Мера и Волга, приехал строительный отряд факультета физического воспитания из Ивановского государственного университета. Студенты приехали помочь колхозу построить ферму и ряд подсобных помещений. Отряду была выделена грузовая машина, которая развозила студентов на работу утром и забирала их с работы поздним вечером. Кроме того, на машине перевозили строительный материал и многое другое, что требовалось студентам в процессе работы и отдыха. Водителем этой машины был муж моей сестры Уланов Геннадий Александрович. Я, маленький мальчишка 9 лет, всё лето ездил с ним на этой машине и практически все свободное время своих каникул проводил со студентами в отряде.

Необходимо отметить, что мне это доставляло огромное удовольствие, и я каждое утро бежал к машине, чтобы не пропустить счастливые мгновения и быть сопричастным к важному делу - строительству новой фермы. Кстати, впоследствии я работал в качестве дояра на этой ферме, когда проходил производственную практику в 9 классе. Раньше такое практиковалось.

Стройотрядом командовал Акименко Владимир Вячеславович, который называл меня «сыном отряда» и подкармливал шоколадом. Кроме прямых обязанностей по строительству фермы и других зданий, они помогали жителям поселка в колке дров, восстановлении упавших заборов, оказывали посильную помощь в благоустройстве территорий и многое другое. Вечерами, в нашем поселковом доме культуры (в клубе) они проводили незабываемые концерты с песнями, танцами и великолепными акробатическими номерами, которые вызывали восторг и восхищение местной публики. Дело в том, что это были студенты-спортсмены, которые замечательно играли на гитарах, бесстрашно прыгали сквозь подвешенные обручи, крутили сальто и танцевали так, что местные девчонки только в них и видели своих избранников. Так, незаметно пролетело лето, и студенты уехали, построив необходимые колхозу объекты и оставив о себе добрую память у жителей нашего поселка.

Прошло время, и я постепенно стал забывать о событиях этого замечательного лета. Учёба в школе, тренировки, а также хозяйственные заботы (в нашей семье держали козу, кур, кроликов, поросят, собаку, кошек) - всё это требовало ежедневного внимания и не давало мне скучать. Хотя жизнь в деревне зимой, надо сказать, довольно скучная. Я мечтал стать тренером по хоккею. Влияние на это оказала проходившая тогда суперсерия СССР - Канада (1972). Я смотрел матчи с упоением, и, конечно, кумиром моим был Валерий Харламов, и не только он один, вся легендарная тройка нападения: Петров, Михайлов, Харламов. Как они играли! Я под впечатлением их игр ежедневно выходил на свой деревенский пруд и гонял шайбу. При этом особенно играть-то мне было не с кем. В нашей деревне Овсяница молодежи было 3 человека. Причем я был самый юный. Мои два товарища к тому времени были взрослыми и заканчивали школу.

Иногда со всех ближайших деревень приходили ребята разного возраста, и мы устраивали турниры по хоккею, играя с утра до ночи. К сожалению, это было крайне редко. На снимке один из таких матчей, когда из трех деревень и поселка пришли ребята поиграть в хоккей к нам на пруд в деревню.

М.А. Правдов (второй слева впереди). 1972 г.

В 1979 году в нашу школу приехала преподавать русский язык и литературу молодая учительница, выпускница Шуйского государственного педагогического института им. Д. А. Фурманова - Жохова (Хрящева) Надежда Павловна. Именно она и рассказала мне, что в г. Шуе есть факультет, на котором учатся будущие учителя физической культуры и тренеры. Это стало для меня своего рода маяком и надеждой - куда мне пойти учиться после школы. До этого я собирался, по «настоятельной просьбе» военкомата, поступать в военное училище. Многие тогдашние выпускники нашей школы стремились поступить (и поступали) в военное училище. С мальчишками нашего класса, в том числе, и со мной, начиная с 8-го класса, представители военкомата вели серьезную работу с целью привлечения нас к учебе в военных училищах и вузах. При этом внутренний голос мне подсказывал, что это не моё. И вот однажды, прибыв в составе группы своих одноклассников в наш районный военкомат (это происходило 2-3 раза в год) для прохождения медосмотра и проведения профориентационных бесед, на вопрос прапорщика: «В какой военный вуз я собираюсь поступать?» я ответил, что буду поступать в Шуйский пединститут. Что тут началось! … Видимо, такой ответ совершенно не укладывался в стройную линию рекрутирования призывников нашего прапорщика. Я, хоть и жил в деревне и много слышал русской незамысловатой глубинной речи и хлестких фраз от разных фронтовиков, живущих у нас в поселке, прошедших всю войну, видевших ад смерти и пр., услышал из уст прапорщика «цунами» нецензурной брани, волна которой, как мне казалось тогда, нарастала с каждой секундой нашего разговора, точнее монолога. По мере покраснения лица, прапорщик пил воду и громко кричал, как будто подавал сам себе и всем, кто в городе, команды о том, как мне будет плохо жить и учиться в педагогическом вузе, и что профессия учителя - чуть ли не самая худшая в мире. Используя весь арсенал дальнобойного, широко-глубокого, небоскребного мата он, так и не попал в цель… Надо сказать, что, когда запас слов и их прочности стал снижаться, прапорщик, видимо, начал понимать, что меня не переубедить, и выгнал меня из своего кабинета, послав на прощанье меня на три буквы. Да, именно так. Я потом понял, что он правильно меня послал - в «Шую». Сегодня я с юмором вспоминаю этот случай и благодарю прапорщика за такую «профориентационную работу» со мной. Чем больше он на меня тогда орал, тем больше я убеждался в выборе своей будущей профессии.

Вернувшись домой, я с еще большим усердием стал учиться и тренироваться - готовиться к поступлению на факультет физической культуры. В августе 1980 года, после окончания 10-го класса я с двумя своими одноклассниками поехал в Шую подавать документы. Тогда, в отличие от сегодняшних абитуриентов, нас никто не сопровождал, и мы сами пробивали себе дорогу в новый мир знаний. В приемной комиссии нам объявили, что мы не имеем права поступать в вуз по причине того, что в аттестатах у нас напротив предмета «Иностранный язык» было написано: «не изучался»! Это, конечно, стало шоком! Действительно, дело обстояло так: иностранный язык мы изучали, но в 10 классе учительница немецкого языка ушла из школы, и мы благополучно целый год занимались другими предметами. На выпуске нам было предложено съездить в другую школу в районе и сдать экзамен, но мы, конечно, этого не захотели. Вот и результат. Спас нас тогда Петр Степанович Носков, в то время он был проректором нашего института и курировал приемную компанию. Низкий поклон ему! Именно он вынес вердикт, сказав, что иностранный язык - не профилирующий на факультете, и он будет ребятами изучаться практически с нуля, и дал команду принять документы. Подав документы, мы разместились в общежитии и стали готовиться к вступительным испытаниям. Моя одноклассница Татьяна поступала на физико-математический факультет, а мой друг Сергей, не выдержав и разочаровавшись в неполноценности наших документов, собрал вещи и уехал домой.

Сдавать экзамены было делом непростым. Сначала я обрадовался, что мне надо сдать всего два экзамена и набрать 9 баллов. Такое право было у тех абитуриентов, у которых средний балл аттестата был выше 4,5. У меня в аттестате средний балл - 4,95. Первый экзамен - специальность, в него входило три испытания, и сдавали мы его три дня! В первый день сдавали легкую атлетику (бег 100 м, прыжки в длину с разбега, толкание ядра, метание гранаты и бег 1000 м). Я всё сдал на «хорошо», кроме толкания ядра. В школе, к сожалению, этому нас не учили, и мне пришлось осваивать этот вид прямо на ходу, в момент подготовки к выполнению своих попыток. Здесь надо вернуться к началу моего повествования и раскрыть часть интриги. В качестве судьи на толкании ядра был преподаватель факультета Веселов Юрий Иванович, он фиксировал результаты. Ни он, ни я, конечно, не знали и не догадывались о том, что давно, летом 1972 года мы вместе с ним ездили на машине и строили в нашем поселке колхозные объекты.

Благополучно пережив испытание по легкой атлетике, на второй день мы сдавали гимнастику. Происходило это в спортивном зале, на улице Советской, в здании педфака. Сегодня там церковь Александра Невского. В испытания по гимнастике входили такие виды: подтягивание, вольные упражнения, комбинация на брусьях, комбинация на перекладине и удержание уголка на брусьях. К счастью, для меня это оказалось менее сложным, чем легкая атлетика.

На третий день нас, абитуриентов, отвезли из Шуи на Рубское озеро - на летнюю базу Ивановского государственного университета. Там мы сдавали норматив по плаванию - кроль на груди 100 м. Плавал я хорошо, как мне казалось, но с правильной техникой я не был знаком…, поэтому, когда я, проплыв свою дистанцию, вылез из бассейна, у меня так сильно кружилась голова, что я еле добрался до берега. Дело в том, что при проплывании я на каждый гребок рукой крутил головой то влево, то вправо. Смешно сейчас об этом вспоминать.

Итогом этой трехдневной эпопеи с экзаменом по специальности стала оценка «удовлетворительно» в моем экзаменационном листке. Я понял, что мне придется сдавать весь набор экзаменов, и мои надежды набрать 9 баллов растаяли…

Второй экзамен по биологии я сдал на «отлично», что вдохновило меня, и у меня снова возникла надежда, что я поступлю на факультет. Борьба между абитуриентами шла нешуточная. Кроме демонстрации своей физической и двигательной подготовленности, знаний, умения правильно выражать свои мысли, аргументировать ответы на экзаменах, необходимо было морально и психологически выдержать весь этот марафон. При этом многие сильно скучали по дому и не выдерживали, уезжали, даже получив положительные оценки. Так случилось и с моими друзьями, которые жили со мной в комнате. Потом, много лет спустя, они поступили на наш факультет, уже работая в школах учителями физкультуры, а я к тому времени уже был преподавателем. Вот так бывает. Они пришли учиться ко мне… Тогда, в 1980 году, этого и представить себе нельзя было.

Я не сдавался, помня о прапорщике и его наставлениях, я говорил себе: «Иди до конца!». Домой мне, как и другим, хотелось не меньше, но я вернуться не мог, ведь в меня верили мои родители, учителя, да и жители поселка.

Мне предстояло сдать ещё физику, химию и написать сочинение. Химию и физику я благополучно сдал на «пять», а вот с сочинением дело оказалось сложнее. Мне поставили оценку «три»! Все экзамены закончились, и мне осталось только ждать решения приемной комиссии. И тут в решении моей судьбы сыграл случай. Как-то в коридоре ко мне подошел тренер по самбо и спросил, какой у меня вес. А весил я тогда меньше 60 кг (ядро, которое я толкал на экзамене, мне казалось, было тяжелее меня). И он ушел в деканат, где решалась судьба всех абитуриентов. Потом выяснилось, благодаря его голосу (спасибо тренеру Владимиру Анатольевичу Алексееву) и тому, что у меня было целевое направление от области, меня зачислили в число студентов!

После 2-3 -х дней занятий нас направили на сельхозработы в село Преображенское Южского района. В октябре началась учеба и трехразовые тренировки по самбо.

Я знал, что моим родителям непросто меня содержать и прилагал максимум усилий, чтобы хорошо учиться и получать стипендию. Тогда она была 40 руб. Первую и последующую сессии я сдал на «отлично» и стал получать повышенную стипендию (45 руб.). Всё у меня шло хорошо.

В 1983 году я учился на третьем курсе, и однажды, когда я приехал домой на выходные, у меня состоялся разговор с мужем моей сестры. Он спросил меня, работает ли на факультете Владимир Вячеславович Акименко (на снимке) - командир того отряда студентов. «Да!» - ответил я, сказав, что он ведет у нас гимнастику. «Передавай ему привет», - сказал Геннадий. Тогда-то я и вспомнил то лето и родной для меня отряд студентов - спортсменов. Приехав в вуз, я, конечно, не стал себя выдавать и не выполнил просьбу зятя. На 4 курсе я женился, а после окончания факультета отправился на работу по распределению в свой район, в ДЮСШ г. Заволжска в качестве тренера по лыжным гонкам. К тому времени у меня родился сын Дмитрий, который жил с мамой, дедушкой и бабушкой в г. Кинешме. Ежедневно я переправлялся утром на пароме через Волгу и на велосипеде, проехав весь город Заволжск, добирался до деревни Болотниково, где и располагалась спортивная школа. Работа под руководством директора школы А.Н. Забелина была недолгой, с 15 августа 1984 года по 2 ноября этого же года.

Меня снова пригласили в мой родной и знакомый военкомат и призвали на срочную службу в ряды Советской Армии. Может, к сожалению, а может, к счастью, я там не встретил «своего» прапорщика. После окончания службы в Прибалтике в войсках связи (1,5 года) я вернулся домой в ранге офицера запаса. (На снимке: М.А. Правдов (в центре). 1985 г.).

Супруга моя к тому времени еще училась в нашем вузе на физико-математическом факультете. А мне необходимо было куда-то устраиваться на работу. Профессор Ирина Исааковна Голицына предложила мне работу на факультете. Однако я, хоть и закончил факультет с отличием, сомневался в своей профпригодности к работе по подготовке будущих учителей, поэтому устроился на общую кафедру физической культуры и стал вести занятия со студентами физико-математического, филологического и индустриально-педагогического факультетов. Поддержку и большую помощь в моем становлении как педагога оказали преподаватели Татьяна Владимировна Калинникова и Александр Иванович Горбунов, тогда заведовавший кафедрой.

В 1987 году к нам в вуз приехала семья Никифоровых - Юрий Борисович и Татьяна Владимировна, сыгравшие значимую роль в дальнейшей моей судьбе. Благодаря Юрию Борисовичу я поступил в аспирантуру ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта на кафедру биомеханики, которую закончил в 1992 году, защитив кандидатскую диссертацию.

М.А. Правдов (крайний слева) и Ю.Б. Никифоров (второй справа). Ленинград. 1989 г.

Вернувшись в родной вуз, я был принят на кафедру спортивных дисциплин на должность старшего преподавателя. Мне было поручено вести гимнастику вместе с Людмилой Дмитриевной Акименко. Тут моя история снова возвращается к истокам моей, так скажем, социально-генетически обусловленной жизненной траектории выбора профессии. Как-то в разговоре с Людмилой Дмитриевной я рассказал, что в далеком 1972 году у нас в поселке работал стройотряд, и что супруг ее был там командиром, а я всё лето ездил с ним. Она сильно удивилась этому. Потом она, видимо, рассказала дома мужу про меня, и сама, наверно, меня вспомнила, ведь она приезжала в гости к будущему своему супругу В.В. Акименко в пос. Долматовский. Через некоторое время в зал гимнастики на занятия заглянул Владимир Вячеславович, чтобы вспомнить и поговорить. Да, это была незабываемая встреча. Мы долго разговаривали и вспоминали: он - свою молодость, а я - свое детство. Вот тогда-то я и передал привет от водителя машины, которая была закреплена за отрядом, от Геннадия, просившего это сделать еще в 1983 году.

Другим, не менее важным событием, связанным с представителями стройотряда 1972 года, для меня стало откровение Юрия Ивановича Веселова (на снимке). Случилось это на выпускном вечере студентов нашего факультета. В июле 1995 года диплом специалиста получила его дочь Марина Юрьевна Трофимкина (Веселова). Мы сидели за столом вместе с Юрием Ивановичем. Мне дали слово для поздравления. Произнося торжественную речь и поздравив выпускников с окончанием вуза и получением диплома, я подчеркнул важность традиций семьи Веселовых в служении нашей педагогической профессии, указав, что дочь Юрия Ивановича стала продолжателем педагогической династии. Наряду с этим упомянул, что сам Юрий Иванович сыграл в моём выборе профессии немаловажную роль, и рассказал про стройотряд в нашем поселке. Сидящий со мной рядом Юрий Иванович, слушая меня, с каждым словом все больше и больше погружался в те далекие годы… и в конце воскликнул: «Как, это ты - тот мальчишка!?». «Да», - ответил я. Потом мы еще долго вспоминали события прошлого.

Вот так меня свела судьба с моим факультетом, позволила встретить на своем пути замечательных людей, педагогов, которые прямым и косвенным образом оказали влияние на выбор профессии. Конечно, это только малая часть череды событий моей жизни, и за рамками этой истории остались еще и другие люди, оставившие неизгладимый след и внесшие свой вклад в моё профессиональное становление.