Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Немецкая пресса о научных исследованиях в нашем университете

На страницах газеты «Oldenburgische Volkszeitung» / «Ольденбургише Фольксцайтунг» (Ольденбург-Фехта, Нижняя Саксония)

от 19 января 2013 обсуждаются книжные новинки 2012 года, вышедшие в разных издательствах Германии. В одном из изданий опубликована работа заведующего кафедрой романо-германских языков и методики обучения, проф. В. М. Курицына, в основу которой положен материал публичных лекций, прочитанные им в 2006 году в Университете Фехта.  В газетной заметке «Шиллер, Гейне и другие великие немцы» кратко анализируется публикация проф. В. М. Курицына.    

           


                         На лекции проф. В. М. Курицына в университете Фехта                                                 Обсуждение лекции с проф. Г. фон Лайер (слева) и

                                                                                                                                                                     вице-президентом университета проф. М. Винтером (справа)

ШИЛЛЕР,  ГЕЙНЕ  И  ДРУГИЕ  ВЕЛИКИЕ  НЕМЦЫ

Ученые Университета Фехта исследуют нашу культуру памяти

Как мы обходимся с наследием  наших композиторов, поэтов и мыслителей? Во многом это свидетельствует о социальных утопиях.

Потребовалось шесть лет по различным причинам, чтобы опубликовать в 2012 году в 27 томе научных записок Университета Фехта материалы публичных лекций, прочитанных в университете в 2006 году. Под руководством лингвиста Вилфрида Кюршнера 13 ученых из университета Фехта и Университета гор. Шуя в России проследили путь и наследие (музыка, литература и памятники) композитора Вольфганга Амадея Моцарта, поэтов Генрих Гейне, Фридриха Шиллера и литератора Готфрида  Бенна.  Они задались  вопросом о том, насколько «Культура памяти и память культуры» взаимосвязаны и взаимообусловлены («Kulturerinnerun­gen und Erinnerungskulturen»: Lit Verlag, Мюнстер, 2012, 241 страницы, 24,95 Евро).

В своей статье русский исследователь Владимир Михайлович Курицын приходит к выводу, что поликультурное образование в эпоху глобализации имеет исключительное значение. Так учащиеся и студенты смогут осознать свою национальную и культурную идентичность, лучше сформировать «адекватную  картину культуры и смыслов мира».  Благодаря этому формируется и развивается их готовность и способность к интеграции.

Историк Михаель Хиршфельд рассматривает «культуру памяти на службе нации» на примере памятников поэтам Гейне и Шиллеру.  При этом преклонение перед  Шиллером и его превознесение является попыткой представить Шиллера как национального поэта со времени Германской империи до периода национал-социализма. Речь идет о желаемом образе «монолитно сплоченной нации».  При этом собственно образ поэта оказался совершенно вне поля зрения.

Гейне, напротив, как еврей и общественный критик в Германии стал даже «антигероем национального государства», воспринимался  среди немецких эмигрантов в США как национальный символ. Михаэль Хиршфельд расценивает эти разные точки зрения  как «отражения общества и как выражение его утопий». Феномены «ставшей историей памяти эпохи» также еще и сегодня могут быть очень убедительны.

Андреас Кате

/Перевод с немецкого языка на русский выполнен на кафедре романо-германских языков и методики обучения/

Страница из газеты «Oldenburgische Volkszeitung» / «Ольденбургише Фольксцайтунг» от 19 января 2013













Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER