Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра культурологии и литературы



Адрес: ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская обл., 155908
корпус №4, 2-й этаж, каб. 217
Океанский Вячеслав Петрович
Должность
Заведующий кафедрой, научный руководитель Центра кризисологических исследований Шуйского филиала ИвГУ
Уч. степень, уч. звание
Профессор по кафедре культурологии, доктор филологических наук, действительный член Академии философии хозяйства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАЕ, заслуженный деятель науки и образования. Зарубежный член редколлегии журнала «Сборник по славистике» (Сербия), член «Российского философского общества» (г. Москва, Институт философии РАН), доктор философских наук (Международная Лига развития науки и образования ООН и ЮНЕСКО). Персональный стажёр Президента России (1996 – 1997) – научные исследования во Франции. Объявлялся «Человеком года» в номинациях за научные заслуги Международного Биографического института штата Северная Каролина (США) (1997 – 1998).
Сфера научных интересов
Герменевтика имени и кризисология (проблематика культурно-цивилизационных кризисов)
Научные труды
Автор около двухсот работ, в том числе монографий: «Бытие и Бог» (1992); «Метафизика культуры» (1998); «Поэтика пространства» (2002); «Софийное время» (2003); «Апокалипсис присутствия» (2004); «Целое» (2005), «От Хомякова – до Булгакова… (Книга очерков кризисологической метафизики)» (2007), «Мир Хомякова: Церковь и культура» (2008), «Человек и Тотальность: поэтика пространства и её кризис» (2010), «Онтологическая поэтика «Легенды о Великом Инквизиторе»: опыт герменевтического прочтения» (2010), «Культура Нового времени: герменевтический обзор» (2011), «Отечественная интеллектуальная культура: материалы к энциклопедии (моделирующий глоссарий: ключевые имена и понятия)» (2011), «Литургическое слово и этнопоэтика» (соавтор) (2012) и др. См.подробней: http://www.famous-scientists.ru/9091/
Научный руководитель научно-исследовательских и издательских проектов
«Интеллектуальных перекрёсток», «Архетип детства», «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность», «Мир и язык», «Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры конца Нового времени» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»), «Герменевтические исследования макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной культуры» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), «Герменевтика словесности и культуры» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), «Имя в русской логоцентрической культуре: изучение процесса интенсификации кризиса логоцентризма» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), «Будущее России как культурно-цивилизационная возможность: актуализация профетического потенциала отечественной интеллектуальной культуры» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), Проект «Кризисологические проблемы Нового времени и современности: герменевтические исследования» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), «Кризисологические проблемы цивилизационной истории» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы), «Культурфилософские смыслы и основания жизнедеятельности человека в современном мире» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы).
Краткая биография
   В 1994 г. с отличием закончил ИвГУ по специальности «Русский язык и литература». В 1996-1997 гг. прошёл научную стажировку во Франции, в Православном Свято-Сергиевском Богословском Институте Парижа, в качестве персонального стипендиата Президента России. В 1997 г. закончил аспирантуру при ИвГУ по специальности «Русская литература» и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству А.С. Хомякова в аспекте поэтической метафизики имени. В 2001 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре русской литературы. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию, посвящённую исследованию поэтики пространства в русской метафизической лирике ХIХ века; присвоена степень доктора филологических наук по специальности «Русская литература». В 2006 г. присвоено учёное звание профессора по кафедре культурологии. В ШГПУ работает с осени 1997 г. в подразделении, ставшем впоследствии кафедрой философии и религиоведения.
   С 1 июля 2005 г. занимает должность заведующего кафедрой культурологии (с 2008 г. – культурологии и литературы); ведёт занятия по курсам: История культурологической мысли; Культурология; Философия культуры; Культура Нового времени; Русская словесность: древность и классика. Руководит научными исследованиями магистрантов, аспирантов и докторантов в рамках созданной им научной школы «Герменевтика словесности и культуры»; под его научным руководством подготовлены двенадцать кандидатских и три докторских диссертации по трём специальностям: русская литература (филологические науки), этика (философские науки), теория и история культуры (культурология).
   С 2009 г. руководит Центром кризисологических исследований, созданным для осуществления фундаментальных научных проектов в рамках двух целевых программ: «Антикризисный потенциал русской интеллектуальной культуры конца Нового времени» (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы») и «Герменевтические исследования макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной культуры» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009 – 2013 гг.»).
   С 2009 г. избран членом-корреспондентом РАЕ по секции «филологические науки», которая присвоила ему почётные звания: «Заслуженный деятель науки и образования» и «Основатель научной школы ”Герменевтика словесности и культуры“», а также наградила «за заслуги в области развития отечественного образования» дипломом «Золотая кафедра России» руководимую им кафедру культурологии и литературы. С 2010 г. избран действительным членом (академиком) Академии философии хозяйства при МГУ им. М.В. Ломоносова.
   Является председателем докторского диссертационного совета по культурологии и этике. Является ответственным редактором периодического научно-художественного альманаха «Солнечная пряжа», посвящённого К.Д. Бальмонту, а также зарубежным членом редколлегии периодического научного журнала «Зборник матице српску за славистику» (Сербия, Нови Сад).



Кафедра является выпускающей:

  • по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности» (бакалавриат)
  • по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Изобразительное искусство»; «Мировая художественная культура» (бакалавриат)
  • по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Филологическое образование» (бакалавриат)
  • по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» (магистратура)
  • по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература в старших классах» (магистратура)

ОП ОП бакалавриата:

  • - по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности».
       Социально-культурная деятельность – молодое социокультурное направление, позволяющая выпускникам работать в различных сферах прикладной культурологии: менеджерами, продюсерами музыкальных программ, телевидения и кино; организаторами туризма, социальной деятельности, культурно-досуговых программ и мероприятий, рекламной деятельности; культурологами-консультантами в области культуры, искусства и социальной деятельности.
  • - по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Изобразительное искусство»; «Мировая художественная культура».
       Цель ОП бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Изобразительное искусство»; «Мировая художественная культура») заключается в подготовке кадров нового типа, востребованных на рынке труда, обладающих всей полнотой компетенций в сфере педагогической деятельности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; социально-культурная и гуманитарная миссия педагогического образования основана на задачах создания и обеспечения функционирования педагогической системы культуры образования, качества подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного бакалавра в области изобразительного искусства, мировой художественной культуры, обладающего инновационным мышлением, высокой культурой и духовностью, способного проектировать собственный профессиональный рост сфере профессиональной деятельности (педагогической).
  • - по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Филологическое образование».
       Профиль ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ продолжает лучшие традиции филологического образования в нашем вузе.
       Поступая на этот профиль, в процессе обучения студенты имеют возможность познакомиться с основами теории и истории литературы и языка; овладеть приемами анализа литературных текстов и языковых конструкций, навыками создания литературных произведений разных жанров, основами преподавания филологических дисциплин; пройти практику в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования.
       По окончании вуза по профилю Филологическое образование выпускники смогут работать: педагогом, журналистом в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, экспертом в различных государственных и общественных организациях, специалистом по вопросам языковой коммуникации.

ОП ОП магистратуры:

На кафедре ведется подготовка по программам магистратуры
  • по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература»;
  • по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература в старших классах»,
представляющая собой высшую ступень вузовского образования в условиях Болонского процесса.

По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» в 2015-2016 учебном году (2 курс) обучаются три китайских магистранта: Чжао Цзе, Гай Синьсинь, Чжан Цзюелян.

По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература в старших классах» в 2015-2016 учебном году (1 курс) ведется обучение 7 магистрантов.

Подготовка в магистратуре по этим профилям предполагает углубление фундаментальных и профессиональных компетенций в области филологии в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Программа предусматривает реализацию двух основных направлений деятельности: образовательного и научно-исследовательского, тем самым обеспечивая подготовку выпускников к поступлению в аспирантуру.

Подготовка магистров ведется высококвалифицированными специалистами – докторами и кандидатами филологических, исторических наук и культурологии.

Основное научное направление кафедры

Основные направления научной деятельности кафедры обусловлены спецификой исследований, проводимых научной школой «Герменевтика словесности и культуры» под руководством профессора Вячеслава Петровича Океанского на базе Центра кризисологических исследований и представляют собой многолетние фундаментальные кризисологические исследования, направленные на:

  • Институциализацию культурологии
  • Исследования в области теории и истории культуры
  • Исследования истории русской словесности
  • Исследования в области отечественной истории

Общей целью научных исследований является формирование концептуально-теоретической модели, направленной на синтетическое осмысление опыта отечественной интеллектуальной и словесно-поэтической культуры, представляющей собой актуальный антикризисный опыт, противостоящий широко распространённым глобалистским процессам.

При кафедре действует Центр кризисологических исследований

Презентация: Океанский В.П. Отчёт о работе над темой «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ»

Центр кризисологических исследований (научный руководитель профессор Вячеслав Петрович Океанский), который проводит фундаментальные исследования в области гуманитарных наук.

На базе Центра кризисологических исследований в настоящее время реализуются научно-исследовательские проекты:

  • «Развитие новой модели патриотического образования и воспитания в России» (Грант Президента Российской Федерации от 05.04.2016)

Результатами работы Центра стали подготовка и проведение региональных фестивалей и целого ряда общероссийских и международных научно-практических конференций, выпуск цикла научных монографий и учебных пособий, подготовка и успешная защита более 15 диссертационных исследований (докторских и кандидатских).



Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER