Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Официальный сайт проекта - http://www.schoolhealth.ucoz.ru/ - Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей.


Государственный контракт №П613 от 07.08.2009

Проект: Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей

Руководитель проекта: Правдов Дмитрий Михайлович

Отчет (промежуточный) представлен по итогам проведения поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Психологические и педагогические науки» в рамках мероприятия 1.3.2. Программы (проведение I этапа исследований по проблеме: «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей»). Состоит из титульного листа, списка исполнителей, реферата, введения, основной части, включающей в себя 4 раздела, заключения, списка использованных источников и приложений.

Объектом исследованияявляется организация учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях и начальной школе в современных условиях развития системы образования.

Предмет исследования: интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением информационных компьютерных технологий в образовательных учреждениях.

Цель работы - совершенствование системы образования в дошкольных учреждениях и начальной школе на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с применением современных компьютерных технологий.

В процессе работы проводились теоретические и экспериментальные исследования по моделированию образовательного процесса в дошкольных учреждениях и начальной школе на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности с применением информационных компьютерных технологий. Проведение НИР осуществлялось на основе общенаучных методологических принципах, общенаучных исследовательских методах: целеполагания, анализа литературных источников, абстрагирования, сущностного анализа, классификации, конкретизации, сущностного анализа, классификации, систематизации, моделирования, проектирования, педагогического эксперимента, биомеханических методах (подография, электоромиография, кинограммы, гониометрия, моделирование двигательных действий); методиках: контроля за физической подготовленностью детей, за физическим развитием, контроля за развитием психических процессов (внимания, памяти, воображения). В результате исследования была разработана модель, программы и технологии здоровьесберегающего образовательного пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, обеспечивающих решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в процессе образования в условиях деятельности инновационной школы.

Результаты НИР внедрены в образовательный процесс ДОУ г. Шуя, г. Кинешма, г. Иваново, школы г. Шуя, г. Кинешма на уровне педагогического эксперимента. Область применения – система непрерывного образования.

Эффективность разработанной модели организации образовательного процесса на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в ДОУ и начальной школе, программы и технологии интеграции заключается в упорядочении, структурировании, большей степени целостности программного содержания, устойчивости, состоянии гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования различных частей образовательного процесса. Результатом интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в образовательном процессе выступает здоровый, гармонично развитый ребенок.

Развитие системы дошкольного и школьного образования будет строиться на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей, и всех участников образовательного процесса с применением новых информационных компьютерных технологий. Компьютерная диагностика психофизического состояния здоровья учащихся, педагогов, воспитателей, уровень знаний по разделам образовательных программ, позволит определить стартовые возможности участников образовательного процесса. Это обеспечит возможность моделировать и проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и маршруты педагогической деятельности воспитателей ДОУ и учителей школ на основе сохранения необходимого уровня двигательной активности адекватного состоянию здоровья, биологической потребности в движениях, познавательной деятельности, соответствующей их интересам и мотивам обучающихся.

Выявлены основные тенденции и характеристики развития системы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в России и за рубежом. К ним относятся: система образования не отвечает в полной мере потребностям растущего организма детей; перегружена интеллектуальной деятельностью в направлении ребенка; объем двигательной активности детей не соответствует биологической программе развития; формы организации двигательной активностью в дошкольных учреждениях и начальной школе в большей степени ориентированы на обучение при невысокой степени интенсивности и моторной плотности; отсутствует взаимодействие между педагогами в плане обучения по разделам образовательной программы. Наряду с этим в практике образования детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется позитивный опыт, характеризующийся интеграцией содержания разделов программы обучения и воспитания детей. В основном это характерно для дошкольных учреждений. В системе школы, данные технологии используются крайне редко.

В результате выполненных работ дана характеристика сущности образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выделены основные признаки, характеризующие новое понимание сущности образования в современных условиях развития, в частности, дана характеристика нового понимания сущности образования детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физической культуры на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности. Показана роль интеграции средств, форм и методов физической культуры в организации образовательного процесса в ДОУ и начальной школе.

Разработанная технология организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях образования на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности с применением информационных компьютерных технологий позволяет повысить объем двигательной активности в рамках, отведенного бюджета времени занятий по образовательной программе.

Определены основные положения организации занятий в ДОУ и начальной школе, к которым относятся: эффективность образовательного процесса в ДОУ и начальной школе зависит от уровня двигательной активности детей, удовлетворяющих их биологическую потребность в движениях; эффективность качества образования выше при реализации технологий интеграции двигательной и познавательной деятельности детей; моторная плотность занятий двигательной активностью может быть повышена за счет применения современных компьютерных технологий; применение современных компьютерных технологий обеспечивает интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей, снижает риски по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста; на основе интегративного подхода к планированию содержания занятий педагоги и специалисты ДОУ обеспечивают стратегию интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в режиме дня; на основе интегративного подхода к планированию содержания занятий учителя начальных классов и педагогов школы, в том числе учителя физической культуры разрабатывается структура, цель и содержание занятий, проводимых на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в режиме учебного дня школы; эффективность интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста базируется на тесном взаимодействии учреждений образования и физкультурных организаций; внедрение модели организации и реализация технологии интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста базируется на тесном взаимодействии педагогов и родителей.

В результате исследования выделены особенности организации образовательного процесса, характерные для традиционной модели образования. К ним, прежде всего, относятся монопредметность, отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов обучения, учитывающих индивидуальные возможности детей, глубокий психофизиологический анализ стартовых возможностей дошкольников и младших школьников. При этом в системе образования в последние годы наметились и реализуются вариативность подхода к составлению программ, содержания, форм, средств, методов и технологий образования. Особенностями нового понимания организации образовательного процесса являются: интеграция двигательной и познавательной деятельности в освоении содержания разделов образовательной программы; интеграция двигательной и познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей; организация процесса образования на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности с применением компьютерных технологий.

В результате проведения научной работы определены особенности технологий организации деятельности дошкольников и младших школьников на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, заключающиеся: диагностика психофизиологических возможностей, знаний, степени освоения двигательных умений и навыков детей, состояния здоровья; разработка индивидуальных маршрутов образования и коррекции в сфере двигательной и познавательной деятельности детей; проведение занятий с детьми на основе содержания, которое определяется целями и задачами обучения на ближайший и долгосрочный период и интегрирует в себе двигательную и познавательную составляющие вектора образования; применение средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающих достижение цели в познавательной деятельности; применение средств форм и методов обучения в сфере познавательной деятельности, обеспечивающих достижение цели физкультурного образования.

Разработана модель образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе, которая строится на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей, обеспечивающая создание рационального двигательно-познавательного и познавательно-двигательного режима занятий, адекватного особенностям психофизиологического развития организма воспитанников ДОУ и учащихся начальной школы;

Разработана модель интеграции двигательной и познавательной деятельности в дошкольных учреждениях и начальной школе, базирующаяся на интеграции содержания различных разделов программ по дисциплинам предметной подготовки и содержания образовательной программы по физической культуре в рамках учебных и внеучебных занятий с применением компьютерных технологий, целью которой является повышение уровня психофизического развития, физической подготовленности занимающихся;

Разработана технология интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в системе детский сад начальная школа, опирающиеся на создании вариантов интеграции форм, средств и методов воспитания и обучения по освоению материала образовательной программы в ДОУ и начальной школе на основе учета индивидуальных способностей и возможностей детей по дифференцированным образовательным маршрутам обучении. Технология позволит обеспечить возможность детям дошкольного возраста осваивать разделы программы обучения начальной школы в ДОУ, в условиях, обеспечивающих адекватный двигательный режим и способствовать адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к условиям образовательного процесса.

Дана характеристика средств, форм и методов интеграции. Разработаны средства, формы и методы формирования двигательных умений и навыков в процессе интегрированных занятий на основе применения тренировочных и тренажерных устройств в игровой и познавательной деятельности, а так же применение компьютерных технологий, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей. Получены данные, характеризующие особенности работоспособности и утомляемости детей в различных формах занятий в ДОУ и начальной школе. Установлено положительное влияние интегрированных форм занятий на уровень работоспособности и степень утомляемости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дана характеристика существующих условий организации занятий физическими упражнениями и интеллектуальной деятельностью в режиме дня дошкольника и школьника. Установлено, что оптимальными условиями организации занятий является адекватный биологической потребности ребенка двигательный режим, снижение стрессовых ситуаций в период адаптации детей к обучению в школе средствами физической культуры, интеграция содержания занятий по разделам образовательной программы в ДОУ и начальной школе, соответствующий уровень подготовки педагогов.

Установлено, что для создания адекватного уровня двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста необходим специфический режим моторной плотности занятий, который заключается в интеграции выполнения упражнений с умеренной интенсивностью, с опорой на дидактические ориентиры, включенные в структуру двигательного действия, а так же упражнений тренировочной интенсивности в играх и эстафетах в условиях двигательной среды, характеризующейся игровым, дидактическим, познавательным характером.

Результаты НИР могут быть использованы в инновационной деятельности образовательных учреждений, в системе дошкольного и школьного образования, высшего профессионального образования при подготовке студентов в области здоровьесбережения, физической культуры, при разработке новых образовательных программ, авторских курсов, специализаций; в системе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров), в работе учреждений образования, зравоохранения, физической культуры и спорта, осуществляющих формирование образа жизни, социальное воспитание и поддержку детей и молодежи.



Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER