Проект: Интеграция и дифференциация в акмеологической науке и образовании
Руководитель проекта: кандидат педагогический наук, профессор Тарасова Валентина Никифоровна
Образование определяет будущее России в развитии экономики, культуры, науки и политики. Выпускники вуза, вступая в самостоятельную жизнь, должны уметь ставить цели, использовать гуманистические способы решения профессиональных и жизненных проблем, определять смысл жизни, преодолевать фрагментарность образования, осваивать социальный и духовный опыт для творческой самореализации, развивая свои способности, рефлексируя свои удачи и недостатки в созидательной деятельности и в системе отношений.
Новая, гуманистическая по своей направленности, парадигма несет образованию серьезные качественные изменения. Для этого типа научности важно осваивать новую комплексную методологию психолого-педагогических исследований (особенно в междисциплинарных науках, как акмеология), для разработки практических проектов, отвечающих потребностям общества и образования. При разработке этих проектов важно учесть фундаментальные законы развития природы, общества и познания – интеграцию и дифференциацию, которые, с одной стороны, позволяют создать интегрированные сложные функциональные системы, а с другой, - образовательное поле как разнообразную инновационную среду для творческой самореализации потенциальных возможностей и ресурсов личности. К сожалению, представители конкретных наук еще не в полной мере осознали необходимость использования интеграции и дифференциации в единстве, которые сказываются на балансе возможностей функционирования любых сложных систем, делая их гибкими, способными к необходимым изменениям. Поэтому многие новации имеют односторонний характер, делают акцент на развитие одного направления, одного аспекта в образовании, оставляя всю систему функционировать в традиционном режиме.
Представители междисциплинарных наук (и прежде всего, акмеологи) осознали необходимость учета такого единства интеграции и дифференциации, чтобы освободиться от ошибок в образовании предшествующих лет и определить грамотно стратегии и технологии реализации этих законов в функционировании сложных систем, будь то сам человек, образовательный процесс, педагогическая, образовательная или управленческая системы.
В результате проведения 1 этапа поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Психологические и педагогические науки» по проблеме «Интеграция и дифференциация в акмеологической науке и образовании» были выявлены тенденции развития акмеологической науки:
Результатом 1 этапа научно-исследовательского поиска является характеристика принципа фундаментального единства интеграции и дифференциации в тенденциях развития акмеологической науки, который мы трактуем как исходное положение, выражающее сущность акмеологии как междисциплинарной науки об образовании в человековедении, которое позволяет определить тенденции развития акмеологии и формулировать стратегии для внесения изменений в образование и его духовный продукт, адекватных требованиям общества и научно-техническому процессу.
Обоснован предмет фундаментальной акмеологии. Им является изучение закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма деятельности отдельных специалистов, групп и сообществ, с одной стороны, и факторами, содействующими или препятствующими творческой самореализации на пути к вершинам созидания.
Обоснованы отличия акмеологии от психологии. Акмеология рассматривает систему процессов профессионального и личностного развития на основе реализации потенциалов. Таким образом, понятие «взрослости» и «зрелости» являются общими и для психологии, и для акмеологии. Однако начало акмеологической зрелости в фундаментальной акмеологии связывается с развитием у человека способности становится субъектом принятия самостоятельных решений, которые определяют путь к созидательной деятельности и созданию акмецелевых программ творческой самореализации потенциалов. Границы акмеологической зрелости связывают с выбором профессии, сменой деятельности в любом виде созидания, любимом увлечении. Поэтому объект акмеологии – зрелый человек как созидатель. В этом одно из отличий акмеологии от психологии.
В результате проведенной научно-исследовательской работы дан анализ комплексных акмеологических категорий: «созидание» (как творческая преобразующая деятельность), «вершины достижений» («пики кульминаций» в преобразованиях окружающей действительности и её субъектов), «профессионализм»: профессиональная направленность личности, компетентность, способности, профессиональные умения, «готовность к творчеству» (как предпосылка к самостоятельной инновационной деятельности, к моделированию авторской системы работы с детьми, их родителями, сотрудничеству с коллегами, развитый интеллект, креативность личности и мышления, творческое воображение, концентрация распределенности внимания, большой объем памяти), «профессиональная пригодность» (здоровье профессионально важных систем организма), «продуктивность» (высокая эффективность в решении профессиональных задач, в прогнозировании качественного результата, стратегиях и технологиях его достижения).
Выявлены особенности комплексной методологии акмеологических исследований. В ней сочетаются аксиологический и синергетический подходы философии с акмеологическим подходом, который сам по себе является комплексным и включает в себя все продуктивные общенаучные методологические подходы: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, субъектный. Такая комплексная методология позволяет увидеть целостную картину изучаемых объектов, выделить противоречия, факторы риска, блокирующие самодвижение индивида (сообщества) к высшим достижениям в профессионализме и творчестве, а также просчитать факторы, стимулирующие успешное созидание в самосовершенствовании личности, образовательной системы и в создании продукта своего труда.
Результаты могут быть использованы в развитии отраслей акмеологической науки (прикладная акмеология), в разноуровневой подготовке работников образования, при разработке образовательных программ, авторских курсов по выбору, в организации научно-исследовательской работы, а также в практической деятельности работников образования.