Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Официальный сайт проекта - http://studmol.ru/ - социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодёжи


Государственный контракт № П1028 от 20.08.2009

Проект: Разработка социально-педагогического сопровождения формирования безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности учащейся молодежи

Руководитель проекта: кандидат педагогических наук Кисляков Павел Александрович

Социальная безопасность населения России в современных условиях является важнейшей составной частью общенациональной безопасности страны. Существующие внешние и внутренние угрозы политического, экономического, социального, военного, экологического, техногенного, информационного и иного характера без принятия соответствующих упреждающих и отражающих мер безопасности способны оказать дестабилизирующее воздействие на состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их деятельности.

Социальная безопасность – недостаточно полно разработанная в науке категория, что обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы. Социальная безопасность рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле социальная безопасность близка к безопасности общества, так как рассматривает все сферы жизнедеятельности людей. В узком смысле социальная безопасность предполагает устойчивое развитие социума, функция которого – воспроизводство человеческого рода.

В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью детей и молодежи в образовательном учреждении. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизни и обучения и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. В связи с этим сегодня одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является гуманизация, которая предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Место и роль обеспечения безопасности образовательного учреждения в системе национальной безопасности России определяется тем, что в стране проживает около 28 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны.

Социальная безопасность характеризуется состоянием защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней (личности, общностей и общества в целом), их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечением их устойчивого развития. В число угроз социальной безопасности входят угрозы разрушения здоровья и исчезновения этноса.

Закономерности возникновения и развития опасных и кризисных ситуаций социального происхождения лежат в основе противоречий в общественных отношениях – личностных, экономических, политических, межэтнических, конфессиональных и иных. Их катализаторами являются различные факторы, создающие социальную напряженность: инфляция, безработица, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, коррупция, криминал, акты терроризма, национализм, экстремизм, различный формы девиаций и другие асоциальные явления. Для обеспечения социальной безопасности требуется соответствующая психологическая, информационная, юридическая, силовая и иная подготовленность человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях.

Объектами безопасности являются личность, социальные общности, общество. При этом социальная безопасность может быть достигнута путём объединения социума для решения задач духовного и материального порядка, Государственные институты, и прежде всего система образования призваны обеспечить защиту интересов личности, формировать у населения готовность защищать свои интересы, гарантировать стабильное и эффективное развитие общества, опережающее духовное, культурное и научно-техническое развитие нации и государства.

Образовательное учреждение представляет собой микросоциум со специфическими угрозами и опасностями социального характера. Обеспечение оптимальной среды жизнедеятельности человека в образовательном учреждении является приоритетной задачей, как государственных структур, так и всех участников образовательного процесса: педагогов и учащихся.

Модель оптимальной среды жизнедеятельности в образовательном учреждении представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в двигательной и интеллектуальной активности (требования СаНПиН, комфортная психологическая среда, благоприятное экологическое пространство) Оптимальная среда жизнедеятельности включает социальную, техногенную, экологическую составляющие, и обеспечивает здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса, выступающих в роли объекта системы. В число внутренних субъектов системы безопасной и здоровьесберегающей жизнедеятельности молодежи в вузе входят администрация, профессорско-преподавательский состав и сотрудники, студенты. На внешнем уровне содержание образовательной деятельности в области социальной безопасности и здоровьесбережения регламентируется государственным образовательным стандартом; организация образовательной деятельности будет успешной при создании комплексной межведомственной системы формирования оптимальной среды жизнедеятельности.

Содержание медико-биологических и многих психолого-педагогических дисциплин вносит свой вклад в обеспечение социальной безопасности и здоровьесбережения учащейся молодежи. Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» закладывают базу знаний о здоровье и здоровом образе жизни, безопасности жизнедеятельности, на основании которых информационное обеспечение оптимальной среды жизнедеятельности в вузе осуществляется в рамках других дисциплин.

Безопасная и здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении является составляющей частью многоуровневой региональной социально-педагогической системы. На локальном уровне межведомственное взаимодействие по обеспечению безопасной и здоровьесберегающей среды жизнедеятельности учащейся молодежи осуществляется в рамках координации деятельности образовательных, медицинских учреждений и учреждений социальной защиты, учреждений обеспечения общественного порядка с целью, с одной стороны, удовлетворения потребностей молодежи в медико-психологической и социальной помощи при нарушениях их здоровья и социальной дезадаптации, а с другой – с целью разработки эффективных мер по совершенствованию системы сохранения здоровья и социализации подрастающего поколения, обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

Студент как объект системы оптимальной среды жизнедеятельности следует рассматривать в контексте трех проекций: во-первых, студент является индивидом юношеского возраста, с присущими ему анатомо-физиологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска; во-вторых, студент – будущий педагог, который в перспективе должен быть носителем эталонов здорового образа жизни, безопасного поведения для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности; в-третьих, студент – субъект образовательного процесса, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера. Здоровье студента – гармоничное единство биологических и социальных свойств индивида, позволяющих ему эффективно выполнять задачи образования и вести полноценную личную и общественную жизнь.

Экспериментальные исследования показали, что, несмотря на то, что студенты знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, только 60% из них оценивают свой образ жизни как здоровый. К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, относятся: нерациональное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя. Каждый второй студент испытывает потребность в информации о социально-психологических закономерностях формирования здорового образа жизни, психолого-педагогических условиях и факторах, формирующих его, около трети – об основных принципах составления авторских систем педагогической деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий, каждый четвертый студент нуждается в дополнительной информации о нормативной базе охраны здоровья в образовательных учреждениях. Характеризуя уровень практической подготовки в области здоровья, студенты отмечают низкий уровень ее развития. Подавляющее большинство отмечают недостаточность навыков оказания первой медицинской помощи в условиях образовательного учреждения.

В российской науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации. Закономерен тревожный тон, присущий научным работам в этой проблематике, поскольку противоречия сложившиеся в конце XX начале XXI вв. вдвойне больнее ударили именно по образу жизни молодежи, вызвали возникновение в молодежной среде, в том числе образовательной – социальных негативных явлений.

Образовательной среде присуще такие деструктивные явления, как встреча с пьяным человеком (в том числе из числа студентов), попрошайками, нищими, конфликты и ссоры в быту (в т.ч. в общежитии), в вузе с однокурсниками, кражи, приставание хулигана, проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности и др. При этом, в большинстве случаев студенты указывают на отсутствие навыков безопасного поведения, что указывает на потребность в социально-образовательных услугах в данном направлении. В студенческой среде также имеют место факты распространения наркотиков, ВИЧ-инфекции, что вызывает тревогу. Наличие в студенческой среде тех или иных опасностей социального характера говорит о необходимости информирования студентов о мерах их предупреждения и возможных последствиях.

В целом названные деструктивные социальные опасности имеют место не только в студенческой среде, но в целом распространены в обществе. Таким образом, студенчество как социальная группа не изолировано от общества, от его проблем, противоречий, девиаций.

Данные относительно современных тенденций здоровья и образа жизни учащейся молодежи, потребностей молодежи в социально-образовательных услугах в области здоровьесбережения и безопасности, состояния социальной безопасности позволят разработать социально-педагогическое сопровождение формирования оптимальной среды жизнедеятельности, реализуемое в системе высшего профессионального образования при подготовке студентов по специальностям педагогического профиля.



Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER