Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-исследовательская лаборатория безопасности жизнедеятельности

  1. Направление деятельности лаборатории

    В условиях общей экономической и финансовой ситуации в мире, масштабных изменений во внешнеполитическом курсе страны, усиленного формирования новых механизмов ее развития, одной из важнейших задач для всей системы образования является обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, а так же гарантия устойчивого развития ко всем кризисным явлениям. Актуальность проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения обусловлена необходимостью создания условий для всестороннего развития личности, приобретения знаний, умений и навыков, формирования компетенций и закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

    При решении вопросов комплексной безопасности образовательного учреждения необходимо руководствоваться приемлемыми (допустимыми) уровнями риска. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и другие аспекты и представляет некоторый компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями его достижения. Поэтому, под критерием качества обеспечения комплексной безопасности подразумевается степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым. Для этого необходимо выявить наиболее вероятные, наиболее опасные угрозы, определить и уточнить критические элементы объектов защиты и конкретизировать вид безопасности.

    Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательной организации, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера. Она достигается путем осуществления комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, кадрового, технического, финансового характера, в том числе организацией и обеспечением.

    Работа строится на использовании комплекса аналитических, социологических, маркетинговых, психолого-педагогических, методов и средовых технологий. Применяется метод проектирования учебных комплексов, моделирования оптимальной среды жизнедеятельности, а также методы математического моделирования.

  2. Ведущие ученые
    1. Михайлов Алексей Александрович, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры, директор Шуйского филиала ИвГУ
    2. Гинко Владимир Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры
    3. Перевозчикова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры, декан историко-филологического факультета
  3. Цель и задачи

    Цель:

    • изучение социальных, информационных и психолого-педагогических условий, позволяющих обеспечить комплексную безопасность субъектов образования, сохранить их здоровье в условиях реализации современной модели общего и профессионального образования.

    Задачи:

    • разработка информационно-технологического обеспечения образования в области комплексной безопасности и здоровьесбережения учащихся и педагогов;
    • изучение закономерностей возникновения и развития опасных и кризисных ситуаций различного происхождения и путей их предупреждения в образовательной среде;
    • разработка системы воспитательной работы по формированию у учащейся молодежи культуры безопасности жизнедеятельности в социуме.
  4. Основные направления деятельности
    • изучение современных тенденций образа жизни и социальной напряженности учащейся молодежи;
    • выявление закономерностей развития готовности будущего педагога к реализации здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности в современном социуме;
    • расширение содержания образования в области обеспечения комплексной безопасности и здоровьесбережения в системе общего и профессионального образования;
    • разработка и реализация на основе межведомственной и межпредметной интеграции системы воспитательных, образовательных и оздоровительных мероприятий по формированию культуры безопасности учащейся молодежи;
    • Использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений (курс «Безопасность жизнедеятельности»).
  5. Научные результаты
    • Структурно-функциональная модель использования дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов;
    • Методическая система формирования готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе;
    • Психолого-педагогические основы адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью;
    • Модель экологического образования будущих педагогов;
    • Развитие и совершенствование воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в учреждении профессионального образования;
    • Модель сетевого научно-образовательного центра обеспечения безопасности образовательных учреждений на базе педагогического вуза;
    • Программно-методическое обеспечение воспитательной работы по формированию культуры безопасности в социуме учащейся молодежи;
    • Технологии формирования социальной безопасности личности;
    • Технологии обучения способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности, реализации здорового образа жизни;
    • Информационное обеспечение образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения;
    • Педагогическое сопровождение обеспечения социальной безопасности и здоровьесбережения учащейся молодежи.
  6. Финансируемые проекты
    • «Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», III научная (национальная) конференция (в рамках реализации регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2017 – Ивановская область) (Шуя, 16-17 октября 2017 г.) (руководитель к.п.н., доцент Михайлов А.А.)
    • «Педагогическое сопровождение образования в области обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях социального происхождения в системе педагогического образования», аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2011 гг.) (руководитель к.п.н., доцент Михайлов А.А.)
  7. Монографии
    • Кисляков П.А. Психолого-педагогическая концепция формирования социальной безопасности личности будущего педагога: системно-личностный подход. – М.: Издательство «Русский журнал»; Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2014. – 440 с.
    • Михайлов А.А. Система менеджмента качества провинциального вуза: вчера, сегодня, завтра: Монография. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2014. – 207 с.
    • Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. – М.: Логос, 2011. – 236 с.
    • Михайлов А.А. Проблемы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в современных условиях. – Тула: Изд-во «Папирус», 2010. – 231 с.
    • Михайлов А.А. Проектирование образовательного процесса в средней и высшей школе: Коллективная монография под научной ред. доктора пед. наук. проф. Г.Е. Муравьевой. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 229 с.
    • Вольхин С.Н., Михайлов А.А., Степанов К.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников: Монография. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 136 с.
  8. Учебники и учебные пособия
    • В.И. Гинко Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – 140 с.
    • В.И. Гинко Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 92 с.
    • Михайлов А.А., Ботыгин В.И., Гинко В.И., Кисляков П.А. Основы начальной военной подготовки: Учебное пособие. В 2-х частях. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015. – 130 с., 152 с.
    • Петров С.В., Михайлов А.А., Гинко В.И. Пожарная безопасность: Учебное пособие. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2014. – 160 с. (Рекомендовано УМО Министерства образования и науки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений)
    • В.И. Гинко, П.А. Кисляков Экологическая безопасность и экологический риск: Учебное пособие. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 80 с.
    • Ботыгин В.И., Гинко В.И., Кисляков П.А. Основы обороны государства и военной службы: Учебное пособие. В 2-х частях. – Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 160 с., 172 с.
    • Петров С.В., Гафнер В.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. – Новосибирск: Издательство «Арта», 2012. – 296 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Минобрнауки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов)
    • В.И. Гинко, П.А. Кисляков Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие. – Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 204 с.
    • В.И. Гинко, П.А. Кисляков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие. – Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. – 188 с.
    • Кисляков П.А., Петров С.В., Филанковский В.В. Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения: Учебное пособие. – М.: Издательство «Русский журнал», 2011. – 263 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Минобрнауки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»)
    • Гинко В.И., Кисляков П.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. – Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 137 с.
    • Кисляков П.А., Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие. – М.: Издательство «Русский журнал», 2010. – 260 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Минобрнауки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»)
    • Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 кл.: методическое пособие. – 4- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 80с.
    • Михайлов А.А.. Петров С.В., Кисляков П.А. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2009. – 252 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Минобрнауки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»)
    • Михайлов А.А., Карасева Т.В., Кисляков П.А., Гворыс В. Студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ, 2009. – 84 с.
  9. Зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности
    • База данных «Социальная безопасность субъектов образования: системно-личностный анализ предпосылок, условий, факторов» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ИвГУ». Свидетельство о государственной регистрации №2013621554.
    • База данных «Психологические основы безопасного поведения в социуме: электронный учебный комплекс» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ИвГУ». Свидетельство о государственной регистрации №2013621553.
    • База данных «Научно-методическое сопровождение дистанционного курса “Социальная безопасность образовательной среды”» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2012620938.
    • База данных «Учебно-методическое сопровождение образовательной программы “Образование в области безопасности жизнедеятельности”» / Кисляков П.А., Михайлов А.А., Гинко В.И., Самсонова И.В.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2012620283.
    • База данных «Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс» / Кисляков П.А., Михайлов А.А., Гинко В.И.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2011620869.
    • База данных «Социология безопасности: электронный учебно-методический комплекс» / Кисляков П.А., Самсонова И.В.; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2011620850.
    • База данных «Электронное учебное пособие «Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ГОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2011620497.
    • Программа для ЭВМ «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи» / Кисляков П.А., Смолин М.В.; заявитель и правообладатель ГОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2011613881.
    • База данных «Электронное учебное пособие «Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ГОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2010620663.
    • База данных «Электронное учебное пособие «Безопасность образовательных учреждений» / Кисляков П.А.; заявитель и правообладатель ГОУ ВПО «ШГПУ». Свидетельство о государственной регистрации №2010620664.
  10. Участие в учебном процессе

    Изданная учебная и научная литература, базы данных используются при реализации следующих курсов:

    • Социальная безопасность социальных систем (для всех специальностей и направлений подготовки);
    • Безопасность жизнедеятельности (для всех специальностей и направлений подготовки);
    • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для всех специальностей и направлений подготовки);
    • Техногенные системы и экологический риск (профиля Природопользование направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование);
    • Обеспечение комплексной безопасности учащихся и воспитанников (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Социальные опасности и защита от них (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Социология безопасности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Социальная безопасность образовательной среды (для всех профилей направления подготовки);
    • Социальная психология безопасности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Социальные технологии обеспечения безопасности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Информационная безопасность (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Психологическая защита в экстремальных ситуациях (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Пожарная безопасность (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Опасные ситуации природного и экологического характера и защита от них (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Опасные ситуации техногенного характера и защита от них (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Основы религиозной безопасности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Криминальные опасности и защита от них (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Обеспечение безопасности обучающихся при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и организации отдыха (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Самооборона и защита личности (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Оружие самообороны и порядок его применения (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Безопасный отдых и туризм (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Способы автономного выживания человека в природной среде (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Проведение аварийно-спасательных работ в населенном пункте (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Проведение аварийно-спасательных работ в образовательном учреждении (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование);
    • Основы военной службы и гражданской обороны (профиля Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование).
  11. Дополнительная информация

    Общественная экспертиза результатов исследований:

    • Сотрудники представляли свои научные проекты и становились призерами на Всероссийском форуме «Вуз – территория здорового образа жизни» (Иваново, 2010), Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ среди студентов и молодых ученых «Наука и образование против террора» (Москва, 2010, 2012); Всероссийской олимпиаде научных и прикладных работ по национальной безопасности и геополитике России (Москва, 2011, 2012);
    • Диплом Лауреата международного конгресса-выставки «Образование без границ – Global Education – 2011» за проект «Информационное сопровождение образования в области социальной безопасности» (Москва, ЦВК «Экспоцентр, 12-14 апреля 2011 г.);
    • Диплом за первое место в Ивановском областном конкурсе научно-исследовательских работ среди молодых ученых за проект «Система профилактики ВИЧ-инфекции в педагогическом вузе» (автор П.А. Кисляков);
    • Диплом участника конкурса «Инноватика в образовании», проходившего в рамках XIV Российского образовательного форума Проект «Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды вуза» (Москва, ЭЦ «Сокольники», 2010) (автор П.А. Кисляков).
    • Диплом Лауреата международного конгресса-выставки «Образование без границ – Global education – 2010» за проект «Безопасная и здоровьесберегающая среда вуза» (Москва, МВК Экспоцентр);
    • Диплом Лауреата Всероссийского выставочного центра за проект «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи», представленный на Всероссийской выставке «Образовательная среда – 2009» (Москва, ВВЦ) (автор П.А. Кисляков);
    • Золотая медаль «Лауреат ВВЦ» за проект «Учебно-методическое сопровождение образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», представленный на Всероссийской выставке «Образовательная среда – 2006» (Москва, ВВЦ) (автор А.А. Михайлов).

    В исследовательской деятельности используется информация, отражающая опыт зарубежных стран по подготовке студентов вузов и учащихся школ к осуществлению безопасной жизнедеятельности, в частности Израиля, Испании, Италии, Польши. По итогам международных семинаров «Безопасность образовательных учреждений в системе образования Израиля» (Израиль, 6-13 марта 2005 г.) и «Безопасность образовательных учреждений и тематика безопасности в системе образования Испании и России» (6-13 декабря 2008 г.) (А.А. Михайлов), а также конференции в Польше (А.А. Михайлов, М.В. Смолин) (22 ноября 2009, г. Ченстохова) и др.

    Информационную поддержку деятельности лаборатории осуществляет
    журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (http://russmag.ru/pgroup.php?id=2) (А.А. Михайлов – член редколлегии)

    Результаты научной работы сотрудников лаборатории получили внедрение при организации на базе Шуйского филиала ИвГУ следующих мероприятий:

    • Студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности и медицинским знаниям «Безопасность в социуме» (ежегодно)
    • Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»: секция «Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи» (ежегодно)
    • Круглый стол «Использование информационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности школьников и студентов» (Шуя, 25 апреля 2019)
    • III научная (национальная) конференция «Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (в рамках реализации регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2017 – Ивановская область) (Шуя, 16-17 октября 2017)
    • Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди студентов и молодых ученых «Наука и образование против террора» (Москва-Саранск-Шуя, 2012-2017)
    • Всероссийская конференция «Теория и практика формирования культуры безопасности в социуме» (Шуя, 23 апреля 2015)
    • Всероссийская конференция «Актуальные вопросы модернизации высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения на основе ФГОС нового поколения» (Шуя, 06 июня 2011)
    • Всероссийский конкурс научно-исследовательских и проектных работ «Безопасность общества: инициативы и инновации» (2010, 2011 гг.)
    • Международная конференция «Социальная безопасность молодежи: проблемы и технологии обеспечения» (Шуя, 17 октября 2009)
    • Межведомственный круглый стол «Комплексный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности в образовательном социуме» (Шуя, 14 октября 2009)
    • Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы подготовки учителей технологии и безопасности жизнедеятельности» (Шуя, 25 марта 2009)

    Система непрерывного образования

    Сотрудниками лаборатории реализуется цикл тематического усовершенствования для преподавателей вузов, учителей, руководителей образовательных учреждений различных типов в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки по направлениям: «Безопасность жизнедеятельности»; «Социальная безопасность образовательной среды»; «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС»; «Оказание первой помощи работниками образовательных организаций»; «Охрана труда»; «Гражданская оборона» (в том числе дистанционно через центр дистанционного образования вуза).



Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER