В условиях общей экономической и финансовой ситуации в мире, масштабных изменений во внешнеполитическом курсе страны, усиленного формирования новых механизмов ее развития, одной из важнейших задач для всей системы образования является обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, а так же гарантия устойчивого развития ко всем кризисным явлениям. Актуальность проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения обусловлена необходимостью создания условий для всестороннего развития личности, приобретения знаний, умений и навыков, формирования компетенций и закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
При решении вопросов комплексной безопасности образовательного учреждения необходимо руководствоваться приемлемыми (допустимыми) уровнями риска. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и другие аспекты и представляет некоторый компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями его достижения. Поэтому, под критерием качества обеспечения комплексной безопасности подразумевается степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым. Для этого необходимо выявить наиболее вероятные, наиболее опасные угрозы, определить и уточнить критические элементы объектов защиты и конкретизировать вид безопасности.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательной организации, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера. Она достигается путем осуществления комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, кадрового, технического, финансового характера, в том числе организацией и обеспечением.
Работа строится на использовании комплекса аналитических, социологических, маркетинговых, психолого-педагогических, методов и средовых технологий. Применяется метод проектирования учебных комплексов, моделирования оптимальной среды жизнедеятельности, а также методы математического моделирования.
Цель:
Задачи:
Изданная учебная и научная литература, базы данных используются при реализации следующих курсов:
Общественная экспертиза результатов исследований:
В исследовательской деятельности используется информация, отражающая опыт зарубежных стран по подготовке студентов вузов и учащихся школ к осуществлению безопасной жизнедеятельности, в частности Израиля, Испании, Италии, Польши. По итогам международных семинаров «Безопасность образовательных учреждений в системе образования Израиля» (Израиль, 6-13 марта 2005 г.) и «Безопасность образовательных учреждений и тематика безопасности в системе образования Испании и России» (6-13 декабря 2008 г.) (А.А. Михайлов), а также конференции в Польше (А.А. Михайлов, М.В. Смолин) (22 ноября 2009, г. Ченстохова) и др.
Информационную поддержку деятельности лаборатории осуществляет
журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (http://russmag.ru/pgroup.php?id=2)
(А.А. Михайлов – член редколлегии)
Результаты научной работы сотрудников лаборатории получили внедрение при организации на базе Шуйского филиала ИвГУ следующих мероприятий:
Система непрерывного образования
Сотрудниками лаборатории реализуется цикл тематического усовершенствования для преподавателей вузов, учителей, руководителей образовательных учреждений различных типов в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки по направлениям: «Безопасность жизнедеятельности»; «Социальная безопасность образовательной среды»; «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС»; «Оказание первой помощи работниками образовательных организаций»; «Охрана труда»; «Гражданская оборона» (в том числе дистанционно через центр дистанционного образования вуза).