Коллектив лаборатории (в дальнейшем - этнохудожественного центра «ИСТОКИ»)
этнохудожественного образования ШГПУ начал свою деятельность с 2001
года, когда преподаватели кафедры под научным
руководством Т.Я. Шпикаловой разработали и опубликовали
программу по изобразительному искусству для классов с углубленным
эстетическим уклоном, в которую впервые был включен этнохудожественный
компонент. С этого времени коллектив занимается разработкой одного из
вариантов моделей непрерывной системы этнохудожественного образования
«детский сад – школа – вуз» – поствузовское образование». Главной целью
исследований, проводимых учеными, является создание модели и
внедрение в широкую практику системы непрерывного этнохудожественного
образования России как одного из факторов
модернизации российского образования.
2001-2004гг. - проводилось теоретическое исследование в рамках задания Министерства образования и науки России: решались задачи по выявлению специфики предпосылок становления системы этнохудожественного образования в России и особенностей художественного образования в зарубежных странах, по концептуальному обоснованию системы, поиску форм интеграции в познании пространства этнохудожественной культуры и других образовательных пространств; выявление потенциала региональной специфики и характера местных художественных и культурных традиций в этнохудожественном образовании.
(2005-2006гг.) В рамках проекта «Модернизация образования в
России: Интегративная модель непрерывного этнохудожественного
образования» при поддержке РГНФ осуществлялось
моделирование системы, была построена модель
этнохудожественной образовательной системы.
Третий этап (2007-2009) - по заданию Министерства образования осуществлялось исследование содержания непрерывного этнохудожественного образования. На этом этапе была выполнена разработка содержания этнохудожественного образования, создание этнокультурного пространства для формирования личности – носителя национальной культуры; разработка программного и учебно-методического обеспечения системы этнохудожественного образования для разных ступеней образования.
(2010-2012гг. ). С 2010 года авторский коллектив начал разработку программ и УМК Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями ФГОС, разработаны УМК для 1-8 классов с грифом Минобрнауки РФ. При поддержке Минобрнауки РФ (в рамках ФЦП «Научные и научно педагогические кадры инновационной России») проведены исследования по темам: Традиционное народное искусство как источник нравственно-эстетических ценностей современной России, Диалог искусств в поликультурном пространстве России и художественно-эстетическая картина мира, а также исследование, поддержанное РГНФ, по теме На этом этапе коллектив лаборатории в составе научно-образовательного центра ШГПУ включился в деятельность по сотрудничеству с молодыми учеными самых разных вузов страны в целях совместного развития идей этнохудожественного образования, в целях углубления теоретического осмысления и расширения пространства познаваемой художественной культуры.
Учебные материалы, созданные этим коллективом ученых пользуется большой популярностью и спросом, о чем свидетельствует их ежегодное переиздание. С 2013 года коллектив начал работать над принципиально новыми учебными изданиями: