Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов социально-гуманитарных специальностей.
Вопросы к модулю 1.
- Научное знание: признаки, уровни.
- Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
- Научные классификации и их роль в научной деятельности.
- Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
- Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама».
- Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
- Гносеологические идеи эмпиризма философии Нового времени.
- Гносеологические идеи рационализма философии Нового времени.
- Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм.
- Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
- Диалектика социального познания марксизма.
- Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
- «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
- Классический позитивизм и его концепция науки.
- Неопозитивизм (логический позитивизм).
- Парадигмальная концепция науки Т. Куна.
- Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки.
- Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
- Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
- Структурализм. Системность и структурность как принципы познания.
- Онтологические основания науки (классической, неклассической, постнеклассической).
- Принцип детерминизма в научном познании.
- Принцип свободы в научном познании.
- Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
- Закон и принцип в научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм.
- Методы эмпирического исследования.
- Теоретический уровень познания. Инструментализм.
- Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
- Концепции истины и критерии истинности знания.
- Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
- Прогностическая функция философии.
- Феноменологическая философия науки.
- Социальная эпистемология.
- Социокультурная детерминация науки.
- Этические проблемы науки.
Вопросы к модулю 2.
- Феноменологическая философия науки.
- Психоаналитическая программа.
- Структурализм в гуманитарном познании.
- Постструктурализм об обществе и человеке.
- Идеалы научного познания: логико-семантический, гуманитарный.
- Методологические принципы гуманитарного исследования: системность, объективность, структурность, историзм, интенциональность и др.
- Проблема свободы в социальном познании.
- Иерархия социальных норм и логика социального познания.
- Традиции и преемственность в социальном познании.
- Этика в структуре познавательной деятельности.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов специальности
05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.
Вопросы к модулю 1.
- Научное знание: признаки, уровни.
- Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
- Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
- Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама». Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
- Гносеологические идеи эмпиризма и рационализма философии Нового времени.
- Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм. Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
- Диалектика социального познания марксизма.
- Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
- «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
- Классический позитивизм и его концепция науки. Неопозитивизм (логический позитивизм).
- Парадигмальная концепция науки Т. Куна. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
- Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
- Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
- Закон и принцип в научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм. Методы эмпирического исследования.
- Теоретический уровень познания. Инструментализм. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
- Концепции истины и критерии истинности знания.
- Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
- Прогностическая функция философии.
- Этические проблемы науки.
Вопросы к модулю 2.
- Информационная культура личности и общества.
- Становление и развитие киберенетики, как направления информатики.
- Философский смысл понятия «искуственный интеллект». Искусственный интеллект как направление информатики.
- Статическая, структурная, кибернетическая концепции информации.
- Колличество информации. Энтропия.
- Качественные характеристики информации: соержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
- Семиотика. Синтаксический, семантиеский и прагматический аспекты информации.
- Информационные революции в истории развития цивилизации.
- Информатизация и компьютеризация общества. Информационный кризи.
- Понятие «информационный ресурс». Информационные ресурсы государства и общества.
- Информционные продукты и услуги, их структура и классификация.
- Информационная эпоха. Критерии перехода общества в постиндустриальную и информационную эпоху.
- Признаки информационног общества. Понятия информатизации, медиатизации, компьютеризации, интеллектуализации. Информология.
- Роль теории самооргганизации (синергетики) в исследовании социокультурной эволюции.
- Становление открытого информационого общества.
- Информационные системы: понятие, процессы, структура управления организацией.
- Понятия «информационная война», «информационная интервенция», «информационный иммунитет» и их характеристики.
- Информаионная безопасность в социально сфере.
- Проблема информационнойбезопасности и ответсвенности личности.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов специальности
01.01.06 Математическая логика, алгебра и теория чисел.
Вопросы к модулю 1.
- Научное знание: признаки, уровни.
- Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
- Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
- Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама». Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
- Гносеологические идеи эмпиризма и рационализма философии Нового времени.
- Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм. Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
- Диалектика социального познания марксизма.
- Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
- «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
- Классический позитивизм и его концепция науки. Неопозитивизм (логический позитивизм).
- Парадигмальная концепция науки Т. Куна. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
- Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
- Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
- Закон и принцип в научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм. Методы эмпирического исследования.
- Теоретический уровень познания. Инструментализм. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
- Концепции истины и критерии истинности знания.
- Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
- Прогностическая функция философии.
- Этические проблемы науки.
Вопросы к модулю 2.
История и философия математики.
- Единство истории и философии математики. Фундаменталистская и нефундаменталистская философии математики и соответствующие образы истории математики.
- Проблема исторического начала математики.
- Эмпирический и теоретический уровни математики в истории ее развития.
- Классическая (пифагорейско-платоническая) философия математики.
- Основные концепции предмета и метода математики.
- Абстракция и идеализация в математике.
- Дисциплинарная структура математического знания.
- Аксиоматический метод в математике: сущность, достоинства и недостатки.
- Аристотелевская критика классической философии математики.
- Математика и метафизика: критическая (кантианская) философия математики.
- Математика и физика: эпистемологические следствия открытия множественности геометрий и алгебр.
- Концепция дополнительности геометрии и физики: конвенциализм Пуанкаре.
- Проблема оснований математики. Концепция трех кризисов в истории математики. Единство и различие кризисов.
- Логицизм и формализм в философии математики ХХ века. Гильбертовская программа оснований математики.
- Математика и логика: интуиционизм Брауэра против классической философии математики.
- Теорема Геделя о неполноте и ее философское значение.
- Контроверзы экстернализма и интернализма, номинализма и реализма, эмпиризма и рационализма в философии математики.
- Теоретические реконструкции истории математики в концепциях развития научного знания Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса.
- «Непостижимая» эффективность математики в естественных науках. Проблема математизации знания.
Литература
Общие курсы по философии науки
- Кахановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов на Дону, 2004.
- Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону, 2000.
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
- Микешина Л.А. Философия науки. М., 2004.
- Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2005.
- Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005.
Общая литература по отдельным разделам
Философия как методология науки
- Купцов В.И. Роль философии в научном познании. М., 1976.
- Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
- Швырев В.С. Анализ научного познания: Основные направления, формы, проблемы. М,, 1988.
- Юдин Б.Т. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
- Смирнов В.А. Логические методы анализа и научного знания. М., 1987.
Теория познания
- Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.
- Теория познанания: В 4-х тт. Т.1,2. М., 1991.
- Полани М. Личностное знание. М., 1985.
- Проблемы истины в современной западной философии науки. М., 1987.
- Швырев В.С. О соотношении теоретического и эмпирического в научном познании // Природа научного познания. Минск, 1979.
- Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 1974.
- Введение в логику и методологию науки. Новосибирск, 1994.
- Кун Т. Структура научных революции. М., 1977.
- Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
- Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. Минск, 1989.
- Марков Б.В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984.
- Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М., 1988.
- Современная философия науки: Знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.
- Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.
Гуманитарное познание
- Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
- Философия и методология истории. М., 1977.
- Методологические исследования. Вып. 1-7. СПб.
- Порк А.А. Историческое обоснование. Таллин, 1981.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М., 1971.
- Проблемы обоснования и понимания в научном познании. М., 1983.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М., 1995.
- Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и исторические проблемы исторической науки. М., 1995.
История науки и ее связь с культурой
- Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.- СПб., 2000.
- Гуревич А.Я. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.
- Исторические типы рациональности: В 2-х тт. М., 1995-1996.
- Косарева Л.М. Генезис научной картины мира. М., 1985.
- Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
- Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: Архитектоника, модели, информатизация. СПб., 1993.
- Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
- Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
- Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER