Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов социально-гуманитарных специальностей.

Вопросы к модулю 1.

  1. Научное знание: признаки, уровни.
  2. Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
  3. Научные классификации и их роль в научной деятельности.
  4. Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
  5. Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама».
  6. Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
  7. Гносеологические идеи эмпиризма философии Нового времени.
  8. Гносеологические идеи рационализма философии Нового времени.
  9. Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм.
  10. Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
  11. Диалектика социального познания марксизма.
  12. Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
  13. «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
  14. Классический позитивизм и его концепция науки.
  15. Неопозитивизм (логический позитивизм).
  16. Парадигмальная концепция науки Т. Куна.
  17. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки.
  18. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
  19. Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
  20. Структурализм. Системность и структурность как принципы познания.
  21. Онтологические основания науки (классической, неклассической, постнеклассической).
  22. Принцип детерминизма в научном познании.
  23. Принцип свободы в научном познании.
  24. Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
  25. Закон и принцип в научном познании.
  26. Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм.
  27. Методы эмпирического исследования.
  28. Теоретический уровень познания. Инструментализм.
  29. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
  30. Концепции истины и критерии истинности знания.
  31. Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
  32. Прогностическая функция философии.
  33. Феноменологическая философия науки.
  34. Социальная эпистемология.
  35. Социокультурная детерминация науки.
  36. Этические проблемы науки.

Вопросы к модулю 2.

  1. Феноменологическая философия науки.
  2. Психоаналитическая программа.
  3. Структурализм в гуманитарном познании.
  4. Постструктурализм об обществе и человеке.
  5. Идеалы научного познания: логико-семантический, гуманитарный.
  6. Методологические принципы гуманитарного исследования: системность, объективность, структурность, историзм, интенциональность и др.
  7. Проблема свободы в социальном познании.
  8. Иерархия социальных норм и логика социального познания.
  9. Традиции и преемственность в социальном познании.
  10. Этика в структуре познавательной деятельности.

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов специальности 05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.

Вопросы к модулю 1.

  1. Научное знание: признаки, уровни.
  2. Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
  3. Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
  4. Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама». Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
  5. Гносеологические идеи эмпиризма и рационализма философии Нового времени.
  6. Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм. Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
  7. Диалектика социального познания марксизма.
  8. Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
  9. «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
  10. Классический позитивизм и его концепция науки. Неопозитивизм (логический позитивизм).
  11. Парадигмальная концепция науки Т. Куна. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
  12. Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
  13. Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
  14. Закон и принцип в научном познании.
  15. Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм. Методы эмпирического исследования.
  16. Теоретический уровень познания. Инструментализм. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
  17. Концепции истины и критерии истинности знания.
  18. Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
  19. Прогностическая функция философии.
  20. Этические проблемы науки.

Вопросы к модулю 2.

  1. Информационная культура личности и общества.
  2. Становление и развитие киберенетики, как направления информатики.
  3. Философский смысл понятия «искуственный интеллект». Искусственный интеллект как направление информатики.
  4. Статическая, структурная, кибернетическая концепции информации.
  5. Колличество информации. Энтропия.
  6. Качественные характеристики информации: соержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
  7. Семиотика. Синтаксический, семантиеский и прагматический аспекты информации.
  8. Информационные революции в истории развития цивилизации.
  9. Информатизация и компьютеризация общества. Информационный кризи.
  10. Понятие «информационный ресурс». Информационные ресурсы государства и общества.
  11. Информционные продукты и услуги, их структура и классификация.
  12. Информационная эпоха. Критерии перехода общества в постиндустриальную и информационную эпоху.
  13. Признаки информационног общества. Понятия информатизации, медиатизации, компьютеризации, интеллектуализации. Информология.
  14. Роль теории самооргганизации (синергетики) в исследовании социокультурной эволюции.
  15. Становление открытого информационого общества.
  16. Информационные системы: понятие, процессы, структура управления организацией.
  17. Понятия «информационная война», «информационная интервенция», «информационный иммунитет» и их характеристики.
  18. Информаионная безопасность в социально сфере.
  19. Проблема информационнойбезопасности и ответсвенности личности.

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов специальности 01.01.06 Математическая логика, алгебра и теория чисел.

Вопросы к модулю 1.

  1. Научное знание: признаки, уровни.
  2. Возникновение научного знания. Культурно-исторические типы науки.
  3. Типы познавательных парадигм античности (Демокрит, Платон, Аристотель, неоплатонизм). Материализм и идеализм.
  4. Дискуссия об «универсалиях» и ее методологическое значение. «Бритва Оккама». Философское значение дискуссии о соотношении веры и разума. Формы вненаучного знания и наука.
  5. Гносеологические идеи эмпиризма и рационализма философии Нового времени.
  6. Философия познания И. Канта. Априоризм. Трансцендентализм. Диалектика Г.-Ф. Гегеля: законы и принципы.
  7. Диалектика социального познания марксизма.
  8. Механицизм, сенсуализм, конвенциализм как философские основания социальных учений Нового времени.
  9. «Философия жизни» и ее роль в формировании иррационального познания. Трансцендирование.
  10. Классический позитивизм и его концепция науки. Неопозитивизм (логический позитивизм).
  11. Парадигмальная концепция науки Т. Куна. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса в философии науки. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
  12. Методологические основания развития научного знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
  13. Взаимодействие науки и философии (диалектика, редукционизм, антиинтеракционизм).
  14. Закон и принцип в научном познании.
  15. Эмпирический уровень научного познания. Философский интуиционизм. Методы эмпирического исследования.
  16. Теоретический уровень познания. Инструментализм. Гипотеза. Теория. Доказательство. Формально-логические требования к доказательству.
  17. Концепции истины и критерии истинности знания.
  18. Развитие науки. Принцип несоизмеримости научных теорий. Научные революции.
  19. Прогностическая функция философии.
  20. Этические проблемы науки.

Вопросы к модулю 2. История и философия математики.

  1. Единство истории и философии математики. Фундаменталистская и нефундаменталистская философии математики и соответствующие образы истории математики.
  2. Проблема исторического начала математики.
  3. Эмпирический и теоретический уровни математики в истории ее развития.
  4. Классическая (пифагорейско-платоническая) философия математики.
  5. Основные концепции предмета и метода математики.
  6. Абстракция и идеализация в математике.
  7. Дисциплинарная структура математического знания.
  8. Аксиоматический метод в математике: сущность, достоинства и недостатки.
  9. Аристотелевская критика классической философии математики.
  10. Математика и метафизика: критическая (кантианская) философия математики.
  11. Математика и физика: эпистемологические следствия открытия множественности геометрий и алгебр.
  12. Концепция дополнительности геометрии и физики: конвенциализм Пуанкаре.
  13. Проблема оснований математики. Концепция трех кризисов в истории математики. Единство и различие кризисов.
  14. Логицизм и формализм в философии математики ХХ века. Гильбертовская программа оснований математики.
  15. Математика и логика: интуиционизм Брауэра против классической философии математики.
  16. Теорема Геделя о неполноте и ее философское значение.
  17. Контроверзы экстернализма и интернализма, номинализма и реализма, эмпиризма и рационализма в философии математики.
  18. Теоретические реконструкции истории математики в концепциях развития научного знания Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса.
  19. «Непостижимая» эффективность математики в естественных науках. Проблема математизации знания.

Литература

Общие курсы по философии науки

  1. Кахановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов на Дону, 2004.
  2. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону, 2000.
  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
  4. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2004.
  5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2005.
  6. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005.

Общая литература по отдельным разделам

Философия как методология науки

  1. Купцов В.И. Роль философии в научном познании. М., 1976.
  2. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
  3. Швырев В.С. Анализ научного познания: Основные направления, формы, проблемы. М,, 1988.
  4. Юдин Б.Т. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
  5. Смирнов В.А. Логические методы анализа и научного знания. М., 1987.

Теория познания

  1. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.
  2. Теория познанания: В 4-х тт. Т.1,2. М., 1991.
  3. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  4. Проблемы истины в современной западной философии науки. М., 1987.
  5. Швырев В.С. О соотношении теоретического и эмпирического в научном познании // Природа научного познания. Минск, 1979.
  6. Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 1974.
  7. Введение в логику и методологию науки. Новосибирск, 1994.
  8. Кун Т. Структура научных революции. М., 1977.
  9. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
  10. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. Минск, 1989.
  11. Марков Б.В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984.
  12. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М., 1988.
  13. Современная философия науки: Знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.
  14. Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
  15. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.

Гуманитарное познание

  1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
  2. Философия и методология истории. М., 1977.
  3. Методологические исследования. Вып. 1-7. СПб.
  4. Порк А.А. Историческое обоснование. Таллин, 1981.
  5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М., 1971.
  6. Проблемы обоснования и понимания в научном познании. М., 1983.
  7. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М., 1995.
  8. Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и исторические проблемы исторической науки. М., 1995.

История науки и ее связь с культурой

  1. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
  2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.- СПб., 2000.
  3. Гуревич А.Я. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.
  4. Исторические типы рациональности: В 2-х тт. М., 1995-1996.
  5. Косарева Л.М. Генезис научной картины мира. М., 1985.
  6. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
  7. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: Архитектоника, модели, информатизация. СПб., 1993.
  8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
  9. Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.
  10. Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.


Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER