По традиции в один из октябрьских осенних дней научно-педагогическими работниками кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ проводится научная конференция, в которой принимают участие ученые и учителя, студенты и аспиранты, культурологи и философы, историки и литературоведы. Мероприятие, проходившее 11 октября (в день почитания благоверного князя Вячеслава Чешского) под названием - «Глобальный кризис и софийная метафизика», было посвящено памяти мыслителей-символистов конца Нового времени, имена которых, будучи отмечены юбилеями, составили мотивное содержание программы: 80 лет - после отца Сергия Булгакова, 90 лет - после Андрея Белого, 150 лет - Николаю Александровичу Бердяеву, 170 лет - после ухода Фридриха Шеллинга, 180 лет - Фридриху Ницше, 220 лет - Владимиру Фёдоровичу Одоевскому, 220 лет - Алексею Степановичу Хомякову, 230 лет - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Указанные в названии конференции мыслители-символисты соединяют в своем творческом наследии религию и философию, науку и искусство, миф и разум. При всей их разности они осуществили тот восхитительный синтез, который можно назвать метафизической элевацией, т.е. восхождением и возвращением к непреходящему символическому миропониманию, лежащему в основе всякого знания и сообщающему всякому знанию статус озарения или даже чуда. Раскрывая название конференции, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства, доктор филологических наук, профессор Вячеслав Петрович Океанский указал на взаимное обогащение заявленных в программе докладов, диалогически отзывающихся друг другу в контексте магистральной идеи: за глобальным кризисом стоит феномен «большого времени», а за софийной метафизикой - образ духовного пространства, сакрального и непреходящего, но всегда по-особому представленного в разных эпохах и цивилизационных мирах.
В приветственном слове директор Шуйского филиала ИвГУ, доктор педагогических наук, профессор Алексей Александрович Михайлов отметил многогранность проведенных научных исследований, описывающих разные стороны бытия, а также роль утверждаемых мировоззренческих перспектив, основанных на обращении к мыслям отечественных ученых и писателей, на пути преодоления кризисных моментов истории в жизни страны, пролегающем в духовной плоскости.
Глобальный кризис и софийную метафизику участники конференции осмысляли, обсуждали и разрабатывали в рамках следующих исследований:
В работе круглого стола на тему: «НАСТУПИЛО ЛИ НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?», посвящённого столетию выхода книги Н.А. Бердяева «Новое Средневековье» (Берлин, 1924), приняли участие студенты старших и младших курсов, которые высказали ряд обоснованных суждений, можно ли считать ощутимым в нашем мире присутствие в траектории исторической эволюции человечества эпохи Нового Средневековья? С одной стороны, в появлении массовой культуры на рубеже XIX-XX вв. можно усматривать один из признаков наступления Нового Средневековья. Н.А. Бердяев болезненно переживал катастрофизм надвигающейся истории страны и неизбежность утраты обществом ренессансных ценностей культуры серебряного века. Массовому искусству, ориентированному на запросы большинства, способствующему удовлетворению первичных потребностей, чужда спонтанность, непосредственность чувств, в ней нет размышлений над жизнью, нет обобщений жизненного опыта, что можно воспринимать как проявление нормативного типа художественного сознания. Такое искусство, будучи оторванным от традиционных духовных ценностей, предсказуемо утрачивает обоснование к продолжению своего существования. Даже в предельно нормативном типе художественного сознания, начиная с 1960-х гг., в русской литературе первейшей ценностью утверждается человеческая личность, перемещая в центр своего интереса и исследования проявления индивидуального начала, что впоследствии приведет к крушению нормативного сознания в литературе и выдвижению на первый план субъективной воли автора. Разумеется, с другой стороны, средние века - это не всегда и не во всем упадок, это очень сложный и противоречивый этап в истории культуры и литературы, поэтому такие медиевисты, как Н.В. Гоголь («О средних веках») или Ж. Ле Гофф («Цивилизация средневекового Запада») и др., говорят в своих работах не только о провалах, но и о достижениях этого периода истории человечества. Это было удивительное время, которое рождало немало удивительных историй. И, передаваемые из уст в уста, они обходили свет, создавая особую ауру, просветлявшую беспокойный и жестокий мир, мир, постоянно ждущий Апокалипсиса, мир, из нечеловеческой роскоши переходящий в немыслимую аскезу, где высочайшее инженерное искусство уживалось с невежеством в географии, величество поэзии с жестокостью застенков инквизиции. Культура средневековья была очень противоречивой. И тем не менее, если вспомнить слова Н.А. Бердяева из его книги «Смысл истории», в которых он говорит о том, что средние века были эпохой, подготавливающей будущий расцвет Возрождения, становится понятно, что именно в средние века личность духовно выковывалась, созревая в монашестве (и в рыцарстве), и образ монаха, аскета, начиная с эпохи средних веков, становится важнейшим в мировой культуре: «внутренний человек был открыт в эпоху средневековья, поскольку тогда происходила внутренняя духовная работа, поскольку человек стоял тогда в центре христианской веры и христианского миросозерцания».
Трансляция научной конференции осуществлялась онлайн, запись доступна к просмотру по ссылке.
В завершение конференции Вячеслав Петрович Океанский обозначил программу октябрьских конференций кафедры вплоть до 2035 года, призывая всех заинтересованных в возрождении отечественной интеллектуальной культуры и метафизической эстетики к диалогу, - призыв, который можно воспринимать как некий метроном, соотнося с которым голос истории или, по выражению А. Блока, «музыку времени», мы можем ясно понимать, что нас ждёт, если мы останемся в культурной истории и неизбежно будем реагировать на предстоящие рубежи культурно-значимых смыслов культурно-исторического присутствия России в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.