Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Глобальный кризис и софийная метафизика
(памяти мыслителей-символистов конца Нового времени)

По традиции в один из октябрьских осенних дней научно-педагогическими работниками кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ проводится научная конференция, в которой принимают участие ученые и учителя, студенты и аспиранты, культурологи и философы, историки и литературоведы. Мероприятие, проходившее 11 октября (в день почитания благоверного князя Вячеслава Чешского) под названием - «Глобальный кризис и софийная метафизика», было посвящено памяти мыслителей-символистов конца Нового времени, имена которых, будучи отмечены юбилеями, составили мотивное содержание программы: 80 лет - после отца Сергия Булгакова, 90 лет - после Андрея Белого, 150 лет - Николаю Александровичу Бердяеву, 170 лет - после ухода Фридриха Шеллинга, 180 лет - Фридриху Ницше, 220 лет - Владимиру Фёдоровичу Одоевскому, 220 лет - Алексею Степановичу Хомякову, 230 лет - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Указанные в названии конференции мыслители-символисты соединяют в своем творческом наследии религию и философию, науку и искусство, миф и разум. При всей их разности они осуществили тот восхитительный синтез, который можно назвать метафизической элевацией, т.е. восхождением и возвращением к непреходящему символическому миропониманию, лежащему в основе всякого знания и сообщающему всякому знанию статус озарения или даже чуда. Раскрывая название конференции, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства, доктор филологических наук, профессор Вячеслав Петрович Океанский указал на взаимное обогащение заявленных в программе докладов, диалогически отзывающихся друг другу в контексте магистральной идеи: за глобальным кризисом стоит феномен «большого времени», а за софийной метафизикой - образ духовного пространства, сакрального и непреходящего, но всегда по-особому представленного в разных эпохах и цивилизационных мирах.

В приветственном слове директор Шуйского филиала ИвГУ, доктор педагогических наук, профессор Алексей Александрович Михайлов отметил многогранность проведенных научных исследований, описывающих разные стороны бытия, а также роль утверждаемых мировоззренческих перспектив, основанных на обращении к мыслям отечественных ученых и писателей, на пути преодоления кризисных моментов истории в жизни страны, пролегающем в духовной плоскости.

Глобальный кризис и софийную метафизику участники конференции осмысляли, обсуждали и разрабатывали в рамках следующих исследований:

Ирина Юрьевна ДОБРОДЕЕВА
кандидат философских наук, профессор; кафедра культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

ГЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ

Вячеслав Петрович ОКЕАНСКИЙ
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета
Жанна Леонидовна ОКЕАНСКАЯ
доктор культурологии, профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

О «ЯЗЫКЕ ПТИЦ»: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ХОМЯКОВСКОГО НАСЛЕДИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКЕ ЕГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ДУАЛИЗМА

Надежда Павловна КРОХИНА
доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

СОФИЯ КАК ТВОРЧЕСТВО

Евгений Валентинович ШЕЛКОПЛЯС
доктор философских наук, кандидат медицинских наук, директор Института развития человека (Иваново)

СМЫСЛЫ СТРЕМЛЕНИЯ К ЦЕЛОСТНОСТИ ГАРМОНИИ БЫТИЯ. СОФИЙНОСТЬ, ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА И НОВЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В ЭВОЛЮЦИИ НООСФЕРЫ

Денис Павлович ОВЧИННИКОВ
кандидат филологических наук, доцент кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

ЖАНР «ВЕЧЕРОВ» В РУССКОЙ СЛОВЕСНОЙ КУЛЬТУРЕ

Александра Сергеевна КОМИССАРОВА
аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ РОМАНТИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕРА

Карина Николаевна РАСУЛОВА
аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ УЧЕНИЕ ЛЬВА МЕЧНИКОВА

Мария Юрьевна АЛЕКСЕЕВА
кандидат культурологии, доцент кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета (Москва)

НИЦШЕ В НАСЛЕДИИ БАЛЬМОНТА, МЕРЕЖКОВСКОГО И БЕРДЯЕВА

Мария Олеговна ЩЕКИНА
аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

ЕСЕНИНСКАЯ «ИНОНИЯ» КАК ПОЭТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ (ТЕУРГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА В ТРАНСКРИПЦИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО)

Игорь Викторович УТКИН
кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры Шуйского филиала Ивановского государственного университета
Алексей Игоревич УТКИН
аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

«Я КОГДА-ТО БЫЛ СЫНОМ ЗЕМЛИ…»: СИМВОЛИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ К. БАЛЬМОНТА

Анна Евгеньевна ИВАЩЕНКО
студентка четвёртого курса историко-филологического факультета Шуйского филиала Ивановского государственного университета

ПРОБЛЕМА САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

Дмитрий Леонидович ШУКУРОВ
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета (Гуманитарный институт)

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И РУССКИЙ АВАНГАРД НАЧАЛА XX В.

Александра Евгеньевна ЗАГРЕДНЮК
аспирант кафедры культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала Ивановского государственного университета

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЭРИКА САТИ

Фэн ШУАН
аспирант кафедры искусств Российского государственного социального университета. г. Ланьчжоу, провинция Ганьсу, КНР

СИМВОЛИЗМ, ЭСТЕТИКА И ДУХОВНОСТЬ КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ

Лю ВЭЙДИ
аспирант кафедры искусств Российского государственного социального университета. г. Ланьчжоу, провинция Ганьсу, КНР

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА

В работе круглого стола на тему: «НАСТУПИЛО ЛИ НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?», посвящённого столетию выхода книги Н.А. Бердяева «Новое Средневековье» (Берлин, 1924), приняли участие студенты старших и младших курсов, которые высказали ряд обоснованных суждений, можно ли считать ощутимым в нашем мире присутствие в траектории исторической эволюции человечества эпохи Нового Средневековья? С одной стороны, в появлении массовой культуры на рубеже XIX-XX вв. можно усматривать один из признаков наступления Нового Средневековья. Н.А. Бердяев болезненно переживал катастрофизм надвигающейся истории страны и неизбежность утраты обществом ренессансных ценностей культуры серебряного века. Массовому искусству, ориентированному на запросы большинства, способствующему удовлетворению первичных потребностей, чужда спонтанность, непосредственность чувств, в ней нет размышлений над жизнью, нет обобщений жизненного опыта, что можно воспринимать как проявление нормативного типа художественного сознания. Такое искусство, будучи оторванным от традиционных духовных ценностей, предсказуемо утрачивает обоснование к продолжению своего существования. Даже в предельно нормативном типе художественного сознания, начиная с 1960-х гг., в русской литературе первейшей ценностью утверждается человеческая личность, перемещая в центр своего интереса и исследования проявления индивидуального начала, что впоследствии приведет к крушению нормативного сознания в литературе и выдвижению на первый план субъективной воли автора. Разумеется, с другой стороны, средние века - это не всегда и не во всем упадок, это очень сложный и противоречивый этап в истории культуры и литературы, поэтому такие медиевисты, как Н.В. Гоголь («О средних веках») или Ж. Ле Гофф («Цивилизация средневекового Запада») и др., говорят в своих работах не только о провалах, но и о достижениях этого периода истории человечества. Это было удивительное время, которое рождало немало удивительных историй. И, передаваемые из уст в уста, они обходили свет, создавая особую ауру, просветлявшую беспокойный и жестокий мир, мир, постоянно ждущий Апокалипсиса, мир, из нечеловеческой роскоши переходящий в немыслимую аскезу, где высочайшее инженерное искусство уживалось с невежеством в географии, величество поэзии с жестокостью застенков инквизиции. Культура средневековья была очень противоречивой. И тем не менее, если вспомнить слова Н.А. Бердяева из его книги «Смысл истории», в которых он говорит о том, что средние века были эпохой, подготавливающей будущий расцвет Возрождения, становится понятно, что именно в средние века личность духовно выковывалась, созревая в монашестве (и в рыцарстве), и образ монаха, аскета, начиная с эпохи средних веков, становится важнейшим в мировой культуре: «внутренний человек был открыт в эпоху средневековья, поскольку тогда происходила внутренняя духовная работа, поскольку человек стоял тогда в центре христианской веры и христианского миросозерцания».

Трансляция научной конференции осуществлялась онлайн, запись доступна к просмотру по ссылке.

В завершение конференции Вячеслав Петрович Океанский обозначил программу октябрьских конференций кафедры вплоть до 2035 года, призывая всех заинтересованных в возрождении отечественной интеллектуальной культуры и метафизической эстетики к диалогу, - призыв, который можно воспринимать как некий метроном, соотнося с которым голос истории или, по выражению А. Блока, «музыку времени», мы можем ясно понимать, что нас ждёт, если мы останемся в культурной истории и неизбежно будем реагировать на предстоящие рубежи культурно-значимых смыслов культурно-исторического присутствия России в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.

План на октябри до 2035 года,
направленный к возрождению отечественной интеллектуальной культуры и метафизической эстетики

(Центр кризисологических исследований Шуйского филиала ИвГУ)


2025:

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ПОЛВЕКА ПОСЛЕ ТОЙНБИ: ТРАДИЦИЯ И НИГИЛИЗМ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ
(К 300-ЛЕТИЮ «НОВОЙ НАУКИ» ДЖАМБАТИСТА ВИКО,
160-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА МЕРЕЖКОВСКОГО,
150-ЛЕТИЮ КНИГИ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА ЛЕОНТЬЕВА «ВИЗАНТИЗМ И СЛАВЯНСТВО»,
140-ЛЕТИЮ РОМАНО ГВАРДИНИ,
100-ЛЕТИЮ КНИГИ СЕМЁНА ЛЮДВИГОВИЧА ФРАНКА «СМЫСЛ ЖИЗНИ» И 50-ЛЕТИЮ УХОДА АРНОЛЬДА ДЖОЗЕФА ТОЙНБИ, АВТОРА ТРУДА «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ»)


2026:

АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ, ФИВЫ И ТИНОТЧИТЛАН: ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ДАЛЬНИЕ КОНТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ
(140 ЛЕТ - РЕНЕ ГЕНОНУ,
90 ЛЕТ - ПОСЛЕ УХОДА ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА)


2027:

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ЭТОС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
К 220-ЛЕТИЮ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
И 160-ЛЕТИЮ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА БАЛЬМОНТА


2028:

ПАДШАЯ СОФИЯ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ:
200 ЛЕТ - ЛЬВУ НИКОЛАЕВИЧУ ТОЛСТОМУ И ПЕРВОМУ ФИЛОСОФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ ПЕТРА ЯКОВЛЕВИЧА ЧААДАЕВА

2029:

«НАШЕ ВСЁ»: 230 ЛЕТ - АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ

2030:

ПРОФЕТИЧЕСКИЙ ЭТОС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
К 200-ЛЕТИЮ ЛЕРМОНТОВСКОГО «ПРЕДСКАЗАНИЯ»

2031:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ЭСХАТОЛОГИИ:
К 200-ЛЕТИЮ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА ЛЕОНТЬЕВА
И 320-ЛЕТИЮ МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА


2032:

ВЗГЛЯД ИЗ КОМНАТЫ:
К 100-ЛЕТИЮ АНДРЕЯ АРСЕНЬЕВИЧА ТАРКОВСКОГО

2033:

«НАУЧИТЕ ВСИ ЯЗЫЦИ»:
К 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕНИЯ ЗЕМНОЙ НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ

2034:

ПОЭТИКА ТОТАЛЬНОСТИ: ЭПИЧЕСКОЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ
(К 230-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ СТЕПАНОВИЧА ХОМЯКОВА И ВЛАДИМИРА ФЁДОРОВИЧА ОДОЕВСКОГО)

2035:

АНТРОПНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ В СИМВОЛИЧЕСКИХ МИФООСНОВАХ КУЛЬТУРЫ
(К 45-ЛЕТИЮ ВЫХОДА КНИГИ АЛЕКСЕЯ ФЁДОРОВИЧА ЛОСЕВА «ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ И ЕГО ВРЕМЯ»)
Кафедра культурологии и изобразительного искусства


Просмотры: 1245.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER