Учебная практика, полевая практика
студентов 1 курса 2 группы ИФФ
В период с 15 июня по 3 июля 2024 года на базе кафедры истории, географии и
экологии Шуйского филиала ИвГУ студенты 1 курса 2 группы
историко-филологического факультета, обучающиеся по образовательной программе История;
География направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки), проходили учебную практику, полевую практику (по предметно-методическому
модулю). В ходе реализации программы практики у студентов формировались ключевые элементы
общепрофессиональных компетенций, направленные на повышение их готовности к практической
деятельности, в частности, проводилось ознакомление с теоретическими аспектами и
осваивались методические приёмы проведения учебных географических экскурсий со
школьниками, а также отрабатывались технологии выполнения учебных исследований в природе.
Программа полевой практики 2024 года предполагала выполнение следующих видов учебной
работы (по дням практики):
- Установочная конференция (15 июня). В первый день практики
все студенты прошли инструктаж по технике безопасности, изучили
принципы географического обследования природных и культурных ландшафтов
и оценки биоразнообразия, а также методики работы на ключевом участке.
Также они начали вести дневник практики и собирать гербарий растений.
Был проведён практикум по работе с географическими приборами и
инструментами.
- Учебная экскурсия по изучению сухого луга, рудерального
сообщества на территории Шуйского филиала ИвГУ.
- Экскурсия по изучению сухого луга и пустыря (17 июня).
- Экскурсия на обнажение горных пород в карьер на Танковых
горах (18 июня).
- Экскурсия по изучению пригородного лесного фитоценоза -
ООПТ регионального значения «Осиновая гора» (19 июня).
- Экскурсия на низинное Яскинское болото и древнюю
озёрно-ледниковую равнину с торфяно-глеевыми почвами (20 июня).
- Экскурсия на археологический памятник «Иваново Городище» и
коренной берег реки Тезы с ленточными дубравами (21 июня).
- Экскурсия в пойму реки Тезы в районе Лихушинского парка,
изучение элементов культурного ландшафта парка «английского типа»,
родника и речной долины (22 июня).
- Экскурсия по изучению элементов культурного ландшафта
многофункционального города Шуя и на обзорную площадку колокольни
Воскресенского собора (24 июня).
- Экскурсия по изучению элементов культурных ландшафтов
исторического поселения малого города Юрьевец и берегов Горьковского
водохранилища (музейная экскурсия в Историко-художественный музей
города Юрьевец (25 июня)).
- Экскурсия в МУК «Литературно-краеведческий музей
Константина Бальмонта» с изучением экспозиции «Природа» (26 июня).
- Ландшафтная историко-географическая экскурсия на ООПТ
федерального значения «Клязьминский заказник» (ФГБУ «Национальный парк
“Мещёра”»), изучение реликтового соснового леса («лесная математика»),
подзолистой почвы, железистого артезианского родника и озера Долгое (27
июня).
- Экскурсия в городской парк культуры и отдыха «Грачевники на
Крутихе» г.о. Шуя, изучение элементов культурного ландшафта регулярного
парка «французского типа» и изучение элементов разложистой речной
долины реки Тезы (28 июня).
- Экскурсия на староосвоенный участок культурного ландшафта в
окрестностях Мельничного парка города Шуя и долине малых рек Сеха и
Мотовилиха (29 июня).
- Стационарные наблюдения на учебном метеорологическом посту
(1 июля).
- «Городской квест» по исторической части города Шуя (2 июля).
- Итоговая конференция (3 июля).
На итоговой конференции каждый студент выступил с презентацией собранных на полевой
практике материалов, а также представил методическую разработку учебной экскурсии или
проекта по следующим темам:
- Беспалова И.В. Комплексное описание памятника природы
«Святой Источник Параскевы Пятницы» в посёлке Новописцово.
- Воробьёв С.Н. Комплексное описание географического объекта
«Озеро Ламское».
- Герасимова В.С. Комплексное описание Парка культуры и
отдыха имени В.Я. Степанова в г. Иваново.
- Голова А.Д. Учебная экскурсия для школьников 7 класса:
«Изучение городского ландшафта» (на примере центральной части города
Тейково Ивановской области).
- Ефремова Е.Ю. Комплексное описание культурного ландшафта в
окрестностях памятника архитектуры «Старый дом усадьбы Посылиных» или
МОУ ДО «Центр детского творчества».
- Жеглова Е.А. Учебная экскурсия для школьников 9 класса в
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н.
Островского «Щелыково» Костромской области.
- Лукиных В.А. «В мире Бальмонта»: учебная экскурсия по
литературно-краеведческому музею для школьников 6 класса.
- Панова А.С. Комплексное описание географического объекта -
река Пионерка в г. Южа.
- Ромашин А.И. Комплексная характеристика компонентов
культурного ландшафта в окрестностях колокольни Воскресенского собора в
центральной части города Шуя.
- Слепухин Н.Е. Методическая разработка экскурсии для
учащихся 7 классов по географическому краеведению по теме: «На
источнике Николая Чудотворца».
- Сухарев М.М. Комплексное описание географического объекта
«Озеро Святое».
- Устюгов Д.А. «Огромное небо» Константина Журина: экскурсия
на памятник летчика-истребителя в г. Пучеж для школьников 5-7 класса.
- Шурычева Д.С. Методическая разработка экскурсии для
школьников 8 классов по географическому краеведению по теме:
«Колокольня Троице-Знаменской церкви в Лежнево: путешествие сквозь
века».
По итогам практики были подготовлены комплекты отчётной документации и информационные
материалы в формате стенгазеты.
Студенты первого курса оставили свои отзывы об учебной практике, полевой практике 2024
года:
Дорогие первокурсники - «двенадцатиклассники»!
Летом вас ждёт местами сложная, но в то же время увлекательная полевая практика. Это будет
незабываемое событие начала лета 1 курса, где вы посетите невероятно красивые и
завораживающие места, о которых раньше даже не знали, совершите длинные поездки и долгие
походы, ещё больше сплотитесь со своей группой и, самое главное, приобретете огромный
багаж знаний и опыта для своей будущей профессии. Помните, что «с географии всё начинается
и географией всё заканчивается»!
А.Д. Голова
Вот и подошла летняя практика к концу! Мне она запомнится на всю жизнь. Я узнала для себя
много нового, интересного и полезного по географии и истории, побывала на другом конце
Ивановской области, увидела археологический памятник Иваново Городище. Мы совершили
большое количество пеших походов, выездных экскурсий, провели работу на территории вуза.
На память у меня останутся фотографии с мест практики, весёлые виды и огромное количество
документов на компьютере с индивидуальными заданиями, выполнение которых помогало более
эффективному усвоению информации, которую мы получали во время экскурсий. Всё, что мы
делали на практике, пригодится нам в будущей профессии. Будет, что рассказать школьникам…
В.С. Герасимова
С 15 июня по 3 июля 2024 года я проходил учебную практику, полевую практику по
предметно-методическому профилю, на которой познакомился с основными типами ландшафтов,
горизонтами почв, узнал про редкие виды растений. До практики я не представлял, что такое
болото, лес и луг. Приятнее всего было побывать в таком большом количестве мест и узнать
много нового. На летней практике география открылась для меня с другой стороны: было
здорово видеть и слышать, как можно получить информацию буквально из природы, я узнал,
насколько сложен и многообразен этот учебный предмет, который имеет связи с литературой,
историей, химией, физикой, биологией. Помимо учебных моментов было приятно провести время
вне кабинета со своей группой. Безусловно, я считаю, что это помогло нам лучше узнать друг
друга и насладиться последними моментами первого курса. Очень понравилось, как
организована сама программа практики, за что спасибо нашему руководителю, который всегда
был с нами и наглядно показывал и рассказывал, как всё устроено. Было здорово!!!
Д.А. Устюгов
Летняя практика, на которой мне удалось побывать, - одно из самых интересных, но в то же
время сложных испытаний в этом семестре. Мне удалось посетить такие места, как:
археологический памятник Иваново Городище, город Юрьевец и Клязьминский заказник. Эти
места мне больше всего запомнись своими просторами, видами и разнообразием пейзажа. Здесь
мы выполняли интересные задания и проводили исследования. Все наши выходы в природу
помогли мне получить много новой информации по географии и по истории. Сложность была
только в длительных пеших походах, но от этого ещё более интересным становился каждый день
практики. Я желаю будущим первокурсникам получить такой же большой багаж знаний в области
географии и истории на следующей летней практике.
М.М. Сухарев
Прохождение летней практики было интересным и увлекательным. Благодаря ей я побывала в
очень красивом городе Юрьевец и увидела самое большое водохранилище в нашей области. В
этом городе я также посетила областной музей с замечательными показательными экспонатами,
которые раскрывают историю древнего Юрьевца.
Мне очень понравилась наша практика. Мы постоянно открывали для себя что-то новое,
«завлекающее». Я научилась определять типы ландшафтов и рисовать профили почв. После сбора
гербария я уже не могу пройти мимо какого-то интересного растения и не рассмотреть его.
Эта практика оставила очень много позитивных воспоминаний, памятных фотографий и, самое
главное, знания, умения и навыки в области географии и истории. Я получила незабываемый
опыт!
А.С. Панова
Летняя практика была очень интересной и запоминающейся. Особенно запомнились дальние
поездки: Клочково, город Юрьевец и Клязьминский заказник. Клочково показало красоту,
Юрьевец - богатую историю, а заказник - всю красоту нашего края!!!
P.S. Перед тем, как брать растение в гербарий, уточните информацию про него у
руководителя практики, а то вдруг сорвали краснокнижное:)
Е.Ю. Ефремова
Выражаем благодарность учреждениям, оказавшим содействие в проведении полевой практики:
- государственному бюджетному учреждению Ивановской области
«Областной музей «Музеи города Юрьевца» ГБУ «Музеи г. Юрьевца»;
- федеральному государственному бюджетному учреждению
«Национальный парк «Мещера» (г. Гусь-Хрустальный);
- муниципальному учреждению культуры
«Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта» городского
округа Шуя.
Искренне признательны администрации Шуйского филиала ИвГУ за возможность организации
выездных экскурсий, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих
учителей истории и географии.
Учебная практика, полевая практика позволила первокурсникам развить первичные
профессиональные навыки, углубить и закрепить теоретические знания и прибрести
практические умения. На практике студенты развивали общепрофессиональные компетенции и
формировали готовность к практической педагогической профессиональной деятельности,
знакомились с методикой и осваивали практику проведения учебных экскурсий со школьниками.
Также практика позволила студентам развить заявленные в требованиях ФГОС ООО
профессиональные умения самостоятельного изучения географических объектов и проведения
учебных занятий со школьниками на природных и культурных ландшафтах, в том числе при
организации исследовательской и проектной деятельности.
Кафедра истории, географии и экологии
Просмотры: 532. Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER