Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебная практика, полевая практика
студентов 1 курса 2 группы ИФФ

В период с 15 июня по 3 июля 2024 года на базе кафедры истории, географии и экологии Шуйского филиала ИвГУ студенты 1 курса 2 группы историко-филологического факультета, обучающиеся по образовательной программе История; География направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), проходили учебную практику, полевую практику (по предметно-методическому модулю). В ходе реализации программы практики у студентов формировались ключевые элементы общепрофессиональных компетенций, направленные на повышение их готовности к практической деятельности, в частности, проводилось ознакомление с теоретическими аспектами и осваивались методические приёмы проведения учебных географических экскурсий со школьниками, а также отрабатывались технологии выполнения учебных исследований в природе.

Программа полевой практики 2024 года предполагала выполнение следующих видов учебной работы (по дням практики):

  • Установочная конференция (15 июня). В первый день практики все студенты прошли инструктаж по технике безопасности, изучили принципы географического обследования природных и культурных ландшафтов и оценки биоразнообразия, а также методики работы на ключевом участке. Также они начали вести дневник практики и собирать гербарий растений. Был проведён практикум по работе с географическими приборами и инструментами.
  • Учебная экскурсия по изучению сухого луга, рудерального сообщества на территории Шуйского филиала ИвГУ.
  • Экскурсия по изучению сухого луга и пустыря (17 июня).
  • Экскурсия на обнажение горных пород в карьер на Танковых горах (18 июня).
  • Экскурсия по изучению пригородного лесного фитоценоза - ООПТ регионального значения «Осиновая гора» (19 июня).
  • Экскурсия на низинное Яскинское болото и древнюю озёрно-ледниковую равнину с торфяно-глеевыми почвами (20 июня).
  • Экскурсия на археологический памятник «Иваново Городище» и коренной берег реки Тезы с ленточными дубравами (21 июня).
  • Экскурсия в пойму реки Тезы в районе Лихушинского парка, изучение элементов культурного ландшафта парка «английского типа», родника и речной долины (22 июня).
  • Экскурсия по изучению элементов культурного ландшафта многофункционального города Шуя и на обзорную площадку колокольни Воскресенского собора (24 июня).
  • Экскурсия по изучению элементов культурных ландшафтов исторического поселения малого города Юрьевец и берегов Горьковского водохранилища (музейная экскурсия в Историко-художественный музей города Юрьевец (25 июня)).
  • Экскурсия в МУК «Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта» с изучением экспозиции «Природа» (26 июня).
  • Ландшафтная историко-географическая экскурсия на ООПТ федерального значения «Клязьминский заказник» (ФГБУ «Национальный парк “Мещёра”»), изучение реликтового соснового леса («лесная математика»), подзолистой почвы, железистого артезианского родника и озера Долгое (27 июня).
  • Экскурсия в городской парк культуры и отдыха «Грачевники на Крутихе» г.о. Шуя, изучение элементов культурного ландшафта регулярного парка «французского типа» и изучение элементов разложистой речной долины реки Тезы (28 июня).
  • Экскурсия на староосвоенный участок культурного ландшафта в окрестностях Мельничного парка города Шуя и долине малых рек Сеха и Мотовилиха (29 июня).
  • Стационарные наблюдения на учебном метеорологическом посту (1 июля).
  • «Городской квест» по исторической части города Шуя (2 июля).
  • Итоговая конференция (3 июля).

На итоговой конференции каждый студент выступил с презентацией собранных на полевой практике материалов, а также представил методическую разработку учебной экскурсии или проекта по следующим темам:

  • Беспалова И.В. Комплексное описание памятника природы «Святой Источник Параскевы Пятницы» в посёлке Новописцово.
  • Воробьёв С.Н. Комплексное описание географического объекта «Озеро Ламское».
  • Герасимова В.С. Комплексное описание Парка культуры и отдыха имени В.Я. Степанова в г. Иваново.
  • Голова А.Д. Учебная экскурсия для школьников 7 класса: «Изучение городского ландшафта» (на примере центральной части города Тейково Ивановской области).
  • Ефремова Е.Ю. Комплексное описание культурного ландшафта в окрестностях памятника архитектуры «Старый дом усадьбы Посылиных» или МОУ ДО «Центр детского творчества».
  • Жеглова Е.А. Учебная экскурсия для школьников 9 класса в Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково» Костромской области.
  • Лукиных В.А. «В мире Бальмонта»: учебная экскурсия по литературно-краеведческому музею для школьников 6 класса.
  • Панова А.С. Комплексное описание географического объекта - река Пионерка в г. Южа.
  • Ромашин А.И. Комплексная характеристика компонентов культурного ландшафта в окрестностях колокольни Воскресенского собора в центральной части города Шуя.
  • Слепухин Н.Е. Методическая разработка экскурсии для учащихся 7 классов по географическому краеведению по теме: «На источнике Николая Чудотворца».
  • Сухарев М.М. Комплексное описание географического объекта «Озеро Святое».
  • Устюгов Д.А. «Огромное небо» Константина Журина: экскурсия на памятник летчика-истребителя в г. Пучеж для школьников 5-7 класса.
  • Шурычева Д.С. Методическая разработка экскурсии для школьников 8 классов по географическому краеведению по теме: «Колокольня Троице-Знаменской церкви в Лежнево: путешествие сквозь века».

По итогам практики были подготовлены комплекты отчётной документации и информационные материалы в формате стенгазеты.

Студенты первого курса оставили свои отзывы об учебной практике, полевой практике 2024 года:

Дорогие первокурсники - «двенадцатиклассники»!

Летом вас ждёт местами сложная, но в то же время увлекательная полевая практика. Это будет незабываемое событие начала лета 1 курса, где вы посетите невероятно красивые и завораживающие места, о которых раньше даже не знали, совершите длинные поездки и долгие походы, ещё больше сплотитесь со своей группой и, самое главное, приобретете огромный багаж знаний и опыта для своей будущей профессии. Помните, что «с географии всё начинается и географией всё заканчивается»!
А.Д. Голова
Вот и подошла летняя практика к концу! Мне она запомнится на всю жизнь. Я узнала для себя много нового, интересного и полезного по географии и истории, побывала на другом конце Ивановской области, увидела археологический памятник Иваново Городище. Мы совершили большое количество пеших походов, выездных экскурсий, провели работу на территории вуза. На память у меня останутся фотографии с мест практики, весёлые виды и огромное количество документов на компьютере с индивидуальными заданиями, выполнение которых помогало более эффективному усвоению информации, которую мы получали во время экскурсий. Всё, что мы делали на практике, пригодится нам в будущей профессии. Будет, что рассказать школьникам…
В.С. Герасимова
С 15 июня по 3 июля 2024 года я проходил учебную практику, полевую практику по предметно-методическому профилю, на которой познакомился с основными типами ландшафтов, горизонтами почв, узнал про редкие виды растений. До практики я не представлял, что такое болото, лес и луг. Приятнее всего было побывать в таком большом количестве мест и узнать много нового. На летней практике география открылась для меня с другой стороны: было здорово видеть и слышать, как можно получить информацию буквально из природы, я узнал, насколько сложен и многообразен этот учебный предмет, который имеет связи с литературой, историей, химией, физикой, биологией. Помимо учебных моментов было приятно провести время вне кабинета со своей группой. Безусловно, я считаю, что это помогло нам лучше узнать друг друга и насладиться последними моментами первого курса. Очень понравилось, как организована сама программа практики, за что спасибо нашему руководителю, который всегда был с нами и наглядно показывал и рассказывал, как всё устроено. Было здорово!!!
Д.А. Устюгов
Летняя практика, на которой мне удалось побывать, - одно из самых интересных, но в то же время сложных испытаний в этом семестре. Мне удалось посетить такие места, как: археологический памятник Иваново Городище, город Юрьевец и Клязьминский заказник. Эти места мне больше всего запомнись своими просторами, видами и разнообразием пейзажа. Здесь мы выполняли интересные задания и проводили исследования. Все наши выходы в природу помогли мне получить много новой информации по географии и по истории. Сложность была только в длительных пеших походах, но от этого ещё более интересным становился каждый день практики. Я желаю будущим первокурсникам получить такой же большой багаж знаний в области географии и истории на следующей летней практике.
М.М. Сухарев
Прохождение летней практики было интересным и увлекательным. Благодаря ей я побывала в очень красивом городе Юрьевец и увидела самое большое водохранилище в нашей области. В этом городе я также посетила областной музей с замечательными показательными экспонатами, которые раскрывают историю древнего Юрьевца.

Мне очень понравилась наша практика. Мы постоянно открывали для себя что-то новое, «завлекающее». Я научилась определять типы ландшафтов и рисовать профили почв. После сбора гербария я уже не могу пройти мимо какого-то интересного растения и не рассмотреть его. Эта практика оставила очень много позитивных воспоминаний, памятных фотографий и, самое главное, знания, умения и навыки в области географии и истории. Я получила незабываемый опыт!
А.С. Панова
Летняя практика была очень интересной и запоминающейся. Особенно запомнились дальние поездки: Клочково, город Юрьевец и Клязьминский заказник. Клочково показало красоту, Юрьевец - богатую историю, а заказник - всю красоту нашего края!!!

P.S. Перед тем, как брать растение в гербарий, уточните информацию про него у руководителя практики, а то вдруг сорвали краснокнижное:)
Е.Ю. Ефремова

Выражаем благодарность учреждениям, оказавшим содействие в проведении полевой практики:

  • государственному бюджетному учреждению Ивановской области «Областной музей «Музеи города Юрьевца» ГБУ «Музеи г. Юрьевца»;
  • федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Мещера» (г. Гусь-Хрустальный);
  • муниципальному учреждению культуры «Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта» городского округа Шуя.

Искренне признательны администрации Шуйского филиала ИвГУ за возможность организации выездных экскурсий, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих учителей истории и географии.

Учебная практика, полевая практика позволила первокурсникам развить первичные профессиональные навыки, углубить и закрепить теоретические знания и прибрести практические умения. На практике студенты развивали общепрофессиональные компетенции и формировали готовность к практической педагогической профессиональной деятельности, знакомились с методикой и осваивали практику проведения учебных экскурсий со школьниками. Также практика позволила студентам развить заявленные в требованиях ФГОС ООО профессиональные умения самостоятельного изучения географических объектов и проведения учебных занятий со школьниками на природных и культурных ландшафтах, в том числе при организации исследовательской и проектной деятельности.

Кафедра истории, географии и экологии


Просмотры: 532.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER