Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

6 июня 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В поэтическом наследии А.С. Пушкина можно обнаружить потрясающее рождение культурологического мышления и футурологического россиеведения.

В своем романе в стихах «Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни» (заметим, что всё ещё недораскрытой), автор поднимается над бытом - к постижению макроисторического бытия и в силу его масштабности прикасается к необычайному. Пушкин затрагивает фундаментальные культурно-цивилизационные вопросы, возникающие в русле проблематики «Россия и Европа» и далеко выходящие за её пределы.

О. Шпенглер указывал в «Закате Европы» на относительную по сравнению с западной цивилизацией молодость русского народа, пребывающего в ожидании «своей собственной будущей истории». Историософ высказал предположение, что новая эпоха великого идейного движения христианства «наступит в первой половине следующего тысячелетия в русском мире». Примечательно, что взгляд Шпенглера перекликается с утверждением Гоголем перспективных духовных оснований развития русского характера в статье «Несколько слов о Пушкине».

Гоголь указал на то исключительное значение следования за мыслью А.С. Пушкина как особенного явления русского духа «в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». В Пушкине, по мысли Гоголя, «русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Способность понять «чужого» как «своего» отличает, по мнению Гоголя, взгляд Пушкина на «сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа». Исследователи отмечают, что Ф.М. Достоевский, подхватив мысль Гоголя о богатырстве из поэмы «Мертвые души», определил истинное русское богатырство как состоящее из «духовной крепости, остающейся незыблемой даже в условиях тяжелейших испытаний». Словно продолжая мысль Гоголя, Достоевский в своей речи о Пушкине указывал на особенную силу русского человека перед кризисными вызовами современности: «что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком… наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!».

Чтобы обсудить влияние А.С. Пушкина на развитие русской и мировой культуры, накануне Дня лицеиста, 18 октября 2024 г., кафедрой культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ будет организован круглый стол, посвящённый творчеству поэта «Солнце русской поэзии», на котором с докладами выступят научно-педагогические работники кафедры, и куда с чтением поэтических произведений приглашаются студенты, преподаватели и работники вуза, школьники и потенциальные абитуриенты направления подготовки «Русский язык; Литература» и все, кого волнует жизнь русского стиха.

Кафедра культурологии и изобразительного искусства


Просмотры: 273.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER