Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Круглый стол на кафедре культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ, посвященный 150-летию Н.А. Бердяева

18 марта 2024 г. отмечается 150-летний юбилей религиозного философа, культуролога и публициста Николая Александровича Бердяева - представителя русского экзистенциализма и персонализма, автора оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья.

Накануне, 15 марта, почтить память великого мыслителя обсуждением его творческого наследия собрались студенты-филологи 1, 3 и 4 курсов историко-филологического факультета в рамках организованного научно-педагогическим составом кафедры культурологии и изобразительного искусства круглого стола на тему: «Книга как “антроподицея”: о смысле творчества, кризисе искусства и “новом средневековье”».

Студенты как активные участники мероприятия подготовили доклады на следующие темы: «Лев Толстой и идея революции: взгляды Н.А. Бердяева и В.И. Ленина» - Рената Юрьевна ЕМЕЛЬЯНОВА (4 курс 3 группа ИФФ),

«“Русская идея” в философских концепциях Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева» - Анна Евгеньевна ИВАЩЕНКО (3 курс 3 группа ИФФ),

«Эстетические концепции Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского» - Татьяна Александровна ФЕДОТОВА (1 курс 3 группа ИФФ).

Доклады выступавших сопровождались активной дискуссией - вопросы, заданные руководителями, преподавателями кафедры, были направлены на мотивацию к продолжению проводимых студентами исследований, на побуждение мыслить, не замыкаясь в пределах обозначенной темы, применяя методологию культурологически обогащенного литературоведения.

Вячеслав Петрович ОКЕАНСКИЙ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства во время своего сообщения на тему: «Смысл жизни - свобода и творчество (ретроспекция памяти Бердяева)» рассказал о своей встрече с наследием Н.А. Бердяева, познакомил с собственными публикациями о нём (и с первой, опубликованной в газете «Ивановский университет» (от 26 марта 1992 г.), и с французской), а также о ночном посещении его могилы в Кламаре во Франции, когда в 1996 г. Вячеслав Петрович, будучи аспирантом, проходил научную стажировку во Франции в Православном Свято-Сергиевском Богословском Институте Парижа в качестве персонального стипендиата Президента России.

Вячеслав Петрович рассказал о жизни Бердяева за рубежом, о сложных отношениях мыслителя и русской эмиграции. Бердяев был человеком внутренне одиноким, находящимся в разладе с окружающим миром из-за своих принципиальных взглядов на вопросы нравственного выбора, которым он непреложно следовал в течение всей жизни, считая предательством самого себя поступиться своими убеждениями. Так, условием получения Нобелевской премии стало предложение нобелевского комитета вступить в масонскую ложу, которое Бердяев категорически отверг.

Для Бердяева вынужденное проживание за рубежом с самого начала было преисполнено глубоко личного значения. Высланный из России на «философском пароходе» в эмиграцию в 1922 году, Бердяев по настоянию своего духовного наставника рассказывал за рубежом о русской национальной идее и русской религиозной философии. Проживая в Кламаре, Бердяев каждое воскресенье отправлялся в Париж для участия в Божественной литургии в Храме Трёх Святителей - единственном православном храме Парижа, находящемся в Московской юрисдикции.

Надежда Павловна КРОХИНА, доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии и изобразительного искусства в своем докладе «Философия творчества Н.А. Бердяева» обратила внимание аудитории на проблему несостоявшегося восприятия философии творчества Бердяева как реформатора, опередившего свое время, возвестившего своими трудами новый этап религиозного сознания - апокалиптическое христианство. Смысл жизни, согласно Бердяеву, свобода и творчество в акте преодоления мира, обладающего антиномической природой, - в преодолении всего наносного, отринув все омертвевшее, чтобы воскреснуть и символически, и реально. В каждое мгновение своей жизни человек должен начинать новый мир - человек призван к царственному бытию в мире как вечно продолжающемуся творческому процессу создания культурных ценностей, предваряющих пересоздание личности в духовном постижении Бога.

В своей работе «Смысл творчества» (1916), имеющей подзаголовок «Опыт оправдания человека», Н.А. Бердяев сказал: «Дух человеческий - в плену. Плен этот я называю “миром”». Можно сказать, что слова мыслителя, написанные в свойственном ему стиле метафизического экспрессионизма, выразили общий пафос сообщений, прозвучавших во время круглого стола, указывая на необходимость духовного совершенствования как на истинный путь преодоления испытаний, выпадающих на долю человека в кризисные моменты истории.

Кафедра культурологии и изобразительного искусства


Просмотры: 1594.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER