Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Памяти Педагога

В мае 2023 года ушла из жизни кандидат педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Каплина Лилия Яковлевна. Коллектив Шуйского филиала Ивановского государственного университета выражает соболезнования ее родным и близким.

Лилия Яковлевна Каплина родилась 6 декабря 1938 года в г. Грозный в семье служащего. В 1957 году окончила с отличием Грозненское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов», а в 1962 году - с отличием Чечено-Ингушский государственный педагогический институт (ЧИГПИ) по специальности «история, русский язык и литература». По окончании вуза, с 1962 по 1965 годы, Лилия Яковлевна работала учителем сельской школы с. Курчалой Чечено-Ингушской АССР.

В декабре 1965 года начинается научно-педагогическая деятельность Л.Я. Каплиной, не прерывавшаяся четыре десятилетия. По приглашению ректората ЧИГПИ и результатам конкурсного отбора она приступила к работе на кафедре педагогики и психологии, последовательно замещая следующие 22 года должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заместителя заведующего кафедрой.

В 1972 году Л.Я. Каплина с досрочной защитой диссертации под руководством профессора Н.П. Щеброва окончила очную аспирантуру Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской по специальности «теория педагогики» (символично, что спустя 33 года, в 2005 году, аспирант Лилии Яковлевны - М.Е. Фролова - представит свою диссертацию в этот же совет и успешно ее защитит на ученую степень кандидата педагогических наук).

Тема диссертационного исследования Лилии Яковлевны Каплиной была посвящена использованию методов и приемов косвенного воздействия при организации работы со старшеклассниками и в дальнейшем определила одно из магистральных направлений научного поиска ученого. В течение последующих 15 лет Лилия Яковлевна проводила системные исследования по психолого-педагогическим основам косвенного воздействия в образовательном процессе средней и высшей школ, семейном воспитании. Их результаты нашли отражение в публикуемых статьях и методических материалах, издании научной работы «Методы изучения личности студентов и формирования их общественной активности», рекомендованной Министерством высшего и среднего специального образовании РСФСР к широкому внедрению в практику работы вузов страны.

Ведущий преподаватель кафедры, активист Республиканского отделения общества «Знание» РСФСР и руководитель секции «Семья и школа» Республиканского отделения Педагогического общества РСФСР... Таков перечень основных видов профессиональной и общественной деятельности Л.Я. Каплиной в Чечено-Ингушском государственном университете имени Л.Н. Толстого - преемнике ЧИГПИ.

За время работы в Чечено-Ингушском университете Лилией Яковлевной был опубликован ряд работ, значительную часть которых составили фундаментальные научные статьи и брошюры, авторские учебно-методические материалы. В 1987 году в Чечено-Ингушском книжном издательстве увидела свет монография Л.Я. Каплиной «Климат вежливости», вошедшая в перечень ведущих печатных изданий, подлежащих рассылке в центральные научные библиотеки субъектов СССР. На ее страницах Лилией Яковлевной был представлен глубокий историко-педагогический анализ проблем изучения и воспитания личности ребенка в семье, а также его самовоспитания, взаимоотношений педагогического коллектива и семьи, проанализирован современный профессиональный педагогический и семейный опыт воспитания, а также научно обоснованы условия и средства использования методов косвенного воздействия на личность ребенка в семье. Живой и заинтересованный взгляд на поднятую проблематику, убедительность и влиятельность авторского слова, дополненные результатами широкой исследовательской деятельности, позволяют и сейчас, спустя 30 лет после выхода, считать книгу актуальной и основательной работой.

Данный труд Л.Я. Каплиной подвел определенный итог ее профессионального пути. С августа 1987 года на последующие 18 лет ее жизнь и деятельность были связаны с Шуйским государственным педагогическим университетом (до декабря 1996 г. - педагогическим институтом имени Д.А. Фурманова), где она прошла путь от доцента кафедры педагогики до ее заведующего (1989-2004 гг.), профессора, заслуженно отмеченного целым рядом ведомственных и вузовских наград.

Время руководства Лилией Яковлевной Каплиной кафедрой педагогики (в 1992-1995 годах - педагогики и психологии) в Шуйском университете - это период вдохновенного труда, где преподавательская деятельность с чтением лекций и проведением практических занятий по педагогике и авторским курсам эффективно совмещалась с большой созидательной работой по развитию научной педагогической школы вуза. Вместе с тем это было непростое время коренного изменения жизни страны, курса социально-политического развития, подготовки кадров. Л.Я. Каплина входила в число ведущих ученых, стоявших у истоков разработки и апробации новых теоретико-методологических подходов к профессиональной подготовке учителя и формированию его творческой личности, экспериментальных программ непрерывного педагогического образования, создания и деятельности аспирантуры и диссертационного совета по педагогике. Крупнейшие научные конференции российского и международного уровней проходили при непосредственном участии в них Л.Я. Каплиной как соорганизатора, члена редакционной коллегии и ведущего докладчика. Среди них: «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и актуальные проблемы перестройки школы», «Дифференциация непрерывного образования: поиски, пути, решения», «Проблемы повышения качества подготовки учителя», «Инновации в психолого-педагогической теории и практике», «Роль самостоятельной работы при подготовке студентов к профессиональной деятельности» и др.

Яркой и неповторимой страницей истории ШГПУ было создание и работа представительства университета в станице Азовская Краснодарского края на базе Азовского государственного педагогического лицея (сейчас - гимназия ст. Азовская). Начало тесному взаимодействию вуза с краснодарскими педагогами (академиком РАО М.П. Щетининым, заслуженным учителем России, директором лицея В.С. Лукьяновой) по созданию и апробации непрерывной образовательной траектории «дошкольник-школьник-студент-специалист» было положено именно Л.Я. Каплиной. В 1997 году Лилия Яковлевна являлась деканом факультета-мастерской Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков Министерства образования и науки РФ (школы Щетинина).

Неоспоримые корифеи психолого-педагогической теории и практики. организаторы высшей школы - Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Н.И. Болдырев, Е.С. Гуртовой, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Н.Д. Никандров, М.П. Щетинин, с которыми Лилию Яковлевну связывали деловые встречи и годы совместной работы в Грозном и Шуе, находили в ней глубокого собеседника и единомышленника.

Таким образом, кафедра педагогики выступала аккумулятором передовых идей школьного и вузовского образования. В самых крупных шуйских школах, во многом - на методологических подходах школы М.П. Щетинина, были успешно апробированы экспериментальные программы подготовки помощников воспитателей в педагогических классах старшей ступени и комплексного преподавания дисциплин гуманитарного профиля. Учебный процесс здесь обеспечивался силами профессорско-преподавательского состава университета, в том числе кафедры педагогики. Л. Я Каплина разработала программу авторской учебной дисциплины «Основы человековедения» и вела уроки по ней в гуманитарном классе девятой школы. Подавляющее большинство его выпускников так же, как и педагогических классов школы № 7, впоследствии получили высшее педагогическое образование, многие окончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации.

Сотрудничество вуза, кафедры со школами не исчерпывалось только муниципальным уровнем. На протяжении ряда лет Лилия Яковлевна являлась членом коллегии Управления образования Ивановской области. Начиная с 90 -х годов прошлого столетия, Шуйский университет активно включился в развитие научной темы профессиональной подготовки учителя сельской школы, положив в основу ее разработки интегрирование учительских специальностей. Большую роль в проведении исследований по данной теме, их обобщению и распространению сыграла кафедра педагогики. Л.Я. Каплиной в соавторстве и содружеством с ректоратом вуза была выпущена коллективная монография по подготовке учителей для села, развернуто сотрудничество с рядом базовых сельских школ Шуйского и Лежневского районов Ивановской области, осуществлялось научное взаимодействие с другими вузами страны (Ярославский, Орловский педагогические университеты, Арзамасский пединститут), также работавшими над проблемами образования на селе. В течение ряда лет Л.Я. Каплина читала авторский курс «Технология обучения в разновозрастных группах». Его методологическим и содержательным ядром явился интегративно-дифференцированный подход к образовательному процессу сельской малочисленной школы.

В мае 1999 года в университете под председательством Президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова прошло заседание президиума РАО, по результатам которого в вузе была открыта научная лаборатория РАО по интеграционным технологиям подготовки сельского учителя. Это стало признанием заслуг ШГПУ и его структурных подразделений (в том числе - кафедры педагогики) в достижении значимых результатов по вышеназванной научной теме. Л.Я. Каплина вошла в число ученых - сотрудников лаборатории. В этот же период активно работают аспирантура и диссертационный совет по педагогике и психологии развития, акмеологии, что значительно укрепило кадровый потенциал и вуза, и кафедры. Л.Я. Каплина - член совета, научный руководитель аспирантов и соискателей.

На рубеже столетий кафедра пополнилась выпускниками аспирантуры ШГПУ, имевшими опыт учительства в сельских малокомплектных школах и защитившими диссертации по отдельным аспектам образовательного процесса на селе. Таким образом, профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики представлял собой высокопрофессиональный коллектив специалистов, хорошо знавших школьную практику и подготовленных к преподаванию педагогических дисциплин в университете. В основу такого направления кадровой политики на кафедре было положено глубокое убеждение Л.Я. Каплиной в том, что качественно учить будущих учителей сможет только состоявшийся в общеобразовательной школе педагог. Позиция Лилия Яковлевны в том, что надо всегда уметь «подняться до уровня обучающегося в раскрытии его индивидуальности» являлась главным вектором установления взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Обширные профессиональные знания не только в области педагогики, но и языкознания, литературы, психологии, истории, большой опыт вузовского преподавания позволяли Л.Я. Каплиной блестяще читать лекции, увлекая студентов и своим интеллектуальным уровнем, и методикой преподнесения материала. Даже в пределах одной темы общая логика изложения и отдельные вопросы лекции были различны для студентов историко-филологического, естественно-географического факультетов и факультета физической культуры в зависимости от будущей специальности слушателей. Впоследствии это хорошо помогало студентам при адаптации к курсам предметных методик.

Значительным стимулом для активизации студенческой научно-исследовательской деятельности явилась организация и проведение в рамках Дней науки отдельной общеуниверситетской педагогической научной конференции с пленарным заседанием и работой тематических и факультетских секций. Работы лучших докладчиков были обобщены в сборнике «Актуальные проблемы педагогики», вышедшем по инициативе и под редакторством Лилии Яковлевны. Важно отметить, что данный сборник явился своеобразным стартом серии выпусков работ аспирантов и студентов «Наука и образование глазами молодых ученых». Всего в списке опубликованных работ профессора Л.Я. Каплиной 60 наименований.

Традиции поддержки и развития науки, заложенные при участии Л.Я. Каплиной, сохраняются в вузе, ставшем с 2013 года Шуйским филиалом Ивановского государственного университета, и сейчас.



Просмотры: 1113.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER