Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-методический практикум по геймификации образования: «Географический Киберспорт: игра, наука или обучение»

С каждым годом тематика цифровизации образовательной среды становится всё более актуальной. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования, а требования к «формированию и развитию ИКТ-компетенций» непосредственно зафиксированы в тексте ФГОС ООО. С 2016 года в нашей стране компьютерный спорт (или киберспорт) официально включен во всероссийский реестр видов спорта. Современные школьники и студенты всё более тесно интегрируются в различные институты информационного общества, причём очень часто стирается грань между использованием компьютерной техники и информационных ресурсов для получения верифицированной научной информации, обучения и досуга. При этом доля игровой составляющей с каждым годом всё больше увеличивается, что приводит к выделению геймификации образования в самостоятельную категорию высокорезультативных педагогических технологий. Под геймификацией (от англ.game - игра) традиционно понимается процесс использования игровых механик в неигровом контексте для повышения мотивации, вовлечения и лояльности. Анализ социально-педагогической практики показывает, что особенно тесно в компьютерную игровую деятельность вовлечены старшеклассники и студенты младших курсов, а среди предметных областей, приоритетно связанных с использованием игровой составляющей, лидируют общественные науки (история, география и обществознание). С учётом этого 28 февраля 2023 года кафедрой истории, географии и экологии был организован научно-методический практикум по геймификации образования: «Географический Киберспорт: игра, наука или обучение». Основной целью мероприятия было проведение многофакторного анализа феномена геймификации исторического и географического образования, а также поиск ответов на вопрос о том, что же в нём преобладает: игровая, научная или образовательная составляющая.

Открыла практикум заведующая кафедрой истории, географии и экологии Т.А. Красницкая, которая указала на важность использования в образовательном процессе современных методов обучения, а также с методической точки зрения показала важность всех видов педагогических технологий. Затем в теоретической части практикума были заслушаны доклады профессиональных педагогов, специалистов в сфере использования игровых технологий в образовательном процессе. П.Е. Казаков, учитель МОУ СОШ № 8 г.о. Шуя, в виде неформальной дискуссии увлекательно рассказал о своем опыте использования популярных в молодежной среде компьютерных игр, стриминговых платформ Twich, Telegram, а также видеохостинга Youtube для повышения мотивации школьников к изучению географии и биологии. Педагог дополнительного образования, магистрант ВлГУ А.А. Ипатов на множестве конкретных примеров показал возможности использования современных компьютерных игр в формировании мотивации к изучению истории, развития представлений о хронологии становления человеческой цивилизации, эволюции материальной культуры и военного дела. Доклады популярных в молодежной среде и увлечённых своим делом лекторов вызвали живой интерес у студентов.

Во второй части практикума был организован киберспортивный турнир по GeoGuessr - одной из наиболее популярных в мире компьютерных игр, в которой требуется определять локацию на карте по 3 D-панорамам Google Maps. В турнире приняли участие студенты 1-3 курсов историко-филологического факультета, обучающиеся по образовательной программе История; География. В упорной борьбе первое место заняла команда 3 курса. Призовые места распределились следующим образом:

  • I место - 3 курс (капитан М.В. Красников) - 9764 балла.
  • II место - 2 курс (капитан И.С. Прытов) - 8963 балла.
  • III место - 1 курс (капитаны Т.А. Колесникова и А.А. Карзанов) - 8107 баллов.

В заключительной части практикума в форме «мозгового штурма» были подведены итоги мероприятия и сформулированы позиции, которые, с одной стороны, подтверждают важность использования компьютерных игр в изучении истории и географии, а с другой - указывают на необходимость учёта психолого-педагогических рисков и методических ограничений, связанных с геймификацией образования.

Большую помощь в организации практикума оказал старший преподаватель А.Д. Малыгин, а также студенты А.А. Широкова, Д.С. Коржаев, Д.С. Громова и Е.А. Урядова.

Победители и призеры были награждены дипломами и памятными медалями.

Педагогическая рефлексия по рассматриваемым на практикуме вопросам была реализована в виде оформленных студентами письменных комментариев, некоторые из которых приведены ниже:

Семинар по геймификации образования прошел довольно интересно. Приглашенные гости увлекательно рассказывали про игры, связанные с историей и географией, а также о том, как их можно включить в образовательную деятельность, но, пожалуй, самая занимательная часть семинара была в его второй части, когда мы разделились на команды и участвовали в географической киберспортивной игре. Было любопытно проверить свои знания. В целом данный семинар позволил нам узнать много новой информации в области применения геймификации и услышать мнение экспертов по этому поводу.
Таисия Колесникова (ИФФ 1-2)
Мероприятие мне понравилось. Лекции были очень интересны, особенно когда А.А. Ипатов рассказывал об исторических танках и кораблях. Также мне понравились мысли П.Е. Казакова. Я согласен с его мнением. Учитель - это своего рода гуру, от которого зависит жизнь ребёнка. В итоге я хочу сделать вывод, что в процессе игры мы узнаем, например, о рельефе, о разных городах, исторических событиях и т. д. Также только игра может помочь сплотить несколько разновозрастных групп и организоватьих слаженную работу.
Артём Карзанов (ИФФ 1-2)
Мне было довольно интересно поучаствовать в данном мероприятии. Тема «Геймификация образования» изначально показалась мне довольно важной. Лекторы, грамотно раскрывшие особенности и тонкости игровой и стриминговой деятельности в сфере образования, в очередной раз подтвердили мои мысли. В ходе мероприятия наша команда поучаствовала в увлекательной географической игре «GeoGuessr», в которой по виду местности необходимо было определить страну и регион. Благодаря этому я в очередной раз убедился, что геймификация образования это не только важный и полезный, но еще и веселый процесс, который необходимо включить в программу образования.
Тимофей Папаев (ИФФ 1-2)
Мне удалось побывать на мероприятии «Географический Киберспорт: игра, наука или образование». Я считаю, что оно было интересным, познавательным. Приглашенные гости рассказывали увлеченно и было видно, что они любят своё дело. Спасибо большое за интересный опыт!
Елена Урядова (ИФФ 2-2)
Очень понравилось то, что на мероприятие пригласили Александра Александровича и Павла Евгеньевича, очень интересно было слушать то, что они говорили по поводу геймификации образования. Кроме того, идея с географическими играми мне очень понравилась. GeoGuessr - интересный квест, понимать и угадывать местоположение локации по ландшафту и застройке на электронной карте очень интересно и завлекающе.
Александр Свиридонов (ИФФ 3-2)
Мероприятие было очень интересным, в первой его части мы пообщались с интересными гостями, а затем сыграли в географическую игру. Рад что нам удалось победить, но и другие команды показали очень хороший результат!
Максим Красников (ИФФ 3-2)

Проведенный практикум оказался полезен для повышения методической грамотности всех его участников, а полученные результаты будут непосредственно использованы при изучении дисциплин «Методика обучения истории», «Методика обучения географии», «Геоинформационные системы в школьном образовании» и прохождении производственных практик.

Кафедра истории, географии и экологии


Просмотры: 765.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER