С каждым годом тематика цифровизации образовательной среды становится всё более актуальной. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования, а требования к «формированию и развитию ИКТ-компетенций» непосредственно зафиксированы в тексте ФГОС ООО. С 2016 года в нашей стране компьютерный спорт (или киберспорт) официально включен во всероссийский реестр видов спорта. Современные школьники и студенты всё более тесно интегрируются в различные институты информационного общества, причём очень часто стирается грань между использованием компьютерной техники и информационных ресурсов для получения верифицированной научной информации, обучения и досуга. При этом доля игровой составляющей с каждым годом всё больше увеличивается, что приводит к выделению геймификации образования в самостоятельную категорию высокорезультативных педагогических технологий. Под геймификацией (от англ.game - игра) традиционно понимается процесс использования игровых механик в неигровом контексте для повышения мотивации, вовлечения и лояльности. Анализ социально-педагогической практики показывает, что особенно тесно в компьютерную игровую деятельность вовлечены старшеклассники и студенты младших курсов, а среди предметных областей, приоритетно связанных с использованием игровой составляющей, лидируют общественные науки (история, география и обществознание). С учётом этого 28 февраля 2023 года кафедрой истории, географии и экологии был организован научно-методический практикум по геймификации образования: «Географический Киберспорт: игра, наука или обучение». Основной целью мероприятия было проведение многофакторного анализа феномена геймификации исторического и географического образования, а также поиск ответов на вопрос о том, что же в нём преобладает: игровая, научная или образовательная составляющая.
Открыла практикум заведующая кафедрой истории, географии и экологии Т.А. Красницкая, которая указала на важность использования в образовательном процессе современных методов обучения, а также с методической точки зрения показала важность всех видов педагогических технологий. Затем в теоретической части практикума были заслушаны доклады профессиональных педагогов, специалистов в сфере использования игровых технологий в образовательном процессе. П.Е. Казаков, учитель МОУ СОШ № 8 г.о. Шуя, в виде неформальной дискуссии увлекательно рассказал о своем опыте использования популярных в молодежной среде компьютерных игр, стриминговых платформ Twich, Telegram, а также видеохостинга Youtube для повышения мотивации школьников к изучению географии и биологии. Педагог дополнительного образования, магистрант ВлГУ А.А. Ипатов на множестве конкретных примеров показал возможности использования современных компьютерных игр в формировании мотивации к изучению истории, развития представлений о хронологии становления человеческой цивилизации, эволюции материальной культуры и военного дела. Доклады популярных в молодежной среде и увлечённых своим делом лекторов вызвали живой интерес у студентов.
Во второй части практикума был организован киберспортивный турнир по GeoGuessr - одной из наиболее популярных в мире компьютерных игр, в которой требуется определять локацию на карте по 3 D-панорамам Google Maps. В турнире приняли участие студенты 1-3 курсов историко-филологического факультета, обучающиеся по образовательной программе История; География. В упорной борьбе первое место заняла команда 3 курса. Призовые места распределились следующим образом:
В заключительной части практикума в форме «мозгового штурма» были подведены итоги мероприятия и сформулированы позиции, которые, с одной стороны, подтверждают важность использования компьютерных игр в изучении истории и географии, а с другой - указывают на необходимость учёта психолого-педагогических рисков и методических ограничений, связанных с геймификацией образования.
Большую помощь в организации практикума оказал старший преподаватель А.Д. Малыгин, а также студенты А.А. Широкова, Д.С. Коржаев, Д.С. Громова и Е.А. Урядова.
Победители и призеры были награждены дипломами и памятными медалями.
Педагогическая рефлексия по рассматриваемым на практикуме вопросам была реализована в виде оформленных студентами письменных комментариев, некоторые из которых приведены ниже:
Проведенный практикум оказался полезен для повышения методической грамотности всех его участников, а полученные результаты будут непосредственно использованы при изучении дисциплин «Методика обучения истории», «Методика обучения географии», «Геоинформационные системы в школьном образовании» и прохождении производственных практик.