Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебная практика по Общему землеведению

Учебную практику по общему землеведению студенты 1 курса 2 группы историко-филологического факультета проходили период с 11.07.2022 по 28.07.2022. Базой практики были кафедра истории, географии и экологии Шуйского филиала ИвГУ, а также ключевые природные объекты (ландшафты) Ивановской области.

На практике студенты образовательной программы История; География по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) повысили уровень сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций. В частности, ими были обследованы ключевые природные объекты нашего региона, наиболее подходящие для проведения естественнонаучных экскурсий с обучающимися, выполнения учебных исследований в природе и организации проектной деятельности школьников.

Под наблюдением руководителя практики студентами были выполнены следующие виды работы:

Установочная конференция. Все студенты прошли инструктаж по технике безопасности. Изучили принципы географического обследования ландшафтов и оценки биоразнообразия. Изучили методику работы на ключевых участках. Начали вести дневник практики. Начали собирать гербарий растений. Приступили к выполнению индивидуальных заданий в системе Moodle.

Изучение сухого луга и пустыря. Участвовали в обследовании пустыря, изучили особенности функционирования антропогенного ландшафта, оценили биоразнообразие сухого луга с бедными почвами и фитоценозами сорной растительности. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Определили специфику проведения учебных экскурсий на пустырные фитоценозы, прилегающие к школьной территории.

Экскурсия на обнажение горных пород «Танковые горы». Приняли участие в экскурсии в песчаный карьер урочища «Танковые горы». Здесь им удалось посмотреть, как в четвертичном периоде на территории нашей области действовал ледник, какие отложения остались после него, а также узнать о геологии края и совершить пешую экскурсию на карьер. Студенты узнали про уникальные триасовые глины и отторженцы, заглянули в геологическое прошлое нашего региона. Обследовали местообитания трех видов "северных" орхидей. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Отработали педагогические технологии проведения учебных экскурсий на геологических обнажениях.

Экскурсия на низинное Яскинское болото. Посетили экскурсию на Яскинское болото и берег мелководного Яскинского озера. Определили основные катены на берегах болота и оценили основные параметры низинного торфа. Определили условия питания болота и измерили температуру разных слоев торфа. Оценили биоразнообразие болота. Проанализировали историю развития территории и провели палеореконструкторский анализ территории. Определили современное геоэкологическое состояние территории. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Изучили основные технологии проведения учебных экскурсий на болото и необходимые меры техники безопасности.

Экскурсия на Рубское озеро и прилегающее болото. Провели комплексное изучение ООПТ регионального значения «Рубское озеро» и прилегающего болота. Выполнили эколого-географическую характеристику рекреационной зоны. Провели комплексное изучение озерного пляжа с волноприбойными образованиями (сравнительный анализ с речным пляжем в д. Клочково). Провели анализ береговой катены и озерной террасы. Определили границы между геохимическими ландшафтами на местности. Восстановили историю развития территории. Изучили биоразнообразие верхового болота, провели профилирование и описание слоев торфа. Измерили температуру разных слоев торфа, определили pH. Выявили угнетающую роль болотного ландшафта на развитие растений (по Pinus sylvestris). Изучили биоразнообразие лесного фитоценоза (изучили популяцию болотных растений, сфагнума, морошки приземистой, шейхцерии и др.). Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Изучили методические аспекты проведения естественнонаучных экскурсий со школьниками на болоте.

Экскурсия на археологический памятник «Иваново Городище». Провели комплексное изучение археологического памятника «Иваново Городище» (д. Клочково Шуйского района). Провели анализ пригодности места для поселения людей (по методике Е.Ю. Колбовского). Оценили эстетику ландшафта. Изучили популяцию ластовеня лекарственного (Красная книга Ивановской области). Провели описание элементов речной долины (пляж, бечевник, меандр, бровка, пойма, надпойменная терраса, старица и др.). Провели работу по палеореконструкции природных условий на данной территории. Описали уникальные «ленточные дубравы» в долине реки Теза. Провели комплексное описание участка реки. Выполнили органолептический анализ качества воды. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Рассмотрели методические аспекты проведения естественнонаучных экскурсий со школьниками на археологических объектах, на лесных и луговых равнинных и склоновых ландшафтах, а также в пойме реки.

Экскурсия в пойму реки Тезы, изучение элементов речной долины. Осуществляли комплексное изучение участка реки. Описывали естественное обнажение горных пород. Провели описание аллювиальных луговых почв с изготовлением почвенной прикопки. Выполнили анализ динамики ландшафтов поймы. Анализировали результаты батиметрической съемки реки. Изучили биоразнообразие поймы. Собрали гербарий. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Отрабатывали методические аспекты проведения естественнонаучных экскурсий со школьниками в пойме реки.

Экскурсия на берег Горьковского водохранилища (г. Пучеж). Провели маршрутное обследование геологического обнажения горных пород в окрестностях г. Пучеж. С помощью специального бланка описали выходы триасовых и четвертичных отложений на дневную поверхность. Провели палеореконструкцию триасовых, юрских и четвертичных ландшафтов на территории Верхневолжья по слоям горных пород и фрагментам окаменелостей. Описали прибрежные ландшафты реки Волга. Оценили биоразнообразие прибрежных фитоценозов. Определили причины цветения воды в Горьковском водохранилище. Изучили местообитания растений, включенных в Красную книгу Ивановской области. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Изучили методические аспекты проведения учебных экскурсий на берег водохранилища и на крупное обнажение горных пород с соблюдением мер техники безопасности.

Экскурсия в пригородный лесопарк (урочище Марьина роща). Провели анализ «лесного ландшафта», выявили значение «опушечного эффекта» на формирование лесных фитоценозов. Провели комплексное описание растительного мира ключевого участка. Выявили значение ярусности в формировании лесных сообществ. Оценили экологическую ситуацию в лесном фитоценозе, в том числе, по наличию заносных растений клена американского, борщевика Сосновского и других. Провели анализ структуры почвенного покрова и влияния грибов на разложение растительных останков и формирование лесной подстилки. Определили методические аспекты проведения естественнонаучных экскурсий со школьниками в лесопарковом ландшафте.

Экскурсия в городской сквер (проведение фитопатологического обследования территории «Сквера Ёлочки»). Оценили геоэкологическое состояние лесопаркового фитоценоза – ООПТ местного значения «Сквер «Ёлочки». Провели геоморфологический анализ территории. Определили генезис урочища и его динамику. Выполнили качественную характеристику состояния лесного сообщества (сравнительный анализ его с урочищем «Марьина роща»). Провели фитопатологический анализ древесного сообщества, изучили следы жизнедеятельности короедов, лубоедов и других вредителей древесины. Проанализировали перспективы оптимизации территории (обзор и оценку разных сценариев развития сквера). Изучили биоразнообразия сквера. Продолжили вести дневник наблюдений за погодой. Определили методические аспекты проведения естественнонаучных экскурсий со школьниками в лесопарковом сообществе.

Экскурсия в лесной фитоценоз – ООПТ регионального значения «Осиновая гора». Провели геоморфологический анализ холма «Осиновая гора» («конечной морены»). Определили генезис урочища и его динамику. Провели качественную характеристику состояния лесного сообщества (сравнительный анализ его с ООПТ «Марьина роща»). Выполнили фитопатологический анализ лесного сообщества, изучили следы жизнедеятельности короедов и других вредителей леса. Проанализировали перспективы оптимизации территории (обзор и оценка разных сценариев ее развития). Провели изучение биоразнообразия урочища. Выполнили почвенное профилирование и комплексное описание дерново-подзолистой почвы. Изучили методические аспекты проведения экологических акций и естественнонаучных экскурсий со школьниками в сложном лесном сообществе.

Тестирование по первому и второму модулям практики в системе Moodle.

«Городской квест» по фрагментам культурного ландшафта г.о. Шуя.

Итоговая конференция. На итоговой конференции каждый студент выступил с презентацией собранных на практике материалов, а также представил методическую разработку учебной экскурсии или проекта по следующим темам:

  1. Абайтов М.Е. Географические аспекты изучения лесопарковых ландшафтов на примере Городского парка культуры и отдыха г.о. Шуя «Грачевники на Крутихе».
  2. Батягина Е.И. Географические аспекты изучения растительного мира у реки Теза.
  3. Белянкин Н.А. Разработка учебной экскурсии в формате «Географического квеста» по элементам культурного ландшафта г.о. Шуя.
  4. Громов Д.М. Географические аспекты изучения растений лесного холма (на примере ООПТ «Осиновая гора»).
  5. Громова Д.С. Влияние экологического состояния Горьковского водохранилища на прилежащие населенные пункты (по материалам учебной экскурсии в г. Пучеж).
  6. Еремеев Л.С. Влияние хозяйственной деятельности людей на реку Уводь в Ивановской области.
  7. Жилкова М.С. Географические аспекты изучения лесных сообществ в окрестностях урочища «Лесная дача Бор».
  8. Кокурин К.А. История охраняемого природного объекта камня-крестовика у реки Мережка в Заволжском муниципальном районе.
  9. Кулев А.А. Комплексное описание географического объекта – конечной морены урочища «Осиновая гора».
  10. Лапшина А.М. «Географические аспекты изучения лесных ландшафтов на примере лесной дачи «Бор» Шуйского муниципального района».
  11. Медведев М.Ю. Географические аспекты изучения озерных ландшафтов (на примере ООПТ «Рубское озеро»).
  12. Прытов И.С. Пелеогеографическое сравнение «Веселовского могильника» и «Иванова городища».
  13. Сапаев М.Я. Почему про реку Тезу знают все горожане и жители других городов, а про другие реки Шуи знают только местные жители?
  14. Слепухин С.Е. Сравнение экологических показателей растительности в урочище «Иваново городище» д. Клочково и в Лихушинском парке г.о. Шуя (на примере дуба черешчатого Quercus robur).
  15. Торопова Е.А. Изучение растительного и животного мира водоемов (на примере ООПТ «Озеро Западное» Южского муниципального района).
  16. Урядова Е.А. Жизнь и экологическое состояние Соснового бора в городе Кинешма.
  17. Шуляк А.В. Комплексное описание детского лагеря отдыха «Строитель» с использованием современных мультимедийных технологий в формате видеоблогинга.

Некоторые студенты добровольно подготовили отзывы по учебной практике по общему землеведению в форме педагогической рефлексии:

«Эту практику я запомню надолго. Как мы несколько часов ехали в Пучеж, как мы и в дождь, и в грозу изучали интереснейшие объекты. После зачёта я сидела и думала над тем, что же я вынесла за эти 2,5 недели? На самом деле очень многое! Я научилась делать описание почвенного профиля, познакомилась с уникальными растениями, занесёнными в Красную книгу, ответила для себя на многие проблемные вопросы, поняла, что экскурсия – это большая работа, ведь для её создания прикладываются много усилий. Я поражена эстетикой ландшафтов Ивановской области, она по-своему уникальна и удивительна, не везде можно найти такой ландшафт. Я благодарна Шуйскому филиалу ИвГУ и преподавателю Дмитрию Сергеевичу Маркову за такую интересную и незабываемую практику по общему землеведению».
Громова Д.С.
«Вообще о практике сказать можно много хорошего. Здесь было много разных видов работы и это было полезно. Но главное, что кажется лично мне самым замечательным в этой практике, что, несмотря на то, что было достаточно непросто и приходилось много работать – это было интересно. Я видел результат своего труда, а это заряжает – заряжает так, что хочется развиваться дальше. Ну и самый огромный плюс – это то, что практика проходила не в аудитории, а мы достаточно много путешествовали по Ивановской области и рассматривали всё, о чём нам рассказывал Дмитрий Сергеевич, воочию. Практике ставлю 9/10, балл снял за большой объем работы :)»
Абайтов М.Е.
«На практике у нас была возможность выйти на природу и поработать не только с бумажками, учебниками и сухими фактами, но и самим покопать землю, собрать гербарий, выйти в лес, съездить на другой конец области, увидеть собственное "море", посетить локацию для съёмок ужастика и попытаться облагородить город. Когда человек выходит на природу, ему и весело, и хорошо и работа продуктивней идёт. Да в начале практики и на природе было сложно работать, мы не знали, что слушать и на что обращать внимание. Но потом втянулись и почти у всех стоят пятерки за практику. А про гербарий можно сказать, что кроме бездумного срывания всего подряд можно же срывать характерные для данной местности растения, таким образом, формируя представление, где мы находимся, и расширяя свой кругозор.
Плавно переходя к минусам. Самый главный и по моему основной минус это дождик, который на протяжении всех двух недель практики не давал нам надолго задержаться ни на одном из изучаемых объектов. Дождик был нашим "злым гением"... Ещё стоит подметить то, что программа оказалась довольно обширная и то, что лучше всего было дать в несколько недель, мы очень быстро прошли и не заостряли на этом внимание, а стоило бы.
Но, несмотря на то, что были минусы я уверен, через год, а скорей всего уже в сентябре, все это забудется и мы будем вспоминать об этой практике, как о чудесном времени, проведенном на природе в обществе умных людей и на очень интересных объектах. Мы будем хотеть ехать туда снова и снова. И не будем думать о жаре, транспорте и прочей чепухе.
А и ещё, когда мы ездили на Горьковское водохранилище, нам разрешили набрать камней, что я и сделал, и когда приехал домой, я обнаружил, что мне досталась окаменелость какой-то древней жизни. Я ее конечно сохраню в моей коллекции странных интересных штучек.
На этом разрешите откланяться.
Ваш Симеон Слепухин».
С.Е. Слепухин

Выражаем признательность Администрации Шуйского филиала ИвГУ за материальное обеспечение практики, выделение автотранспорта и организационное сопровождение всех проводимых мероприятий.

Учебная практика по общему землеведению позволила студентам развить первичные профессиональные умения и навыки, углубить и закрепить теоретические знания и практические умения по общему землеведению. На практике студенты развивали профессиональные компетенции и формировали готовность к практической педагогической профессиональной деятельности, ознакомились с методикой и освоили практику проведения учебных географических экскурсий со школьниками. Также практика позволила развить профессиональные умения самостоятельного изучения природных географических объектов и проведения учебных занятий со школьниками в природе, в том числе при организации проектной деятельности.

Кафедра истории, географии и экологии


Просмотры: 845.
Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER