18 мая 2022 года на факультете педагоги и психологии прошла научная конференция студентов и молодых ученых «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области». В конференции приняло участие 114 человек, работало 12 секций. Работа конференции началась с приветственного слова и.о. декана факультета педагогики и психологии, кандидата педагогических наук, О.В. Баркуновой и куратора НИРС на факультете О.М. Мишагиной. С целью популяризации научной деятельности в вузе с докладом на пленарном заседании выступили студенты Егорова Варвара Александровна, студент 4 курса 1 группы ФПП ОФО и Шлёмина Виктория Михайловна, студент 2 курса 5 группы ФПП ЗФО.
В секции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений» (руководитель секции: Мишагина О.М., доцент кафедры, кандидат пед. наук) приняли участие студенты 4 курса ФПП ППО очной формы обучения. Докладчики представили 12 сообщений, в которых раскрывались результаты психодиагностического исследования личности обучающихся, коллектива школьников и семьи. Наиболее актуальные проблемы, которые озвучили студенты-исследователи: подготовка старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена, формирование навыков эмоциональной саморегуляции у подростков, социальная активность и профессиональное самоопределение подростков и др.
Секция «Социально-психологические проблемы участников образовательных отношений и способы их решения» (руководитель секции: Седова С.С, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, кандидат психол. наук, доцент) была представлена докладами студентов 1 курса. Студентами было сделано 10 докладов по актуальным аспектам деятельности педагога-психолога в работе с обучающимися общеобразовательных школ и детских домов.
В работе секции «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия субъектов образовательных отношений» (руководитель секции: Пшеничнова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, доцент) приняло участие 7 человек. Доклады были посвящены проблемам оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся и педагогам. Студенты представили результаты своих эмпирических исследований, размышления о возможностях дальнейшего решения выявленных проблем. По завершении выступлений было проведено коллективное оценивание прозвучавших докладов и выявление лучших докладчиков. В итоге места распределились следующим образом:
Секция «Актуальные вопросы организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» (руководитель секции: Мишанина В.И., зав. кафедрой, канд.пед.наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии) была представлена 7 докладами, в которых студенты 5 курса поделились своими исследованиями в сфере организации с детьми дошкольного возраста художественного творчества, детского коллекционирования и др., применяя нетрадиционные техники, игровую деятельность, гуманное отношение к природе.
Секция «Актуальные проблемы дошкольного образования» (руководитель секции: Мишанина В.И., зав. кафедрой, канд.пед.наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии) была представлена 8 докладами. В работе секции приняли участие студенты 5 курса заочной формы обучения. Наибольший интерес вызвали темы, связанные с нетрадиционной методикой обучения устному счету детей дошкольного возраста, обучением детей правилам этикета.
В работе секции «Ключевые направления развития современного образования» (руководитель секции: Рубашенко С.А., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики и специального образования) приняли участие 16 человек. В своих выступлениях студенты делились опытом разработки программ и проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе. В ходе докладов отмечена необходимость серьезного подхода к таким разработкам, важность личного включения в решаемую проблему и проявление творчества. Некоторые доклады вызвали большой интерес у слушателей, что проявилось в многочисленных вопросах.
В завершение заседания участники секции обсудили доклады, высказали свое мнение о поднятых в них проблемах, что было учтено при выявлении лучших докладов.
В работе секции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» (руководитель секции: Рзаева Е.И., канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и специального образования, доцент) приняло участие 8 студентов 5 курса. В своих выступлениях студенты представили результаты эмпирических исследований, проведенных в рамках подготовки к защите ВКР. Наиболее актуальные проблемы, которые были озвучены: воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников на уроках по окружающему миру, формирование читательского интереса у младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использование коллективных творческих заданий в формировании креативного мышления у детей младшего школьного возраста.
В работе секции «Актуальные проблемы логопедии» (руководитель секции: Ташина Т.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и специального образования) студентами было представлено 5 докладов по актуальным аспектам деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. Следует отметить, что сообщения сопровождались презентациями, демонстрацией разработанных пособий. Все присутствующие отметили актуальность проблематики представленных докладов, их практическую значимость и востребованность в собственной деятельности.
В работе секции «Актуальные проблемы обучения мировой художественной культуре и изобразительному искусству» (руководители: Самсонова И.В., канд. культурологии, доцент кафедры культурологии изобразительного искусства, Ершова Л.В., профессор кафедры культурологии изобразительного искусства, доктор пед.наук, профессор) было представлено 15 докладов. Наибольший интерес вызвали темы: изучение жанра натюрморта на уроках изобразительного искусства в основной школе как фактор приобщения обучающихся к национальным ценностям, использование интерактивных методов обучения в преподавании темы «Искусство античности и др.
В работе секции «Педагогическая инноватика» (руководители секции: Муравьева Г.Е., профессор кафедры педагогики и специального образования) присутствовало 11 человек. Было заслушано 14 докладов. Тематика сообщений достаточно разнообразна: проблемы дистанционного обучения и использования электронных образовательных ресурсов, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в школе и учреждениях дополнительного образования, использование разнообразных инновационных педагогических технологий в обучении. Все доклады сделаны на основе результатов исследовательской деятельности студентов, проводимой в рамках работы над магистерской диссертацией. Свои работы представили как студенты выпускного курса, так и первокурсники, уже успевшие провести констатирующий этап экспериментальной работы в процессе двух производственных практик. Заинтересованное обсуждение докладов позволит магистрантам по-новому увидеть собственное исследование, внести коррективы и интенсифицировать работу.