Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-практический семинар с международным участием «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в условиях дистанционного образования»

В рамках Недели науки–2021 кафедра романо-германских языков и методики обучения организовала 14 мая научно-практический семинар «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в условиях дистанционного образования». Семинар с международным участием проходил в режиме видеоконференции Zoom и продолжался около четырех часов. На семинаре присутствовало 29 участников из различных вузов России, Германии и Швейцарии.

Семинар был посвящен обмену опытом организации и проведения дистанционного обучения иностранным языкам студентов и школьников, определению проблем и преимуществ дистанционной формы обучения, а также выявлению эффективных образовательных платформ и цифровых инструментов для обучения иностранным языкам в режиме дистанта.

В начале семинара с приветственным словом к участникам обратилась зам. директора по научной работе и дополнительному образованию Шуйского филиала ИвГУ, доктор психол. наук Е.А. Шмелева. Она отметила актуальность заявленной темы, подчеркнула важность дискуссии и необходимость обмена практическим опытом по намеченным вопросам, пожелала плодотворной работы участникам семинара.

Первым докладчиком на семинаре выступила хорошо известная нашему филиалу г. Ольга Говин, канд. филол. наук, доцент из университета Фехта (Германия), нашего давнего партнёра. В своем докладе она познакомила участников с особенностями организации дистанционного обучения в своем вузе. Немецкие студенты до сих пор учатся дистанционно, занятия проходят как синхронно, так и асинхронно на платформе Webmeetings, контрольные работы студенты пишут в отдельной программе Vips. В вузах Германии существует т.н. «академическая свобода», поэтому студенты могут не принимать участия в онлайн-занятиях.

Интересным оказался опыт преподавания русского языка в режиме онлайн детям-билингвам и -трилингвам в школе русского языка и культуры «Синяя птица» г. Женевы (Швейцария). В прошлом году занятия для обучающихся этой школы проходили в режиме видеоконференций Zoom, их длительность составляла 40 минут. В своем докладе преподаватель этой школы, канд. филол. наук, доцент г. Надежда Долгова-Даве проанализировала свой опыт онлайн-преподавания и назвала преимущества и недостатки дистанционного образования в своей школе. Она пришла к выводу, что более комфортно на онлайн-занятиях чувствуют себя дети от 10 лет.

Коллеги из российских вузов представили в своих докладах некоторые аспекты дистанционного образования, на которые, по их мнению, необходимо обратить особое внимание. Канд. пед. наук, доц. С.А. Учурова (Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург) обратила внимание слушателей на необходимость двигательной активности обучающихся онлайн и проследила положительное влияние движений на результативность в изучении иностранных языков. Канд. филол. наук, доц. Ю.А. Львова и ее соавтор доктор филол. наук, доц. С.И. Тогоева (Тверской государственный университет) подробно описали проектную деятельность своих студентов на дистанционных занятиях по иностранным языкам. Особенности организации самостоятельной работы в онлайн-формате были представлены в докладе канд. филол. наук, доц. Е.О. Тумановой (Московский городской университет управления Правительства Москвы).

Много вопросов было задано канд. филол. наук, доц. А.П. Шумаковой (Ивановский государственный энергетический университет), презентовавшей электронную информационно-образовательную среду «Бумеранг», созданную учеными этого университета. Участники семинара сравнили функциональные возможности ЭИОС своих вузов и выявили как их сходства, так и различия.

Вторым блоком обсуждаемых на семинаре тем были вопросы, связанные с использованием на занятиях по иностранному языку конкретных онлайн-инструментов. Вниманию участников семинара были представлены: платформа Trello, а также веб-сервисы (Framapad, StoryJumper) для организации проектной деятельности студентов в ходе учебной языковой практики (канд. пед. наук, доц. И.Н. Кроткова), онлайн-доска Padlet в качестве цифрового инструмента формирования грамматической компетенции, развития навыков чтения и письма студентов (канд. филол. наук, доц. Л.В. Гудкова), сервис GoogleForms для проведения промежуточной аттестации в вузе (ст. преподаватель Н.Н. Прохоров). Яркое выступление было у наших коллег из Костромского государственного университета – ст. преподавателя Н.Е. Сизовой и канд. культурологии, доц. С.А. Смирновой. Они провели небольшой мастер-класс по использованию онлайн-ресурсов Wordwall, Glogster, Canva и др. Логичным завершением семинара стал доклад канд. пед. наук, доц. В.М. Курицына, посвятившего участников в тонкости онлайн-этикета (нетикета), без соблюдения которого любое онлайн-занятие не будет успешным.

В качестве слушателей на семинаре присутствовали преподаватели кафедры романо-германских языков и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ, Костромского государственного университета, Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, Ульяновского государственного педагогического университета. Они активно участвовали в дискуссии и задавали конструктивные вопросы как устно, так и в чате конференции. В завершение семинара все присутствовавшие отметили его важность и продуктивность, а также выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Все докладчики и слушатели семинара получат сертификаты участника семинара Шуйского филиала ИвГУ.



Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER