Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Студенческая научная конференция
«Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области»
на историко-филологическом факультете

12 мая 2021 года на историко-филологическом факультете прошло традиционное мероприятие – студенческая научная конференция «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области».

В течение дня в рамках конференции работали 7 секций, организованных выпускающими кафедрами нашего факультета.

Работа секции «Проблемы формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций в школе», организованной кафедрой русского языка и методики обучения, в первую очередь была посвящена проблемам преподавания русского языка в образовательных учреждениях. Своими научными изысканиями поделились студенты третьего, четвёртого и пятого курсов историко-филологического факультета, которые уже на практике в школах смогли применить полученные в вузе научно-методические знания. В своих докладах студенты отразили, как происходит обучение школьников конкретному лингвистическому материалу, поделились своим недавно полученным практическим опытом преподавания. Все доклады нашли живой отклик у слушателей, было задано большое количество вопросов. Видно, что наших студентов волнует современное состояние школьного обучения, они осознают не только положительные, но и отрицательные моменты текущих реформ. По итогам работы секции первое место за лучший доклад было присуждено студентке 3 курса Митрофановой Екатерине, второе – студентке 5 курса Парамоновой Светлане, третье – студентке 4 курса Лачиной Александре.

Программа секции «Актуальные проблемы изучения русского языка в вузе и школе», также организованная кафедрой русского языка и методики обучения, включала семь докладов, подготовленных студентами четвёртого и пятого курсов, обучающихся по профилям «Филологическое образование» и «История; Русский язык». В рамках своих выступлений докладчики затронули, действительно, актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в школе и вузе.

Так, студентка 5 курса Елена Кашина в ходе своего доклада обратила внимание на важность и значимость работы с диалектной лексикой не только на уроках русского языка, но и в рамках проектной деятельности школьников. Студентки 2 курса Анна Ваганова и Елизавета Гришина познакомили слушателей с диалектными словами, которые отражают быт старой деревни и рассказывают о тяготах жизни людей в годы Великой Отечественной войны. Студентка 4 курса Юлия Савельева рассказала о такой новой процедуре единой системы оценки качества образования, как исследования профессиональных компетенций учителей русского языка. Докладчик познакомила слушателей секции с результатами анкетирования учителей русского языка, проведённого с целью выяснения их отношения к данной процедуре ЕСОКО и к используемым при этой процедуре заданиям. Результаты анкетирования показали, что исследования профессиональных компетенций учителей имеют много проблемных мест, а используемые для педагогов оценочные средства требуют доработки и совершенствования. Мария Мартынова, студентка 5 курса, проанализировала опыт преподавания русского языка в Российской электронной школе учителями академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербург. Доклад был очень интересен как для студентов, так и для преподавателей. В ходе обсуждения всеми участниками секции было отмечено, что РЭШ – очень полезный электронный ресурс для учителей русского языка, но в то же время виртуальные уроки никогда не смогут заменить живое общение учащихся с педагогом. В ходе своего выступления Анастасия Шибаева, студентка 5 курса, познакомила с особенностями организации текущего повторения по орфографии в учебнике по русскому языку для 5-ого класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Студенткой 4 курса Лёвкиной Екатериной были представлены результаты анализа различных школьных учебников по особенностям преподнесения в них учебного и дидактического материала по разделу «Морфемика и словообразование».

Все представленные в рамках работы секции доклады являлись содержательными, поднимали актуальные проблемы современного преподавания русского языка. Было видно, что студенты проделали огромную научно-исследовательскую работу, подробно изучили рассматриваемые проблемы. Каждый доклад имел свою «изюминку» и был интересен для слушателей. По итогам работы секции студенты, чьи доклады были признаны лучшими, были награждены грамотами. Призовые места разделились следующим образом: 1 место – Савельева Юлия (4-3, научный руководитель В.В. Гадалова) с докладом «Исследования профессиональных компетенций педагогов в восприятии учителей русского языка»; 2 место – Мартынова Мария (5-2, научный руководитель В.В. Гадалова) с докладом «Анализ опыта преподавания русского языка в Российской электронной школе учителями академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербург»; 3 место – Кашина Елена (5-2, научный руководитель Л.П. Батырева) с докладом «Обучение проектной деятельности учащихся на материале лексики говоров Нижегородской области».

Организованная кафедрой культурологии и изобразительного искусства секция «Художественные миры русских писателей: культурологическая герменевтика и школьное изучение» включала в себя 12 докладов. Эксперты и слушатели отметили высокий уровень и явный эвристический потенциал всех прозвучавших докладов, каждый из которых вызвал заинтересованное внимание и обсуждение аудитории.

Следуя логике заглавного метода – культурологической герменевтики, – все участники стремились раскрыть эксклюзивные, индивидуально окрашенные аспекты художественных миров русских писателей, чьё творчество изучается в современной российской школе. Похвально, что юные исследователи показали способность к проблемному мышлению, к включению частных вопросов отечественного литературоведения в широкий культурологический контекст, к объективной саморефлексии.

В ходе работы секции особого внимания и поддержки удостоился исследовательский дебют студентов первого курса Ренаты Емельяновой, Екатерины Деменской, Алины Хохловой и Елены Слепневой. В целом, по результатам работы секции призовые места разделились следующим образом: 1 место – Марина Мазурок (3-3, научный руководитель В.П. Океанский) с докладом «Тема путешествия в русской документальной прозе XIX века на уроках внеклассного чтения»; 2 место – Александра Аршинова (4-3, научный руководитель Н.П. Крохина) с докладом «Методы и приёмы совершенствования читательских навыков школьников 5-6 классов»; Екатерина Марфина (4-3, научный руководитель В.П. Океанский) с докладом «Творчество Владимира Маяковского на уроках литературы в средней школе».

Ещё две секции были организованы кафедрой истории, географии и экологии. Секция «Проблемы формирования предметных и метапредметных компетенций у учащихся общеобразовательной школы на уроках истории» включала в себя 8 докладов, подготовленных студентами четвёртого и пятого курсов, по различным аспектам преподавания истории в общеобразовательной школе. Наибольшую заинтересованность вызвали доклады, посвященные прикладным аспектам преподавания истории в школе, актуализированным сегодняшним состоянием образования в сложной совокупности современных вызовов. По результатам работы секции лучшими были признаны доклады: Ксении Страховой «Игровое обучение на уроках истории в общеобразовательной школе» (научный руководитель Т.А. Красницкая); Светланы Работкиной «Развитие речи школьников в обучении истории» (научный руководитель Т.А. Красницкая); Марии Вороновой «Подготовка учащихся общеобразовательной школы к ЕГЭ по истории» (научный руководитель Т.А. Красницкая). Во всех докладах авторы особое внимание уделяли методическим аспектам рассматриваемых ими проблем, а также возможностям использования полученных научных результатов при организации проектной деятельности школьников и научно-исследовательской работы студентов.

В секции «Актуальные проблемы истории и географии» приняло участие 8 докладчиков. Все доклады секции условно могут быть разделены на два тематических блока. Один из них был посвящён изучению ключевых социально-политических институтов средневековой Европы. Другой – актуальным региональным эколого-географическим исследованиям и реализации эко-волонтёрства в нашем регионе.

Участники секции продемонстрировали высокий уровень активности, по каждому докладу было задано большое количество вопросов, на все из которых авторами были даны полные, убедительно аргументированные ответы. Лучшими докладами были признаны доклады Глеба Иващенко (1-2, научный руководитель А.Ю. Гулидов) на тему «Естественные границы распространения Римской империи», Дениса Тихонова, студента 2 курса, а также Николая Стрежнева (3-2, научный руководитель Д.С. Марков) «Пространственный анализ распространения карстовых и ледниковых озер по территории Костромской области».

Кафедра романо-германских языков и методики обучения в рамках студенческой конференции также организовала 2 секции: «Традиции и новаторство в преподавании иностранных языков» и «Цифровые образовательные ресурсы в практике обучения иностранным языкам». В общей сложности с докладами выступили 20 студентов, слушателями на конференции были студенты с первого по пятый курс.

В секции «Традиции и новаторство в преподавании иностранных языков» темы докладов были посвящены формам инновационной работы с младшими школьниками, кейс-методам, роли переводов в обучении иностранному языку. Особый интерес вызвали доклады о формировании межкультурной компетенции обучающихся и о технологии развития критического мышления школьников на уроке иностранного языка. В итоге 2 место получила Анастасия Фомина (5-1, научный руководитель Л.В. Гудкова) с докладом «Приемы технологии развития критического мышления в обучении английскому языку в средней школе». 3 место получила Наталия Малышева (4-1, научный руководитель А.А. Ефремов) с докладом «Работа в малых группах как форма организации обучения иноязычному говорению учащихся начальной школы». Приза зрительских симпатий удостоились Анастасия Фомина, Алла Танцура и Владислав Потехин.

На секции «Цифровые образовательные ресурсы в практике обучения иностранным языкам» рассматривались различные онлайн-сервисы для дистанционного обучения, которые можно использовать для разных дидактических целей: развития лексической и фонологической компетенции, обучения говорению и чтению, проведения проектов. Слушатели приняли активное участие в обсуждении докладов, наибольшее количество вопросов были заданы по проблемам смешанного обучения (blended learning) и использования сервиса Tik Tok в образовательных целях. Места за лучшие доклады распределились следующим образом: 1 место – Олеся Мустафина (5-1, научный руководитель И. Н. Кроткова) «Опыт использования интерактивных веб-сервисов для развития речевой компетенции обучающихся на уроке английского языка »; 2 место – Анна Пухова (5-1, научный руководитель Л.В. Гудкова) «Онлайн-инструменты в развитии лексической компетенции школьников на уроках английского языка»; 3 место – Анастасия Почтарева (5-1, научный руководитель И.Н. Кроткова) «Использование сервиса StoryJumper в рамках проектной деятельности на уроке французского языка в средней школе». Достойными приза зрительских симпатий слушатели назвали Диану Шалову и Анастасию Почтареву.

Благодарим всех участников за отличные выступления! Поздравляем победителей! Желаем дальнейших успехов и плодотворных научных исследований!



Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER