Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Отчет о проведении Дня науки,
посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
на факультете педагогики и психологии

13 мая 2020 года на факультете педагоги и психологии прошла научная конференция студентов и молодых ученых «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области». В конференции приняло участие 70 человек, работало 8 секций. Работа всех секций проходила в дистанционном формате.

В секции «Предметное поле профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании: прикладной аспект» приняли участие студенты 3 и 4 курсов ФПП ППО очной формы обучения и студент 1 курса 13 группы ОГБПОУ "Шуйский технологический колледж". Докладчики представили 9 сообщений, в которых раскрывались результаты психодиагностического исследования личности обучающихся, коллектива школьников и семьи. Наиболее актуальные проблемы, которые озвучили студенты-исследователи: социальная активность и профессиональное самоопределение подростков; сплоченность школьного коллектива подростков; временная перспектива в старшем школьном возрасте; мотивы выбора профессии обучающимися системы среднего профессионального образования и др.

  • 1 место – «Проблема тревожности в подростковом возрасте», автор: Ковалёва Е.Д., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 3 курс 3 группа
  • 2 место – «Изучение родительско-детских отношений в семье подростка», автор: Пахотина А.В., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 3 курс 3 группа
  • 3 место – «Изучение сплоченности школьного коллектива подростков», автор: Келарёва Ю.А., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 3 курс 3 группа

Секция «Актуальные направления деятельности педагога-психолога в практике образования» была представлена докладами студентов 2 и 4 курсов. Студентами было представлено 9 докладов по актуальным аспектам деятельности педагога-психолога в работе с обучающимися общеобразовательных школ. Студенты 4 курса представили результаты эмпирических исследований, проведенных во время прохождения производственной (преддипломной) практики.

  • 1 место – «Развитие социально-ответственного поведения подростков», автор: Даняева М.Е., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 4 курс 3 группа
  • 2 место – «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации младших школьников к условиям школьного обучения», автор: Шутова Д.В., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 4 курс 3 группа
  • 3 место – «Проблемы развития психологической культуры классных руководителей», автор: Пурышева В.В., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 2 курс 3 группа

В работе секции «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» приняло участие 8 человек из 12 заявленных. С докладами выступили 5 участников – студенты очной и заочной форм обучения ФПП и ИФФ. Доклады были посвящены проблемам оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся и педагогам. Студенты представили результаты своих эмпирических исследований, размышления о возможностях дальнейшего решения выявленных проблем, особенно в условиях дистанционного обучения. По завершении выступлений было проведено коллективное оценивание прозвучавших докладов и выявление лучших докладчиков. В итоге места распределились следующим образом:

  • 1 место – «Формы и методы работы с учащимися с негативными функциональными психическими состояниями», автор: Семёнова И.Л., студентка ФПП направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Психология образования и развития), 2 курс 7 группа ЗФО
  • 2 место – «Развитие мнемических процессов младших школьников», автор: Смирнова А.И., студентка ФПП направления подготовки Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 4 курс 3 группа ОФО
  • 3 место – «Эмоциональное выгорание педагогов и пути его предупреждения», автор: Скворцов Н.А., студент ФПП направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 5 курс 3 группа ЗФО

В работе секции «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция асоциального поведения» (руководитель секции: Мишагина Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики) приняли участие студенты 2-4 курсов факультета педагогики и психологии в количестве 11 человек. Теоретический аспект проблемы асоциального поведения был раскрыт в работах студентов 2 курса. Были раскрыты основные понятия, концепции отклоняющегося поведения детей и подростков, освещены вопросы значения профилактики и коррекции асоциального поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и семьях. Практический аспект проблемы асоциального поведения был раскрыт в докладах студентов 3-4 курсов. Особое внимание участников секции привлекли доклады Скрёбовой Дарьи Александровны «Эмпирическое изучение межличностного общения у подростков» и Крайкиной Елены Сергеевны «Профилактика девиаций в условиях образовательного учреждения». Работа секции проходила при активном участии выступающих и слушателей.

  • 1 место – «Эмпирическое изучение межличностного общения у подростков», автор: Скрёбова Д.А., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 3 курс, 3 группа
  • 2 место – «Профилактика девиаций в условиях образовательного учреждения», автор: Крайкина Е.С., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 3 курс 3 группа
  • 3 место – «Психолого-педагогическая поддержка подростков, склонных к агрессивному поведению», автор: Митина О.Р., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 3 место – «Девиация, девиантное и асоциальное поведение. Норма и патология», автор: Орлова И.Ю., студентка ФПП, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика), 2 курс 3 группа

В работе секции «Современные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе» (руководитель секции: Рубашенко Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и специального образования) приняли участие 15 человек. В своих выступлениях студенты делились опытом разработки программ и проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе. В ходе докладов отмечена необходимость серьезного подхода к таким разработкам, важность личного включения в решаемую проблему и проявление творчества. Некоторые доклады вызвали большой интерес у слушателей, что проявилось в многочисленных вопросах.

В завершении заседания участники секции обсудили доклады, высказали свое мнение об обсуждаемых проблемах, что было учтено при выявлении лучших докладов.

  • 1 место – «Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе использования на уроках русского языка лингвистических игр», автор: Небольсина А.И., студентка ФПП, 5 курс 1 группа
  • 2 место – «Формирование креативного мышления у младших школьников в процессе использования на уроках творческих заданий», автор: Солдатова А.Г., студентка ФПП, 5 курс 1 группа
  • 3 место – «Гуслицкая роспись», автор: Засорина Ю.А., студентка ФПП ОЗО, НХТ, 4 курс

Секция «Актуальные проблемы дошкольного образования» была представлена 5 докладами. Студентами были представлены актуальные темы дошкольного образования, связанные с организацией взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по воспитанию детей в семье, особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности и использование коллекционирования на занятиях как средство развития творческих способностей детей.

  • 1 место – «Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по трудовому воспитанию детей в семье», автор: Зуборева А.В., студентка ФПП ЗФО, 44.03.01 Педагогическое образование (Дошкольное образование по направлению подготовки), 5 курс 1 группа
  • 2 место – «Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста», автор: Горшкова С.Б., студентка ФПП ЗФО, 44.03.01 Педагогическое образование (Дошкольное образование по направлению подготовки), 5 курс 1 группа
  • 3 место – «Формирование познавательного интереса к природе у дошкольников в процессе детского экспериментирования», автор: Шпигунова О.Н., студентка ФПП ЗФО, 44.03.01 Педагогическое образование (Дошкольное образование по направлению подготовки), 5 курс 1 группа

В работе секции «Актуальные проблемы логопедии» студентами было представлено 7 докладов по актуальным аспектам деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. Так, выступление А.Н. Сидориной было посвящено проблеме формирования графо-моторных навыков детей с сочетанной зрительно-речевой патологией на логопедических занятиях. Студентки Ю.А. Львова и Д.А. Смирнова сосредоточили свое внимание на работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно на особенностях коррекции фонематических процессов и слоговой структуры слова. Важному и мало представленному в литературе направлению работы учителя-логопеда был посвящен доклад А.С. Смирновой, который касался проблемы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией. Живой интерес слушателей вызвало сообщение А.Е. Борисовой о применении нетрадиционных форм артикуляционной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста при нарушениях звукопроизношения. О возможностях сказкотерапии в развитии диалогической связной речи у детей с общим недоразвитием речи рассказала А.Д. Чиянова. Т.П. Грибкова посвятила свое выступление работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития, в котором подчеркнула важность коррекции у таких детей функциональных возможностей пальцев рук как важной составляющей их психомоторного развития.

Следует отметить, что сообщения сопровождались презентациями, демонстрацией разработанных пособий. Все присутствующие отметили актуальность проблематики представленных докладов, их практическую значимость и востребованность в собственной деятельности.

Руководители и эксперты секции доцент, канд. псих. наук Т.М. Ташина и старший преподаватель, учитель-логопед ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат» А.А. Ерохина высоко оценили уровень представленных докладов.

В работе секции «Педагогическая инноватика» (руководители секции: Муравьева Г.Е., профессор кафедры педагогики и специального образования) присутствовало 12 человек. Было заслушано 9 докладов. Спектр рассмотренных проблем очень широкий: формирование позитивных межличностных взаимоотношений у обучающихся коррекционной школы; проблемы начального образования: коллективообразование младших школьников; формирование самооценки; инновационные формы организации внеурочной деятельности; физическая культура личности; проблемы основного и среднего образования: формирование ценности семьи; развитие познавательной активности старшеклассников средствами интерактивных технологий; дополнительного образования: социализация воспитанников в творческом объединении УДОД; а также — роль педагогических инноваций в профессиональной деятельности педагога.

Все доклады сопровождались презентациями. Наибольший интерес вызвала демонстрация «вечного террариума», созданного студенткой В.А. Алферовой в домашних условиях.

Голосование за лучший доклад было проведены с помощью mentimeter.

  • 1 место – «Роль педагогических инноваций в профессиональной деятельности педагога», автор: Романова С.Н., магистрант ФПП, Педагогическое образование (Педагогическая инноватика), 1 курс, 4 группа
  • 2 место – «Использование инновационных и традиционных форм организации внеурочной деятельности в начальных классах», автор: Алфёрова В.А., магистрант ФПП, Педагогическое образование (Педагогическая инноватика), 1 курс, 4 группа
  • 3 место – «Формирование ценности семьи в современной школе», автор: Корабельникова Л.В., магистрант ФПП, Педагогическое образование (Педагогическая инноватика), 2 курс, 4 группа




Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER