Шуйский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Отчёт ИФФ о прошедшей конференции

13 мая в нашем вузе прошёл День науки, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как и планировалось, в рамках этого мероприятия на историко-филологическом факультете прошли две крупные конференции, одна – конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области», другая – конференция преподавателей «Наука и образование в современном вузе: вектор развития».

Вопреки сложной эпидемиологической обстановке научно-педагогические работники всех кафедр факультета организовали работу своих секций в онлайн-формате и провели их, по оценке руководства, на высоком научном уровне.

Всего на факультете в этот день работало 5 студенческих секций и 4 секции преподавателей.

На кафедре русского языка и методики обучения было организовано 2 одноимённых секции – «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ» для студентов, в которой приняло участие 10 докладчиков и секция преподавателей, в которой приняло участие большинство преподавателей кафедры.

Научно-педагогические работники кафедры культурологии и изобразительного искусства – В.П. Океанский, М.Ю. Алексеева, Д.П. Овчинников – организовали работу секции «КОСМОС ЛЮДЕЙ И ВОЙНА МИРОВ». В общей сложности 11 молодых учёных и преподавателей нашего вуза выступили с докладами, среди слушателей оказалась гостья из Канады, где, как сообщила наша соотечественница – Ксения Ромашова, помнят о вкладе русского народа в Победу над немецко-фашистской Германией и ее европейскими союзниками. Несмотря на дистанционное видео-общение, среди участников возникли плодотворные дискуссии по следующим проблемам: актуализация русской истории (Прохоров М.М.), культуры (Шампарова С.И., Травин И.А.), религиозно-философской мысли (Алексеева М.Ю.), литературы (Дударева М.А., Щекина М.О., Овчинников Д.П.) в контексте Великой Отечественной войны, исследование документальных источников участников войны – предметов деятельности учителей (Марфина Е.С.), рукописных дневников простых людей (Мазурок М.А.) и художественных произведений участников сражений (Океанский Вяч.П.), которые представляют краеведческий интерес, описание образов традиционных художественных промыслов Ивановской земли (Щербакова Т.Л.). Общение участников конференции не прерывалось, все оставались в сети и активно участвовали в обсуждении, поэтому деление на студенческую и преподавательскую секции носило лишь формальный характер. А по результатам конференции её руководители прияли решение отметить дипломами «За лучший доклад» всех участников студенческой секции, поскольку каждый доклад свидетельствовал о глубине, новизне и актуальности поднимаемых в нём вопросов.

Секции, организованные кафедрой истории, географии и экологии также были отмечены активным включением всех заинтересованных в их работу. В работе студенческой секции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ» приняло участие 28 человек. Слушателями были студенты- историки 1,2 , 3 и 4 курсов, в том числе и студенты-иностранцы.

Было заслушано 9 докладов по различным аспектам преподавания истории в общеобразовательной школе. Наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с преподаванием событий Великой Отечественной войны в региональном аспекте на уроках истории, с организацией школьного кабинета истории, с оценкой знаний и умений учащихся, с использованием исторических цитат и выражений на уроках истории в общеобразовательной школе. По ряду затронутых проблем развернулась дискуссия. По результатам лучшими были признаны доклады: Кашина С.В. (5-2) Ивановский край в годы Великой Отечественной войны на уроках истории в 10 классе общеобразовательной школы (науч. руководитель – проф. Ю.А. Иванов); Матвеева М.Н. (5-2) Роль кабинета истории в организации урочной и внеурочной работы в современной школе (науч. руководитель – проф. Ю.А. Иванов); Тениной А.Н. (5-2) Использование исторических цитат и выражений на уроках истории в общеобразовательной школе (науч. руководитель – проф. Ю.А. Иванов); Булатовой М.А. (5-2) Организация контроля и оценки знаний и умений учащихся по истории в общеобразовательной школе (науч. руководитель – зав. каф. Т.А. Красницкая).

В работе секции преподавателей «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕОЭКОЛОГИИ» приняло участие 22 участника (с учетом частичного участия), из них 17 студентов. Средний on-line составил 17 человек. Продолжительность работы секции – более двух часов. Были заслушаны доклады преподавателей кафедры истории, географии и экологии, включенные в программу конференции, а также организована стендовая секция на платформе Moodle (ссылка на страницу стендовой секции).

Проблематику докладов секции можно условно разделить на два основных направления:

  • История нашего края во время Великой Отечественной войны;
  • Динамика геолого-геоморфологических процессов, происходящих в ландшафтах Ивановской области.

Особенно активное обсуждение вызвали три указанных ниже доклада:

Доклад заведующего кафедрой Т.А. Красницкой был посвящен актуальным и малоизвестным широкой общественности аспектам функционирования школ Ивановской области в годы Великой отечественной войны. В нем на основании большого массива фактического материала была показана специфика организации учебной деятельности школьников в военных условиях, а также показан вклад учителей и учеников в дело оказания помощи фронту и тылу.

В докладе профессора М.В. Шептуховского были критически проанализированы геолого-геоморфологические особенности урочища «Осиновая гора» и ее ближайших окрестностей. На основании многолетних наблюдений и собранных полевых материалов (в том числе, коллекции минералов и горных пород) автором была обоснована оригинальная неотектоническая версия образования моренных отложений на изученной территории.

Доцент Д.С. Марков представил доклад, посвящённый дискуссионным вопросам генезиса озерных котловин на примере озер Ивановской и Владимирской областей, в котором были выявлены и проанализированы наиболее типичные затруднения, возникающие у исследователей при проведении историко-географических палеореконструкций озерно-болотных ландшафтов.

Во всех докладах авторы особое внимание уделяли методическим аспектам рассматриваемых ими проблем, а также возможностям использования полученных научных результатов при организации проектной деятельности школьников и научно-исследовательской работы студентов.

Участники секции продемонстрировали высокий уровень активности, по каждому докладу было задано не менее пяти вопросов, на все из которых авторами были даны квалифицированные и полные ответы. Отмечен высокий уровень активности студентов историко-филологического факультета при обсуждении докладов. По итогам обсуждения проведение конференции в дистанционном формате было признано эффективным.

Секция студентов «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ», организованная кафедрой романо-германских языков и методики обучения, включила в свою работу за 3 видеоконференции/сессии 42 человека (39 студентов и 3 преподавателя). Необходимо отметить, что на конференции присутствовали как студенты ИФФ, так и студенты ФПП (профили обучения «Начальное образование», «Иностранный язык»). С докладами выступили 8 студентов 4 и 5 курсов ИФФ и ФПП, во время выступления все докладчики демонстрировали свои презентации.

Все присутствовавшие на конференции студенты и преподаватели отметили актуальную тематику докладов, во многих из них рассматривались онлайн-сервисы для дистанционного обучения (Quizlet, подкасты, платформы discord и zoom и др). Интересными показались доклады, объектами исследования которых являлись англоязычные сказки, изученные с разных позиций – для формирования страноведческой и межкультурной компетенции. Слушатели приняли активное участие в обсуждении докладов, наибольшее количество вопросов были заданы по содержанию докладов о моделях уроках иностранного языка, платформе discord, англоязычных сказках. Вопросы были заданы как в чате, так и устно. Места за лучшие доклады распределились следующим образом: 1 место – Смирнова Екатерина (ИФФ, 5 курс 1 группа) «Использование подкастов в обучении английскому языку на платформе discord»; 2 место – Гусейнова Жале (ФПП, 5 курс 1 группа) «Использование аутентичной сказки в процессе формирования страноведческой компетенции младших школьников» и Танцура Алла (ИФФ, 4 курс 1 группа) «Приемы работы со сказкой на уроке иностранного языка»; 3 место – Елисеева Мария (ИФФ, 5 курс 1 группа) «Использование интерактивных веб-сервисов на уроках иностранного языка в начальной школе» и Пухова Анна (ИФФ, 4 курс 1 группа) «Модели современного урока иностранного языка».

А в работе секции преподавателей «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ» приняло участие уже 64 человека (56 студентов и 8 преподавателей), поскольку многие студенты, участвовавшие в работе секции студентов, изъявили желание принять участие и в работе секции преподавателей.

С докладами выступили 6 преподавателей. Все присутствовавшие на конференции студенты и преподаватели отметили актуальную тематику докладов, которые были посвящены исследованию как классических методических вопросов (формирование межкультурной компетенции обучающихся, приемы работы с аутентичным художественным фильмом, специфика аутентичных материалов), так и новых (поддержание естественной языковой среды на занятиях в вузе, использование онлайн инструментов и платформы zoom на занятиях по иностранному языку).

Слушатели приняли активное участие в обсуждении докладов, наибольшее количество вопросов были заданы по содержанию докладов о приёмах работы с художественном фильмом, отражении работы по формированию межкультурной компетенции в отечественных УМК по иностранному языку. Оживлённая дискуссия разгорелась при обсуждении современных веб-сервисов для обучения иностранному языку: насколько эффективны эти инструменты, могут ли они заменить обучение иностранным языкам в режиме офлайн, какие есть альтернативы представленным на конференции онлайн сервисам.

Все присутствовавшие выразили удовлетворённость работой секции и выразили благодарность организаторам конференции.

В целом, необходимо отметить, что все прошедшие на факультете онлайн-секции конференции вызвали широкий позитивный отклик среди участников и слушателей.



Поделитесь страницей
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER