Цикл
просветительского семинара «Слово Пастыря и Учителя» в Шуйском филиале
ИвГУ продолжается
В ноябре-декабре в
Шуйском филиале ИвГУ прошли очередные занятия семинара «Слово Пастыря и
Учителя» для студентов-будущих педагогов. Занятия проводила к.п.н.,
доцент кафедры педагогики и специального образования Тамара
Джарназиевна Джишкариани.
Мероприятие проходило в рамках реализации проекта
«Социально-образовательный проект для студентов-будущих педагогов
«Православие – путь к духовной безопасности русского человека и
русского народа», получившего грантовую поддержку конкурса
«Православная инициатива 2014-2015» в проектном направлении
«Образование и воспитание».
Первое занятие «Семья – начало начал: православный аспект». Цель
семинара введение учащейся молодежи в мир традиционных духовных,
культурных и семейных ценностей в свете Православия. В начале семинара
Тамара Джарназиевна обратила внимание молодых слушателей на то, что
целостно сформировавшаяся личность – это человек, не только проявивший
себя как образцовый и законопослушный гражданин, компетентный
специалист в сфере своей профессиональной деятельности, но он также
призван быть образцовым семьянином, носителем традиционных национальных
семейных ценностей. Стремление человека к идеальной целостной личности
закладывается и формируется в семье. Для каждого человека семья – это
начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде
всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Далее был
приведен краткий теоретический экскурс о традиционной русской семье,
которая берет свое начало от нравственных принципов Православия.
Традиционная русская семья рождается в таинстве венчания и согласно
традиционным (православным) нравственным идеалам, основывается на
принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака,
рождения и воспитания детей и т.д. В конце семинара были
продемонстрированы творческие разработки студентов
историко-филологического факультета ШФ: просветительские буклеты «О
Таинстве венчания»; «Один раз на всю жизнь», «символическая хронология
возраста семьи». Фильм «Основа семьи – истинная любовь» по мотивам
дневниковых записей царственных мучеников (семьи Романовых). Встреча
прошла в теплой и благожелательной атмосфере. Студенты в ходе беседы
задавали вопросы, обменивались мнениями. Такого рода просветительские
встречи, безусловно, будут содействовать формированию у молодого
поколения семейных духовно-нравственных ценностей, подготовке их к
созданию достойной семьи и выполнению роли ответственных родителей.
Второе занятие «Воспитательный потенциал православной педагогики». Цель
семинара – раскрытие сущности педагогического процесса с позиции
православного мировоззрения. В ходе семинара лектором была отмечена
актуальность возрождения и приобщения современных педагогов к
традиционным духовно-нравственным ценностям отечественной педагогики.
Это объясняется тем, что в современной России образованию отводится
ведущая роль, как гаранта и важнейшего фактора национальной
безопасности, стабильности и духовного развития нашего общества.
Нормативными документами в сфере образования (ФЗ «Об образовании в
России», ФГОС общего образования) задаются смысл и характер
духовно-нравственного воспитания в учебных организациях. Сформулирован
национальный воспитательный идеал. Одной из новаций в этом направлении
является то, что школа сама должна разработать специальную программу
духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе
базовых национальных ценностей. А это требует переосмысления ценностей
в сфере отечественного образования со стороны современных педагогов.
Далее в сообщении была раскрыта сущность православной педагогики,
которая заключается в душеспасительном попечении. Ее цель – приблизить
детей к Богу, посредством воцерковления. Были даны определения основных
категорий православной педагогики. Для студентов также была
подготовлена выставка книг по православной педагогике. Возвращение к
духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания
приведет ? восстановлению утерянной полноты в сфере современной
отечественной педагогики и расширит воспитательный потенциал будущих
педагогов.
Третье занятие «Учитель в зеркале православных ценностей». Цель
семинара – раскрытие сущности педагогического процесса с позиции
православного мировоззрения. Вначале занятия студентам было предложено
написать эссе на тему «Образ моего идеального педагога». Перечислить не
менее десяти личностных и профессиональных качеств педагога-идеала.
Далее в беседе со студентами был сделан акцент на традиционное
понимание учительства и роли личности педагога в процессе формирования
целостной личности ученика. Личность педагога в православной педагогике
занимала приоритетное место. В дореволюционной системе образования
учителю необходимо было не только знать учебный материал, но еще важнее
для него было умение показать его ценностную, нравственную значимость.
Также постоянно помнить, что главное средство воздействия – сам его
облик, одинаковый с ребенком настрой души, сердечное влияние и
влечение. В традиционном понимании для успешной организации и ведения
учебно-воспитательного процесса, прежде всего, признавалось наличие у
учителя педагогического призвания. Его присутствие в человеке считалось
врожденным даром – даром Божиим. В заключении студентам было предложено
сравнить «образ» своего идеального педагогом с «образом» педагога,
представленного в православной педагогике и отметить в чем
сходство и различие между ними. По этому вопросу была организована
дискуссия, которая завершилась в доброжелательной атмосфере. Все
участники семинара пришли к выводу, что традиционные подходы к
формированию личности педагога надо изучать. Несомненно, возрождение
ценного опыта традиционной русской педагогики по отношению требований к
личности педагога повисит авторитет педагогической профессии в
современном обществе.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER