Татьяна Венеровна Зобнина
НАЧАЛО ПУТИ

Очевидным является тот факт, что хорошее знание психологии необходимо любому учителю независимо от преподаваемого им предмета. Не случайно психология как учебная дисциплина занимает большое место в учебных планах всех педагогических специальностей (сейчас - направлений подготовки), а кафедры психологии являются, как правило, достаточно представительными во всех педагогических вузах.

Хочу поделиться с читателями воспоминаниями о начале своего профессионального пути на кафедре психологии нашего вуза. Летом 1986 г. я окончила факультет начальных классов Шуйского государственного педагогического института им. Д.А. Фурманова. Длительное время деканом этого факультета и одновременно заведующим кафедрой педагогики начального обучения был кандидат педагогических наук, доцент Михаил Васильевич Захаров. Он рекомендовал меня для работы после окончания учебы в вузе в качестве преподавателя психологии. Психология как одна из самых человековедческих наук давно интересовала меня. Интерес этот зародился еще в школьные годы. Хотя во время школьного обучения у нас не было такой учебной дисциплины, как психология, важность психологических знаний для жизни человека в обществе была очевидной. Углублению и систематизации знаний в области психологии способствовали студенческие годы, они укрепили мой интерес к данной науке.

В 1986 г. ректором нашего вуза стал Е.С. Гуртовой, по его инициативе в этом же году была создана общевузовская (межфакультетская) кафедра психологии. На этой кафедре началась моя трудовая деятельность.

Немного о том, кто вошел в состав кафедры. Возглавил кафедру психологии с 1986 года кандидат психологических наук, доцент А.В. Полтев, преподаватель с большим к тому времени стажем работы, фронтовик, хороший организатор. Александр Васильевич Полтев вел учебные занятия на разных факультетах вуза: физико-математическом, филологическом, индустриально-педагогическом, факультете физического воспитания. Преподаватель он был требовательный, но справедливый, добивавшийся от студентов глубокого знания общей, возрастной и педагогической психологии. Посещая мои занятия в качестве заведующего кафедрой, он стал для меня хорошим наставником. Его советы, обсуждения проведенных мною со студентами занятий я вспоминала с благодарностью всю последующую профессиональную деятельность.

На этих же факультетах, располагавшихся в главном корпусе вуза (ул. Кооперативная, 24), а также на факультете начальных классов (ул. Советская, 40), вел учебные занятия Сергей Михайлович Бирюков. Будучи человеком интересным как личность, увлеченным психологией, он живо, ярко, образно преподавал эту науку студентам. Высокая работоспособность, «включенность» в многообразную жизнь нашего института позволяли Сергею Михайловичу сочетать преподавательскую работу с большой общественной нагрузкой. В частности, С.М. Бирюков являлся бессменным руководителем организованного при кафедре научного кружка «Психолог», он же курировал работу первых в городе кабинетов школьного психолога в школах № 2 и № 4.

На факультете начальных классов работали со студентами в то время также Татьяна Михайловна Щеглова и Ирина Азатовна Валеева. Татьяна Михайловна Щеглова только что окончила аспирантуру при кафедре психологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (МГПИ им. В.И. Ленина), готовилась к защите диссертации. Татьяна Михайловна с самого начала работы на кафедре проявила себя как преподаватель широко эрудированный, глубокий, вдумчивый. Ирина Азатовна Валеева, уже имея опыт преподавательской деятельности со студентами нашего вуза, готовилась к переводу в очную аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина.

В этом же учебном году пришел на кафедру психологии Владимир Юрьевич Петров, завершивший обучение в аспирантуре. Его научные интересы находились в области психологии спорта, в связи с чем он в течение ряда последующих лет работал преимущественно со студентами факультета физического воспитания.

Огромную роль в развитии кафедры психологии как самостоятельной функциональной единицы нашего вуза сыграл доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ Оскар Яковлевич Боксер.

Коллектив кафедры достаточно быстро сплотился, общение между преподавателями осуществлялось, как правило, в форме обмена опытом, заседания кафедры проходили в атмосфере равноправного диалога коллег. С момента своего создания кафедра психологии активно включилась в учебную и научную работу ШГПИ, стала играть важную роль в подготовке педагогов разных профилей. Преподаватели кафедры вели занятия на всех факультетах вуза, широко применяя новые формы и методы обучения: дискуссии, конференции, учебное телевидение и др.

В первые два года работы на кафедре (начиная с 1986/87 учебного года) учебная нагрузка осуществлялась мною преимущественно на филологическом факультете. Студенты этого факультета учились в 1986/87 учебном году во вторую смену, учебная неделя была шестидневной. По этой причине проведение по субботам, например, третьей пары было не всегда эффективным. Хотя нужно отметить, что посещаемость занятий на факультете была высокой, отношение студентов к учебе - серьезным и ответственным. Среди студентов преобладали девушки, юношей было немного. Численность академической группы составляла около 25 -ти человек, на каждом курсе (их было четыре) обучалось по 3-4 группы.

Несмотря на то, что изучение такой сложной науки, как психология, начиналось с младших курсов, среди студентов встречались молодые люди, уже достаточно начитанные и эрудированные в этой области знания. Особо помню студентку, которая на семинарских занятиях проявляла высокую активность, постоянно участвовала в обсуждениях материала занятий, задавала немало сложных вопросов. Благодаря таким студентам приходилось читать много дополнительной профессиональной литературы, расти в профессиональном плане. Ряд выпускников факультета, начавших обучение в те годы, работает педагогами до сих пор, пользуясь уважением школьников, их родителей, коллег.

Проработав со студентами два года, я поступила в аспирантуру на кафедру психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Эти первые годы работы дали мне очень много в плане моего профессионального становления.

Кафедра психологии (сверху вниз, слева направо):
1 ряд: профессор Толстов Сергей Николаевич, доцент Щеглова Татьяна Михайловна, зав. кафедрой Зобнина Татьяна Венеровна, доцент Уткин Игорь Викторович, доцент Шуранова Ирина Юрьевна.
2 ряд: доцент Петров Владимир Юрьевич, доцент Горбунова Ольга Ивановна, доцент Валеева Ирина Азатовна, доцент Русакова Ольга Вячеславовна, доцент Пшеничнова Ирина Викторовна.
3 ряд: доцент Чекалов Владимир Анатольевич, преподаватель Берегова Ирина Леонидовна, доцент Мальцева Лариса Дмитриевна, доцент Голубева Марина Валентиновна, доцент Мишанина Наталья Валерьевна.
4 ряд: преподаватель Глотова Алёна Александровна, преподаватель Чижова Елена Геннадьевна, преподаватель Ушакова Елена Анатольевна, документовед Михайлова Ирина Александровна. 2011 год.

Сведения об авторе

Зобнина (Михайлова) Татьяна Венеровна - доктор психологических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, зав. кафедрой психологии. Родилась 12 июня 1965 г. в г. Шуе. Окончила среднюю школу № 2 г. Шуи. В 1986 году окончила Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации «учитель начальных классов». После окончания работала ассистентом кафедры психологии ШГПИ. В 1988 г. поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина по специальности «Педагогическая и возрастная психология», которую окончила в 1993 году с защитой кандидатской диссертации на тему «Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза» (научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Евгений Михайлович Никиреев). После окончания аспирантуры работала ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры психологии (1993-1995,2003-2015), кафедры акмеологии (1995-2003), кафедры психологии и социальной педагогики (2015-2022) ШГПИ - ШГПУ - Шуйского филиала ИвГУ. В 2000 году присвоено ученое звание доцента. Кафедру психологии возглавляла с ноября 2010 года по март 2015 года.

Вела учебные дисциплины: «Общая психология», «Общая и экспериментальная психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» «Психолого-педагогическая диагностика», «Социальная психология», «История психологии», «Психология общения», «Активные методы социально-психологического обучения», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Психология профессионализма», «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Научные школы и теории в современной психологии», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Научно-исследовательский семинар». Осуществляла руководство магистерской программой по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль Психолого-педагогическое сопровождение в сфере образования, по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль Психология образования и развития.

В 2012 году защитила докторскую диссертацию на тему «Система психологической подготовки студентов - будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза» в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Общее количество научных трудов - 130, наиболее значимые из них: монографии «Психология и акмеология в повышении качества подготовки учителя: опыт авторской системы деятельности преподавателя» (2005), «Лонгитюдное исследование динамики профессионального развития студентов педагогического университета» (2011), учебное пособие «Психология профессионализма» (2009).

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (2007), Нагрудным знаком «Заслуженный работник Шуйского государственного педагогического университета» (2012), Благодарностями администрации ИвГУ и Шуйского филиала ИвГУ за долголетний добросовестный труд, профессионализм в подготовке высококвалифицированных специалистов (2007-2019), присвоено Почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (2014).