Начало девяностых... Сложное, поворотное для страны время. Ветер перемен увлекает новыми перспективами, подталкивает к поиску, зовет к творчеству. Именно в это время на южной окраине Шуи (где и впрямь часто гуляет ветер) открывается новая средняя школа. Директор Галина Николаевна Тронова подбирает педагогический коллектив - и в только что отстроенном здании начинается строительство школьного сообщества, нового мира, откликающегося на вызовы времени. Не случайно лучшие, перспективные выпускники Шуйского государственного педагогического университета, стремятся начать свое педагогическое поприще именно в школе № 9.
В первый же год работы этой школы одним из членов педагогической команды становится выпускница 1989 года Лариса Александровна Поникарова, учитель русского языка и литературы. Под руководством заведующего кафедрой русского языка, доцента Веры Викторовны Гадаловой, она начинает обучение пятиклассников русскому языку по особой методике. Суть этой методики - преподавание дисциплины блоками, объемно и связно представляющими ключевые темы программы. Такой подход позволяет изучать предмет не атомарно, а цельно в органичной взаимосвязанности всех составляющих. В результате дети лучше усваивают материал, концептуальное отражение каждой темы в блоке позволяет лучше запомнить самое главное и затем осмысленно и полно воспроизвести любой вопрос. Кроме того, за счет эффективности методики было сэкономлено полгода учебного времени, что позволило уделить больше внимания развитию речи школьников.
С седьмого класса в работе с питомцами Л.А. Поникаровой принимают непосредственное участие преподаватели ШГПУ, кандидаты наук, доценты. Начинается апробация экспериментальной программы комплексного изучения дисциплин гуманитарного профиля. Смысл ее опять-таки в соединении, сопряжении изучаемого материала по истории, литературе, мировой художественной культуре, музыке, прикладному творчеству, русскому языку в самых разных аспектах - временных, стилистических, тематических, событийных и прочих. Развитие речи становится той площадкой, на которой реализуется освоение мира предложенным способом, в результате чего ученик может выразить свое восприятие, реализовать свои творческие, аналитические возможности, а учитель видит удачи и недоработки в процессе обучения.
Работа по экспериментальной работе захватила всех. Дети с пониманием важности поставленной задачи старались учиться ответственно (хотя, конечно, дети есть дети, и до идеала было весьма далеко). Ларисе Александровне удалось создать в классе атмосферу творчества, настоящего товарищества, воспитать в детях интерес к миру и друг к другу как части этого мира. Даже поступив в аспирантуру, живя в Москве, она не теряла контакта с классом и продолжала участвовать в насыщенной и разнообразной жизни детей.
Благодаря заинтересованности в осуществлении эксперимента директора школы Станислава Николаевича Мальцева, на работу по совместительству были приняты доценты Вера Викторовна Гадалова (русский язык), Татьяна Сергеевна Петрова (литература и МХК), Людмила Викторовна Ершова и Александра Николаевна Щирова (прикладное творчество), Лилия Яковлевна Каплина (человековедение), Ирина Алексеевна Овчинина (спецкурс), старший преподаватель Лариса Юрьевна Смолина-Степович (английский язык).
Школа шла навстречу во всем: был выделен кабинет, в котором проходили все основные занятия по экспериментальной программе, результаты работы регулярно обсуждались на заседаниях педагогического совета, и в то же время была необходимая свобода для творчества, педагогических новаций. Именно в этот период возникла и реализовалась на практике модель изучения курса МХК в соотношении теоретического и практического освоения тем учебной дисциплины. Приобщаясь к художественной культуре родного края, ученики гуманитарного класса вместе с учителями объехали все Золотое кольцо, увидев своими глазами и памятники владимирского и суздальского древнего зодчества, и фрески Рублева, и ярославский изразец, и ростовскую финифть, и, конечно, палехскую и холуйскую лаковую миниатюру. Незабываемые впечатления оставила Москва (Кремль, Третьяковская галерея, музей-квартира Пушкина на Арбате, Большой театр) и Троице-Сергиева Лавра накануне дня Святой Троицы. Все это расширяло кругозор, давало пищу уму и сердцу, способствовало развитию речи. А творчество требует воплощения, выхода. Так родился классный альманах «Свеча», в котором публиковались лучшие сочинения детей, стихи, рассказы, эссе, и даже коллективная поэма «Путешествие из Шуи в Москву», отразившая московские впечатления. Двенадцать выпусков этого альманаха хранят память о внутреннем росте каждого с восьмого класса до выпускного школьного года. Не случайно одним из результатов работы с детьми профильного класса школы № 9 стало пособие для учителей Т.С. Петровой «Анализ художественного текста и творческие работы в школе», а также книги Л.А. Поникаровой для систематизации знаний и умений школьников по русскому языку, вышедшие в издательстве «Просвещение».
Ученики гуманитарного класса были первыми представителями школы № 9 на конкурсе чтецов, посвященном К.Д. Бальмонту, и участниками первого детского фестиваля «Солнечный эльф» в 1992 году, ежегодных Бальмонтовских чтений. Юля Высоцкая и Ася Киселева выступали в концертной программе на международной конференции «Бальмонт и мировая культура», проходившей в ШГПУ в 1994 году.
Шуйский государственный педагогический университет стал следующей ступенью роста для большинства выпускников экспериментального класса: 16 человек из 19-ти в 1997 году поступили на разные факультеты ШГПУ. Пятеро (А. Адаменко, М. Адиева (Васильева), Ю. Высоцкая, А. Киселева (Рылова), Н. Курицына (Широкова)) сейчас работают в университете, четверо получили ученую степень кандидата наук.
Теплая, сердечная и деятельностная атмосфера в классе создавалась всеми учителями, и особенно - любимым классным руководителем Ириной Анатольевной Галуновой. Она и сейчас остается близким и необходимым человеком для своих выпускников 1997 года. Не случайно именно в этом классе нашли друг друга супруги Надежины - Коля и Таня, Васильевы - Миша и Маша, Рыловы - Саша и Ася. Все они растят детей.
Жаль только, что сад, посаженный нами когда-то, не был передан вовремя младшим ученикам - а может быть, оказался не на месте? Не был окружен необходимой любовью? Пусть он осуществится в будущем!
Наверное, главное призвание человека на земле - научиться любить. Бог есть любовь, и Господь вкладывает любовь в душу каждого человека. Но эта любовь должна быть деятельной. Ею нельзя просто «пользоваться», ее нужно отдавать - Родине, родителям, своим детям, друзьям, и вообще окружающим людям. Богу. Тогда она становится животворящей. Только любовью можно оживить и сделать настоящим начатое дело, любое место, куда привела тебя судьба, сообщество людей, в котором ты оказался. Так пусть же укрепляется любовью наша родная девятая школа. Спасибо ей.
*Статья подготовлена к 20-летнему юбилею МОУ Средняя общеобразовательная школа № 9 г.о. Шуя и опубликована в брошюре «О школе с любовью» (Шуя, 2009).