МАЛЫШЕВА (ШАХОВА) ЛИДИЯ ИВАНОВНА

Годы учебы в ШГПИ 1956-1961

Годы работы в ШГПИ 1961-1992

Передо мной никогда не стояло вопросов: кем быть? Куда пойти учиться? Выбор был сделан ещё в детстве. В школьные годы он окончательно окреп. Вероятно, сказалась наследственность: мама была педагогом. Когда-то, ещё в 30 -е годы, она окончила Шуйский педагогический техникум, потом работала там методистом. Вернувшись за пять дней до войны из Кишинёва (там служил папа), вернулась и в школу, став первым директором первой в городе школы рабочей молодёжи. Мама частенько брала меня с собой на работу, и я тихо сидела в классе, слушая вопросы и рассказы учителей, ответы учащихся. А дома любимой игрой была игра "в школу". В будущем видела себя только педагогом.

И вот мечта осуществилась: я стала студенткой историко-филологического факультета. Казалось, попала в какой-то волшебный мир: новые учителя, новая система занятий, чудесная библиотека. Не покидало ощущение влюблённости во все и во всех. Нравились преподаватели, казалось, знающие всё на свете, нравились семинары, нравились студенческие вечера. И очень нравилась работа пионервожатой в школе. Нас в школу направляли по желанию, сами выбирали класс, школу, формы и методы работы. Ничего показного сверху! Я выбрала себе школу № 8 (теперь её нет) - начальная, уютная, в окружении сосен на берегу Тезы. Там я когда-то училась. Дети у меня были чудесные: добрые, ласковые, отзывчивые, они легко отзывались на любое предложение. Какие вечера сказок проводили! Какие костюмы мастерили к Новому году! Сколько чудесных минут они мне подарили во время экскурсий, походов, книжных диспутов и т. д. и т. п. Один кукольный театр чего стоил! Неважно, что самодельные куклы были не такими красивыми и изящными, как магазинные, но зато мастерились они от души. И артисты играли от души. На сказочные представления обычно собиралась вся школа. Да и вся работа напоминала какую-то чудесную волшебную сказку. И продолжалась эта сказка целых четыре года, почти весь период учебы в институте. Влюблённость в свою будущую работу получила конкретный выход, из заоблачной мечты превращалась в реальность.

А ещё была влюбленность в преподавателей. Многие из них своею яркой индивидуальностью запомнились на всю жизнь.

Историю древнего мира читал А. Райков. Всего год работал он с нами, был нашим куратором, из вчерашних городских и сельских школьников создал дружный коллектив. Кстати, после него нам кураторов больше не назначали, так как хорошо работала комсомольская организация. Это он, только что вернувшийся из аспирантуры, разучивал с нами студенческие песни, ходил на каток и на лыжные прогулки, возил в Ивановские музеи, бывал на всех студенческих вечерах. Веселый, энергичный, живой, он горел сам на работе и нас умел зажечь. Это с ним мы впервые встречали Новый год в лесу под ёлкой, с ним работали агитаторами в период выборов, с ним отпрашивались с занятий, чтобы посмотреть на весенний ледоход.

Историю средних веков преподавал ректор В.Ф. Грачев, историю СССР - А.Я. Киперман, декан, секретарь партбюро и А.Г. Титов - заведующий кафедрой истории.

Сколько книг мы перечитали - научных, научно-публицистических, художественных; сколько исторических документов, рукописей, воспоминаний. Увлекала работа в только что оформлявшемся краеведческом музее, в городском архиве. Меня, например, очень интересовал вопрос о развитии народного образования в нашем городе. Увлекала нас и литература, но почему-то меньше, чем история. Запомнились лекции Г.М. Сухарева (русская литература), Л.М. Вольпе (зарубежная литература), Л.П. Жак (устное народное творчество). Литературу ещё со школы мы знали лучше, чем историю, поэтому и уделяли ей меньше времени и внимания.

А вот из лингвистов нас с первого учебного дня поразила Ворошилова Татьяна Сергеевна. Человек исключительно эрудированный, увлечённый, влюблённый в свой предмет, она умела увлечь, зажечь аудиторию. Наши не всегда правильные ответы, орфографические ошибки воспринимались как личная обида, неуважение и к ней лично, и ко всему русскому языку. Зато как она расцветала, если задание было выполнено верно! В школе (что греха таить!) русский язык воспринимался как скучный свод правил по орфографии и пунктуации. И лишь в студенческие годы мы увидели Его Величество Русский Язык во всей его красе. И сделала это Татьяна Сергеевна, хрупкая на вид женщина, но горящая великой любовью к родному языку. А летом она вывозила нас в деревню, в диалектологические экспедиции. Это называлось "в поход, за словом", когда мы беседовали, выспрашивали, выпытывали в поисках нового интересного, ещё не известного многим словечка.

Неизгладимое впечатление оставили ежегодные осенние поездки на "картошку". Нас вывозили в Южский район, отправляли обычно по воде, на барже. Плыли долго, до вечера. Хорошо, если на пристани нас встречала колхозная подвода. Укладывали пожитки, а сами шли несколько километров пешком. К месту работы добирались в полной темноте, валясь с ног от усталости и засыпая на ходу. Быстро размещались по домам. Жили коммунами по 6-7 человек. Колхоз выделял молоко, картошку, хозяйки пекли хлеб. Остальное - своё. По дороге с поля обычно заходили в ближайший лесок за грибами. Не голодали. Утром - чугун вареной картошки. На обед молочный или грибной суп. Вечером - картошка, грибы, молоко. Хорошо, если работали не по часам от и до, а получали норму. Вот тогда работа закипала! Оставалось свободное время, чтобы побродить по окрестностям, погулять в лесу, полюбоваться осенней природой. В дождливую погоду, когда на поле было не выбраться, собирались в клубе. Пели, читали стихи, устраивали диспуты. Не помню, чтобы хотя бы раз приезжала кинопередвижка. А вот сами мы нередко выступали с концертами. И тогда в клуб собирались и стар и мал.

Однажды в выходной мы как-то добрались до Холуя. В музее тоже был выходной, но нам его открыли, показывали и рассказывали. Не меньше трёх-четырех часов мы там пробыли, застыв от восхищения. А вот полюбоваться церковной росписью не удалось. Увидев развесёлых посетительниц, простоволосых, в спортивных костюмах, богомольные старушки встали на защиту своей святыни, дружно нас обругали и в храм не пустили.

Началось освоение целинных земель. Нашему курсу тоже удалось там побывать. Но в Казахстане нам не понравилось, так как не было должной организации, даже работы в летний период было мало, зерно еще не созрело, а нас отправили в июне, сократив до минимума сессию. Студенты - люди веселые, скучать нам не приходилось, даже когда сидели без дела.

Вот всё это вместе взятое и даёт возможность сказать, что студенческая пора - самая светлая, самая радостная, самая беззаботная и самая счастливая в жизни каждого человека. Мы успевали и заниматься, и работать, и отдыхать, и читать в свое удовольствие. Не было главного похитителя свободного времени - телевизора.

Пять студенческих лет пролетели незаметно. В 1961 г. нам вручили дипломы учителей русского языка, литературы и истории. Меня оставили в институте при кафедре русского языка и литературы. Названия кафедры менялось, но место работы осталось неизменным, постоянным до ухода на пенсию. Правда я три первых года работала одновременно и в школе (школа-интернат № 2). Во-первых, было трудно расстаться с мечтой быть школьным учителем. Во-вторых, для работы в вузе был обязателен школьный стаж. Вначале работа в институте показалась не такой интересной, как в школе, в классе. Там тебе на встречу открыты живые блестящие глаза, а здесь во время лекции видишь одни склоненные головы. Пишут, пишут, пишут… Интересно ли? О чём они думают? Ответы на эти и многие другие вопросы пришли позднее, когда начались практические и семинарские занятия. По примеру Т.С. Ворошиловой старалась чётко разделять на 3 группы, на 3 части учебный материал. Первую - надо знать обязательно, в любое время дня и ночи, это надо для работы в школе, этого требует учебная программа. Знать чётко, на зубок. Вторая - дополнительные сведения о языке, ответы на многочисленные детские "почему? ". Это сверх программы, но без этого русский язык не вызовет интереса, останется сухим сводом правил. Это - материал к внеклассным занятиям, викторинам, олимпиадам и пр. Третья - сведения, расширяющие общий кругозор, то, что необходимо любому культурному образованному человеку. Такое деление значительно облегчает процесс запоминания и в то же время вызывает интерес к изучению предмета, к поискам дополнительных сведений, чтобы позднее передать их детям.

Сразу же должна сказать, что мне всегда везло со студентами. Они активно включались и в повседневную трудную работу, и в поиски дополнительного материала, и во внеклассную работу в школе, часто руководили кружками русского языка. Среди моих учеников были В.В. Гадалова, И.Ю. Добродеева, И.Н. Мотыгина, И.А. Овчинина, Т.С. Петрова, сестры Прохоровы и многие-многие другие. Я вовсе не хочу сказать, что в их становлении есть какая-то моя личная заслуга. Это просто гордость, обычная гордость обычного учителя за своих учеников.

В 60-70 -е гг. институт принимал активное участие в работе АПН СССР. В то время школы переходили на новые программы, новые учебники. Учителя города и района, да и студенты тоже, активно включались в экспериментальную работу. Нам присылались отдельные задания, вопросники, контрольные работы. Ежегодно нас собирали для подведения итогов, и надо сказать, что авторы учебников прислушивались к замечаниям и рекомендациям с мест.

В институте было всего два факультета: физико-математический и филологический (бывший историко-филологический). Два учебных корпуса. Коллектив преподавателей и сотрудников - около 40 человек. Но как дружно мы жили! Вместе организовывали чаепития по праздникам, вместе отмечали дни рождения, вместе ходили в кинотеатр "Родина", обычно снимался целый зал (и студенты с нами), вместе организовывали экскурсии по городу, району, области, различные поездки и походы. Летом регулярно выезжали за грибами и ягодами, в однодневный дом отдыха (чаще в "Клещевку"), даже по Волге на теплоходе путешествовали вместе. А сколько спектаклей и концертов в Ивановских театрах удалось посмотреть. Туда часто приезжали на гастроли труппы из Москвы, Ленинграда, Перми и пр. И институт всегда заказывал билеты, снимал автобус, а то и два. Всё это было прекрасным отдыхом.

А потом институт стал расширяться, расти. Построили новый учебный корпус. Выросло количество факультетов, кафедр, число преподавателей и сотрудников. Это уже иная история.

Несколько слов о себе. Сдала кандидатские экзамены, готовилась к защите диссертации. Но эта мечта не осуществилась. Произошел несчастный случай, я разбилась, перенесла сотрясение мозга. Врачи вообще запретили педагогическую работу. Но институт я не оставила, лишь какое-то время работала на полставки.

А потом понемножку втянулась в работу и учебную, и научную, и общественную. Несколько лет избиралась членом партийного бюро. Из-за перенесенного инсульта в 1992 г. вышла на пенсию.

В это время у меня появилась внучка. А вместе с ней и её многочисленные подружки. Пришлось вспомнить бывшую пионерскую практику, но уже не в качестве пионервожатой, а в качестве бабушки. И снова вечера, утренники, спектакли, кукольный театр, "мастерская Деда Мороза" и пр., и пр., и пр. Так что, "на старости я сызнова живу".

Воспоминания записаны Татьяной Сергеевной Петровой
со слов Лидии Ивановны Малышевой.

Сведения об авторе:

Малышева (Шахова) Лидия Ивановна (29.08.1937-01.04.2023) родилась в г. Шуе Ивановской области. В 1961 году закончила с отличием Шуйский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет, получив квалификацию «учитель русского языка, литературы и истории средней школы». По окончании вуза была оставлена преподавателем при кафедре русского языка и литературы. Первые три года совмещала преподавание в институте с работой в школе-интернате № 2.

Работа в ШГПИ:

1961-1965 - ассистент кафедры языков и литературы (кафедры русского языка),

1965-1978 - старший преподаватель кафедры русского языка и литературы,

1978-1992 - старший преподаватель кафедры методики начального обучения (кафедры методики русского языка и математики начальных классов).

Преподавала старославянский язык, методику обучения русскому языку, современный русский язык, руководила педагогической практикой, подготовкой курсовых работ.

По заданию АПН СССР (сектор русского языка) участвовала в экспериментальной проверке эффективности школьных учебников по русскому языку, ежегодно выступала с обобщением результатов на конференциях в Москве, в том числе в НИИ содержания и методов обучения.

Награждена грамотами ГК КПСС, Министерства просвещения СССР, медалью «Ветеран труда».

Семья: муж, два сына.