Феликс Генрихович Жарский. Зав. кафедрой литературы, доцент 1971-1998

Слово о коллеге и друге

Жарский Феликс Генрихович (16.05.1930-23.01.2017) родился в г. Саратове в семье журналистов. Его отец, Генрих Казимирович Жарский, в середине 1920 -х годов эмигрировал из Польши в СССР, искренне желая принять участие в строительстве социалистического государства. Мать, Екатерина Васильевна Семёнова, родилась в семье бедного крестьянина, окончила Московский государственный институт журналистики, где и встретилась с Генрихом Казимировичем, ставшим её мужем. В январе 1937 года по ложному обвинению в антисоветской деятельности отец Феликса Генриховича, которому к тому времени исполнилось 7 лет, был арестован и осенью того же года расстрелян.

Война застала его вместе с матерью в Белоруссии. Ужасы оккупации, постоянный страх за свою жизнь, необходимость менять место проживания, перебираться из одной деревни в другую - всё это не сломило Феликса Генриховича, не убило в нём жизнелюбия, любознательности, желания учиться, стремления осмысливать происходящее. Недетские страдания научили его различать настоящее и фальшивое, отделять подлинные трудности от мелочей. Поэтому не помню, чтобы Феликс Генрихович ныл, сетовал на судьбу, жаловался на нездоровье. Напротив, в любой ситуации старался видеть то, что помогает двигаться дальше. Когда, будучи в командировке, неудачно упал и сломал ребро, не позволял себя жалеть. «Ничего страшного не произошло. Да, упал. Ну и что? Зато я могу лежать, сколько хочу, читать книги, какие хочу, общаться со своим близкими», - говорил он неспешно, со своей неповторимой интонацией, окрашенной тёплой улыбкой.

В 1950 году, уже в селе Исаклы Куйбышевской области, в 20 -летнем возрасте Феликс Генрихович окончил школу - до войны он проучился лишь 3 года. По воспоминаниям, Андрея Феликсовича Жарского, Феликс Генрихович с благодарностью и уважением вспоминал учителей и одноклассников говоря о том, что «за свои школьные годы ни разу не встретил учеников-бездельников, лодырей, хулиганов, срывающих уроки» (Жарский А.Ф. О моем отце // История в подробностях. 2014. № 12. С. 62). В 1952 году окончил Сызранский государственный учительский институт, отделение русского языка и литературы, получил квалификацию «учитель русского языка и литературы 5-7 классов средней школы». Затем в 1959 году окончил Куйбышевский государственный педагогический институт им. В. В. Куйбышева, факультет русского языка и литературы, получив уже высшее образование с присвоением квалификации «учитель русского языка и литературы 5-10 классов средней школы». Служил в армии. В Шуйском государственном педагогическом институте (впоследствии университете) работал с 1971 года по 1998 год. С 1977 по 1988 годы руководил кафедрой литературы, которую стремился сформировать как союз единомышленников. Это было золотое время кафедры, на которую он пригласил Е.А. Александрову, Д.Н. Медриша, А.Л. Киселёва, которые во многом способствовали созданию научной и нравственной атмосферы. Мы не спешили после лекций домой, обсуждали профессиональные проблемы, обменивались мнениями о литературных произведениях, о новых кинофильмах. Вместе с А.Л. Киселёвым Феликс Генрихович создал дискуссионный клуб «Свободная трибуна», на заседания которого приходили многочисленные жители города, принимал самое активное участие во встречах любителей творчества Бальмонта, которые тогда были живыми, искренними, лишёнными какого-либо формализма. Мало кто помнит и знает, что Феликс Генрихович Жарский, человек православный, был одним из инициаторов движения за передачу Воскресенского собора Русской православной церкви, с Анатолием Леонидовичем Киселёвым и Ангелиной Николаевной Зиминой ездил в Иваново к архимандриту Амвросию, что вызвало серьёзную обеспокоенность обкома КПСС и руководства университета.

Неоднократно убеждалась в том, что в семье Феликса Генриховича ценили дружбу и сам он был настоящим другом. Когда мне потребовался творческий отпуск, именно Феликс Генрихович первым вызвался вместо меня прочитать часть лекций по истории русской литературы XIX века (1870-1890-е гг.), чтобы не создавать проблем кафедре, а вместе с ним Елена Юрьевна Фаркова и Антонина Александровна Сизова спасли положение.

Во многом характеризует Феликса Генриховича то, что он неустанно чему-то учился. Будучи заведующим кафедрой, закончил Всесоюзный заочный народный университет им. Н. К. Крупской. Увлечённо занимался лозоплетением, выжиганием по дереву, фотографированием. С фотоаппаратом объездил на велосипеде всю Шую и её окрестности. Когда появился участок в коллективном саду, с энтузиазмом занимался посадками ягодных кустов и фруктовых деревьев, с удовольствием приглашая нас, коллег, отдохнуть на свежем воздухе.

Закончив работу в университете, Феликс Генрихович не превратился в скучающего пенсионера. Он продолжал сотрудничать с газетой «Шуйские известия», подготовил и отредактировал два издания книги «58 статья», в которую вошли воспоминания жертв политических репрессий. Этой книге он отдал много душевных сил, каждый раз вместе с авторами воспоминаний испытывая сердечную боль. И как пишет Андрей Феликсович, он «никогда не считал свою участь исключительной, отдельной, он всегда подчёркивал свою слитность с людьми, народами и страной в целом» (История в подробностях. 2014. № 12. С. 55).

Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне дружбу с замечательным человеком, интеллигентным, отзывчивым. Едва ли не вся кафедра постоянно «крутилась» в гостеприимном доме Жарских, где заботливая, образованная, деликатная Александра Ильинична угощала нас чем-нибудь очень вкусным. Мысленно вижу, как на своём 80 -летии красиво, изящно, легко двигаясь, вместе с любимой Александрой Ильиничной кружится в вальсе…

Внимание к коллегам, любовь к ним и к своей профессии ощущается в воспоминаниях Феликса Генриховича о кафедре. Надеюсь, читатель узнает много нового, на кого-то, возможно, они окажут благотворное влияние.

Доктор филологических наук, профессор
Ирина Алексеевна Овчинина

ФЕЛИКС ГЕНРИХОВИЧ ЖАРСКИЙ:
ГОДЫ РАБОТЫ В ШУЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ
(ВОСПОМИНАНИЯ)

В Шуйском пединституте я работал с октября 1971 года. Приехал сюда в трудное для вуза время. Год назад он попал в список подлежащих ликвидации небольших педагогических институтов, расположенных в городах областного подчинения. В 1970 году вуз уже не проводил набора на 1 -й курс. Такая же история случилась с институтом, где я уже проработал шесть лет после аспирантуры и теперь вынужден был, как и мои коллеги, искать новое место работы. О ШГПИ узнал из газетных объявлений, о конкурсе на специалиста моего профиля. Оказывается, Шуйский пединститут все же не был ликвидирован. За его сохранение энергично хлопотали городские и областные власти. Выполнение приказа о закрытии было остановлено, но четыре года у нас не хватало по одному курсу. К тому же факультет, как и вуз в целом, не имел заочного отделения. Эти обстоятельства были причиной непомерного расширения учебных поручений преподавателей литературы. Ведь нас, литераторов, оказалось на факультете всего трое (в составе кафедры русского языка и литературы, которой заведовала Людмила Васильевна Суханова, мне же было поручено руководить на общественных началах секцией литературы): Наталья Павловна Кубарева, приехавшая в Шую немногим раньше меня, ветеран кафедры Геннадий Михайлович Сухарев и я. Мне, например, помимо своей специальности - русская литература XX века и советская литература - пришлось осваивать курсы теории литературы, методики литературы, ряд спецкурсов и спецсеминаров. Такой же характер имела нагрузка моих коллег. Однако мы жили надеждами на возрождение и дальнейшее развитие факультета и вуза, были молоды и полны душевных и физических сил, много времени отдавали общественной работе, были кураторами студенческих групп, навещали студентов в общежитии, где выступали с лекциями или просто беседовали на жизненные темы. К слову сказать, студенты того стоили. Они были инициативны и энергичны, заинтересованы в знаниях, горячо отзывались на наши предложения и поручения, во многих случаях сами выступали с интересными предложениями. Общение с ними приносило радость и удовлетворение. Помню, как горячо проходило, например, обсуждение кинофильма «Романс о влюбленных», как увлеченно отстаивал Саша Данилов (ныне доцент кафедры педагогики ШГПУ) свое мнение об этом фильме.

На факультете под многолетним руководством декана Михаила Ивановича Литвинова царила деловая и творческая, вполне доброжелательная атмосфера. Во всех делах мы находили понимание и поддержку у ректора института Корнея Трофимовича Бельского, сменившего его вскоре незабвенного Павла Федоровича Целищева, проректора Галины Ивановны Петровичевой. Учились студенты тех лет очень старательно. Не помню случая отказа студента от выступления на практических и семинарских занятиях. Существовало творческое единство и взаимодействие с преподавателями русского языка. Л.В. Суханова, Л.И. Малышева, В.Д. Пятницкий никогда не отказывали нам в помощи. Да и дорого было простое дружеское общение с ними, лучше знающими студентов, особенности вуза и города, в котором нам привелось жить. Не говорю уже о беседах на научные и общекультурные темы. Интенсивно шла научная работа. Меня очень трогала любовь Геннадия Михайловича к К.Д. Бальмонту. Одно время он даже снимал комнату во дворе дома Бальмонтов на улице Садовой. Я навестил его несколько раз и видел, как ему нравится там, в помещении без удобств, но на краю обрыва к Тезе, напоминающему к тому же и пейзаж из известного романа Гончарова. Презрев недиссертабельность своего труда о поэте-эмигранте, творчество которого находилось фактически под запретом, он настойчиво исследовал его и сумел опубликовать статью о прозе любимого поэта в сборнике научных статей Ярославского пединститута. Мне очень понравилась Шуя, ее зеленый наряд - лесное окружение, река Теза, люди города - отзывчивые, благожелательные. Как-то грело, знание того, что здесь в годы войны жил некоторое время, учась на офицерских курсах, герой моего исследования - писатель Эм. Казакевич. Я продолжал исследование его творчества и публикацию статей о нем в сборниках научных работ различных вузов Поволжья. Воображение рисовало молодого писателя марширующим в колонне воинов, запевающим по команде строевую песню.

Поначалу было немного не по себе без прежних друзей, без родных, оказавшихся за тысячу километров. Однако нашлись люди, ставшие очень скоро нашими близкими друзьями. Видя наше одиночество, пригласили к себе на первый же праздник, рассказали о себе, о друзьях, городе. С тех пор мы стали встречаться и дружить семьями. Такими людьми оказались преподаватели физкультуры, на редкость интеллигентные и порядочные, их жены и дети. Марк Сергеевич Черноперов, Валериан Александрович Воронин, Борис Сергеевич Рунцов. Мы бесконечно благодарны им, их прекрасным женам и детям. Нас связывает общая любовь к литературе и искусству, всегда есть о чем поговорить при встрече. Очень тяжело пережили мы кончину Марка Сергеевича. Конечно, круг друзей со временем расширился, но верность первым сохраняем до конца.

Это были очень светлые и радостные годы моей жизни в Шуе, где я живу уже более тридцати лет - дольше, чем где-либо до приезда сюда. Выпускники тех лет успешно работают в школах нашего города и района, других областей, в органах образования, в милиции, органах управления. Встречи с ними сейчас очень приятны. Видишь их солидных, уверенных, благополучных, успешно работающих на различных должностях, и забываешь о своем возрасте, возвращаешься душою в то доброе время. Многие работают в своей альма матер.

Прошло время. Факультет стал работать в составе четырех курсов.

Несколько спало напряжение. Секция литературы пополнилась четвертым членом. Из целевой аспирантуры вернулась, защитив кандидатскую диссертацию, прекрасный специалист по методике преподавания литературы Татьяна Сергеевна Веселова. К сожалению, после отработки у нас положенного обязательного срока, она приняла приглашение кафедры литературы Владимирского пединститута и с тех пор работает там. А мы пригласили окончившую с отличием Владимирский пединститут учительницу школы. № 1 Ирину Григорьевну Дубровскую, ныне доцента, специалиста по детской литературе, унаследовавшую большую любовь к профессии филолога от отца - многолетнего редактора Шуйской газеты Г.А. Бородина.

В 1975 году была приглашена на кафедру кандидат филологических наук, превосходный специалист по устному народному творчеству Евдокия Александровна Александрова, проработавшая у нас до ухода на пенсию в 1985 году. Прекрасный человек и педагог, она стала родной - нам всем, советчиком и в жизненных, и в научных, и в педагогических проблемах. Студенты ее очень любили за понимание и доброе к ним отношение, за трепетное отношение к художественному слову. Читая на занятиях Пушкина, она могла всплакнуть от силы душевного переживания, и студенты понимали ее состояние и разделяли его. Будучи совершенной бессеребренницей, она на свои деньги свозила студентов на экскурсию в Суздаль, на фольклорной практике подкармливала их, а в конце ее устраивала праздник для деревенских певцов, с угощением и подарками каждому. Конечно, и певцы, и певуньи приносили к столу от щедрот своих, и огурчиков, и капустки. Прощание было трогательным, с песнями от души. Успевай только записывать. Несколько раз она за свой счет привозила в институт на итоговую конференцию по фольклорной практике прославленную палехскую исполнительницу Александру Афанасьевну Веселову. Каждый раз преподнося ей подарок. Шло это от ее большой любви к людям и народному слову, которому она так радовалась и хотела, чтобы эту радость почувствовали и другие.

В 1977 году на кафедру приехала из целевой аспирантуры Куйбышевского пединститута, успешно ее закончив и вскоре защитив кандидатскую диссертацию, Ирина Алексеевна Овчинина, получившая красный диплом филфака ШГПИ в 1970 году (два года назад она защитила в Москве докторскую диссертацию о творчестве А.Н. Островского, ныне профессор кафедры культурологии, авторитетный островсковед, автор многих трудов о драматурге, опубликованных в солидных центральных издательствах). Она безмерно преданная литературе и науке о ней внесла существенный вклад в научную работу кафедры, в научную работу студентов. Человек острого ума, изящного артистизма и художественного вкуса, обладающая красивым голосом и музыкальным чувством, она подняла эмоциональный градус жизни кафедры, сделала ее более сплоченной и веселой. Стало больше шуток и юмора, дружеских вечеров, студенческих концертов. Она организовывала ряд интересных выступлений, например, несколько вечеров романса в институте и музее, о которых помнят многие.

Счастливыми для кафедры были годы работы с нами Давида Наумовича Медриша (1978-1980) и Анатолия Леонидовича Киселева (1986-1990). Оба они готовились к защите докторских диссертаций, являются авторами монографий, энциклопедически образованными специалистами. К сожалению, по личным причинам они вынуждены были покинуть Шую. Вскоре после отъезда Давид Наумович защитил докторскую диссертацию о фольклорных традициях в литературе. Анатолий Леонидович опубликовал несколько серьезных исследований о творчестве М. Пришвина, защите же докторской помешала болезнь. Меня связывает с этими людьми давняя дружба, которой я горжусь. У нас схожие судьбы, взгляды, одна научная школа. А.Л. Киселев был моим оппонентом на защите кандидатской диссертации в 1969 году. Непродолжительное пребывание на кафедре этих замечательных ученых способствовало дальнейшей активизации научной, учебной и воспитательной деятельности кафедры, более тесному сплочению ее коллектива. Давид Наумович увлек всех изучением фольклорных традиций в индивидуальной теме каждого члена кафедры, определив, таким образом, единую кафедральную тему. Он же стал редактором сборника статей и добился его публикации. Анатолий Леонидович продолжил традицию, способствуя участию членов кафедры в межвузовских научных конференциях и межвузовских сборниках. При них активизировалась культурно-краеведческая работа, например, экскурсии в театры и музеи ближайших культурных центров, в том числе и Москвы, не говоря уже о Палехе, Суздале, Плесе... В начале перестройки Анатолий Леонидович возглавил в институте «Дискуссионный клуб», где обсуждались актуальные проблемы жизни города и страны. Это было время выхода интереснейших книг так называемой «сверхлитературы» (термин А. Адамовича), и кафедра стала инициатором их обсуждения, участвуя в этом всем составом. Были обсуждены роман Ч. Айтматова «Плаха», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая...» А. Приставкина, «Печальный детектив» В. Астафьева и др. Нужно было видеть глаза людей, собравшихся на обсуждение со всего города - учителей и учащихся школ, а часто и вовсе незнакомых людей, далеких от литературных профессий. Никого из выступавших не готовили заранее, как это практиковалось в прежние времена. Интерес был неподдельный, он возникал из самого характера книг и наступившего времени.

Анатолий Леонидович - человек искрящегося юмора, доброй улыбки, романтической души. Он сразу влюбился в Шую, восхищался нашей колокольней, шуйскими двориками, неповторяющимися узорами деревянной резьбы ее домов. После занятий мы часто всей кафедрой совершали прогулки по улицам города и говорили... О чем только ни говорили! О недавно прочитанной книге или статье, о новинках театра и кино, вспоминали наших вузовских учителей, аспирантуру Куйбышевского пединститута, воспитанниками которой были трое из нас. Анатолий Леонидович был инициатором большого концерта в пользу общества «Мемориал», участниками которого стали студенты, члены кафедры, интеллигенты города. Пришло очень много людей, и концерт прошел с большим подъемом, Мне привелось здесь прочесть финал поэмы Маяковского «Про это», на мой взгляд самое выдающееся произведение лирики XX века, где сильнее всего выражена мечта поэта о будущем, когда все будут счастливы и прежде всего в любви.

В конце семидесятых и в восьмидесятых годах в связи с расширением факультета, образованием заочного отделения, численный состав кафедры литературы достигал максимума. Одно время она состояла из 10 человек. На кафедру пришла кандидат наук Елена Юрьевна Фаркова, окончившая аспирантуру Ленинградского университета - человек исключительного трудолюбия и целеустремленности в научной и преподавательской работе. Принята Антонина Александровна Сизова - учитель с большим школьным опытом. Состав кафедры пополнили Альбина Борисовна Ланцова, Ирина Ивановна Матвеева - обе выпускницы нашего факультета - успешно прошедшие московскую аспирантуру и ставшие кандидатами наук. С начала 90 -х работает на кафедре доцент Вера Витальевна Шапошникова - человек обостренного чувства правды в искусстве и жизни, долга преподавателя и ученого. Официально секция литературы стала кафедрой в конце семидесятых годов. Мне привелось руководить ею в течение двух сроков с 1977 по 1988. О своих коллегах по кафедре могу сказать только самые хорошие слова. Безмерно благодарен им за дружбу, понимание, постоянную поддержку. Общение с ними было и остается самой большой радостью в моей жизни. Считаю, что мне крупно повезло дружбой с ними. Всегда считал, что коллектив интеллигентов - педагогов и ученых - может достигать максимума в работе при условии, если отношения его членов складываются на основе личной дружбы. Думается, что в моей жизни этот принцип полностью оправдал себя.

Не могу не сказать самых добрых слов о многолетней заведующей кабинетом литературы Валентине Михайловне Дружиловой, ныне пенсионерке. Ее любили и глубоко уважали все члены кафедры и все студенты за душевную щедрость, за мгновенный отклик на любую просьбу, веселое дружелюбие, способность всякую трудность облегчить юмором, вместе с тем деловитость и аккуратность. Она всегда добровольно брала на себя больше обязанностей, чем определялось ее должностью, и этим очень выручала всех. Валентина Михайловна была совестью кафедры, при ней как-то неловко было отзываться о ком-нибудь плохо, несправедливо отнестись к студентам, за которых в таком случае она всегда деликатно, но настойчиво заступалась. Мы очень переживали ее случившееся нездоровье. Помню коллективно выпущенную к ее возвращению из больницы юмористическую газету, пародировавшую научный стиль, и как мы были счастливы, слыша, как она смеялась до слез, читая ее. Думаю, что этот смех в какой-то степени помогал ее выздоровлению.

Кабинет литературы в ее пору работал во вторую смену до 9 вечера как читальный зал и был полон студентов, готовящихся к занятиям. Валентина Михайловна не просто выдавала литературу, но исполняла обязанности и библиографа, и консультанта, во многом продолжая и дополняя работу преподавателей. Сама она была очень образованным литератором.

Особое слово хочется сказать о нашей библиотеке. Кому как не литераторам было иметь с ней самое тесное взаимодействие. С благодарностью вспоминаю заведующую Лидию Михайловну Коломенскую, Нину Михайловну Карпычеву, ныне покойных. Светлану Яковлевну Стрельцову, Валентину Павловну Антонову, Людмилу Александровну Бабенко - ныне заведующую. Приятно видеть, что новое поколение библиотекарей, среди которых есть и выпускники филфака, продолжает традиции старших - трепетное отношение к книге, внимание и отзывчивость к тем, кто с ней работает. Особенно тесными наши отношения были во время совместной организации уже упомянутых обсуждений современной литературы. Библиотекари обеспечивали прочтение книг как можно большим кругом лиц, широко извещали о предполагаемом обсуждении.

На протяжении почти тридцатилетней работы в ШГПУ у меня было много общественных поручений. Чаще всего выполнял обязанности ответственного секретаря приемной комиссии, иногда председателя участковой избирательной комиссии или зав. агитпунктом на выборах. Но постоянным поручением имел кураторство студенческим научным обществом. Эта обязанность была нелегкой, ибо на самом деле научная работа все-таки зависит не от формальной организации, а от состояния науки в вузе и от степени подготовленности студентов. Наиболее отчетливо помню самых активных председателей Совета СНО - студентов филологического факультета Софью Квашенникову и Веру Гадалову - ныне проректора нашего вуза. Сами они серьезно занимались научными исследованиями, выступали на каждой научной студенческой конференции, к председательским обязанностям относились серьезно и болезненно переживали неудачи в организации работы Совета.

В восьмидесятые годы мне приходилось несколько раз возить делегацию СНО на областные семинары, проводившиеся Областным Советом по НИРС в молодежном лагере «Березовая роща». На первом же семинаре студентка филфака Марина Шухман выступила с докладом «Любовная частушка города Шуя». Это выступление было самым ярким, вызвало много вопросов. С тех пор шуйскую делегацию принимали в Областном Совете особенно приветливо, считая, что студенческая наука у нас на высоте.

Особое удовлетворение давало мне руководство литературно-творческим кружком, в котором занимались в основном студенты филфака. Наиболее интенсивно работа кружка шла во второй половине семидесятых годов - начале восьмидесятых. Наиболее активно проявляли в кружке Таня Белова, ныне Соломатина - социальный педагог и психолог высшей категории в Гаврилов-Яме Ярославской области, имеющая печатные работы, Вера Горчакова - ныне учительница школы № 8 Устинова, Елена Назолина, Маслова Светлана (ныне Шанаева) учитель Казачинской ср. школы г. Шацка Рязанской области - победитель районного конкурса «Учитель года» в 1997 году, Владимир Семенов, Растопчина Елена, староста кружка Бубнова Любовь. В основном кружковцы писали лирические стихи. Реже прозу. Интересные рассказы приносил почти на каждое собрание Владимир Семенов. А студент факультета физического воспитания Владимир Липатов, автор интересных стихов, принес однажды любопытные отрывки из своего путевого дневника велосипедного путешествия Иваново-Тбилиси. Дневник содержал ценные психологические и социологические наблюдения о людях и обстоятельствах, наблюдаемых в дороге. Отрывки из дневника поместили в стенной газете института, которую я тогда курировал. Кружковцы так сдружились, что из него вышли две супружеские пары.

Особо плодотворные годы в работе со студентами и, прежде всего в научной работе студентов - это время осуществления в стране в течение 1987-1990 -х годов школьной реформы. Были предприняты серьезные шаги по оздоровлению школьной жизни, укрепилось значение и авторитет учителя, он был избавлен от необходимости необоснованно завышать оценки учащимся под нажимом руководства, дети переводились из класса в класс и выпускались из школы с двойками по отдельный предметам. Повысился культ знаний. В отношении учителей и учащихся утверждался гуманизм и приоритет сотрудничества. В концертном зале «Останкино» выступали учителя-новаторы: ленинградский преподаватель литературы Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили - учитель из Грузии. В.Ф. Шаталов - учитель математики из Донбасса. Издавались их книги. Именно в те годы на филологический факультет (полагаю, и на другие факультеты…..) поступали хорошо подготовленные выпускники, сознательно выбравшие учительскую профессию, в том числе, как никогда много юношей. Они не только хорошо учились в институте, но и активно занимались научной работой, на выпуске защищая дипломную работу или отвечая на госэкзамене по спецвопросу. Ирина Алексеевна Овчинина нашла во многих из них участников ее спецсеминаров по творчеству А.Н. Островского и проблемам отечественной драматургии. Помню блестящую работу Василия Буничева о драматургии А. Вампилова, работы Петра Журова, Сергея Козунова, Евгения Сапожникова, Вячеслава Карпова («Рациональное и иррациональное в творчестве И.С. Тургенева»), работу Алексея Критского - ныне аспиранта ШГПУ, Вадима Бочкарева, Владимира Кочеткова - ныне кандидата наук, члена кафедры русского языка ШГПУ. В эту же пору учились, оставив по себе незабываемые впечатления: Наталья Чеснокова - ныне кандидат наук, пребывающая сегодня в докторантуре, Наталья Абрамова - завуч престижной московской школы, кандидат наук; Лариса Паникарова - также работающая в Москве, кандидат наук; Мулина Марина и Остроумова Елена, учителя Шуйской гимназии № 1; Ольга Соколова, недавно занявшая должность заведующей Шуйским районо; Татьяна Бахтина - заведующая детским садом; Екатерина Никитина - библиотекарь научной библиотеки ШГПУ; Морозенко (ныне Туркан-Суринович) Татьяна - учитель школы № 8 и др.

К сожалению, реформа вскоре ушла в песок, школа вернулась к прежней системе, более таких всплесков я не помню, если не считать выпускников спецкласса школы № 9, где преподавали работники нашего вуза В.В. Гадалова, Т.С. Петрова и Л.А. Паникарова по ими же подготовленной программе. Надо сказать, что в эти годы наблюдалось и оживление в институте художественной самодеятельности студентов, инициатива которой исходила снизу, и мы не могли на нее не ответить, принимая участие в студенческой весне, организуя вечера, посвященные писателям, например, вечер памяти В.С. Высоцкого, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Отвечая на интересы студентов, неоднократно проводили в общежитии вечера вопросов и ответов по проблемам литературы и искусства.

Особенное удовлетворение приносила мне работа в конце моей преподавательской карьеры, когда наступило время перестройки, гласности и реформ, когда стало возможным в границах моей специальности изучение творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой, М. Зощенко и М. Булгакова, Е. Замятина и Б. Пильняка, А. Солженицына и других ранее не изучаемых поэтов и писателей, искусственно изъятых прежде из отечественной культуры. Стало возможным отказаться от классового подхода в изучении литературы, неизбежно приводившего к упрощению и поверхностности анализа.

Жизнь не прошла зря. В этом убеждаюсь, когда вспоминаю, например, о нашем выпускнике Валерии Владимировиче Пайкове, ставшем замечательным учителем и завучем Пустошенской средней школы, Надежде Анатольевне Примаковой - учителе 1-й Шуйской гимназии, Светлане Юрьевне Хромовой - завуче Шуйской школы № 2, выпускнице заочного отделения факультета - поэте Татьяне Степановой (Калининой) да и о многих других достойных людях и мастерах своего дела, значиться учителями которых для меня и моих коллег особая честь и гордость. Назвать их всех в короткой статье не представляется возможным.

Мои воспоминания более касаются семидесятых-восьмидесятых годов. 90-е годы еще слишком близки к нам, к тому же и мое участие в жизни кафедры и вуза стали не столь активны. С сентября 1998 года нахожусь на пенсии. Интересуюсь жизнью нынешнего университета со стороны и радуюсь его постоянному развитию и успехам.


Ф. Жарский, доцент, кандидат филологических наук.
2002 г.
Доктор филологических наук, профессор ИвГУ Леонид Николаевич Таганов и Феликс Генрихович Жарский в средней школе № 2 г. Шуи на творческом вечере Л.Н. Таганова «Жить, чтобы сущее понять...» 23.11.2011 г.
Встреча с выпускниками филфака 1983 года. Преподаватели (сидят справа налево):
Феликс Генрихович Жарский, Ирина Григорьевна Дубровская, Наталья Павловна Кубарева, Людмила Васильевна Суханова, Татьяна Сергеевна Петрова, Ирина Алексеевна Овчинина. 2013 год.