ШУЙСКАЯ СТРАНИЦА В БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА М.Т. БАРАНОВА

М.Т. Баранов в ауд. № 211 перед лекцией для студентов-заочников. Июнь 1993 г.

История высшего учебного заведения в городе Шуе Ивановской области связана с именами как талантливых выпускников, так и талантливых педагогов-учёных, трудами, успехами и достижениями которых умножалась слава вуза. В этой истории особое место принадлежит доктору педагогических наук, лауреату Государственной премии СССР и премии имени К.Д. Ушинского, профессору Михаилу Трофимовичу Баранову. В биографии Михаила Трофимовича Баранова Шуйская страница занимает 6 лет, с 1992 года по 1997 год. Именно в это время известный всей стране учёный, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета, работал по совместительству профессором кафедры русского языка историко-филологического факультета Шуйского государственного педагогического института (с декабря 1996 года - университета).

В начале девяностых годов XX века высшие учебные заведения Российской Федерации были поставлены перед выбором стратегических целей своего дальнейшего развития: либо сохранять вид учебного заведения, который имели до распада СССР, либо попытаться решить амбициозную задачу изменения вида образовательного учреждения с института на академию или университет. Такую задачу при поддержке Министерства образования России взялся в те годы решать и коллектив Шуйского государственного педагогического института под руководством ректора Е.С. Гуртового. Изменить статус вуза по виду можно было только при условии соблюдения соответствия целому ряду требований, среди которых главным считалось требование к кадровому обеспечению учебного процесса. Повысить кадровый потенциал вуза, находящегося в российской глубинке, в то время и в тех условиях возможно было только благодаря помощи учёных, обладающих высоким научным авторитетом, известных академическому сообществу всей страны.

По приглашению ректората на разных кафедрах Шуйского вуза в 90-е годы XX века по совместительству работали именно такого уровня учёные: профессор З.А. Рейнус (Ивановский государственный университет), профессор Т.Я. Шпикалова (Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации), профессор Б.Б. Косов (Московский государственный университет), профессор В.Т. Лисовский (Санкт-Петербургский государственный университет), профессор Н.В. Кузьмина (Санкт-Петербургский государственный университет), профессор М.Т. Баранов (Московский педагогический государственный университет) и другие. В сознании специалистов имя каждого из перечисленных учёных ассоциируется с определённой отраслью научного знания и научными трудами, в которых зафиксирован их личный вклад в развитие данной отрасли. Главная их заслуга в развитии научно-педагогического потенциала провинциального вуза заключалась в том, что они принесли на его кафедры дух и традиции научных школ, основателями которых являлись сами. У преподавателей и студентов появилась уникальная возможность осознать себя учеником определённой научной школы, то есть самоидентифицироваться в научной сфере, научиться понимать науку и как процесс, и как результат.

Всех учёных из ведущих российских вузов и научно-исследовательских институтов, работавших в Шуе в 90-годы XX века, объединяли личностные качества каждого из них как исследователя, организатора науки, педагога: «глубокая заинтересованность в разработке определённых научных проблем, высокая мотивация, направленность способностей на актуальные проблемы теории и практики, чувствительность и восприимчивость к новому, способность к генерации идей, критический талант, ясная интеллектуальная позиция, высокие требования к профессиональному мастерству, широта и разносторонность интересов, целеустремлённость, энтузиазм, работоспособность, стремление к коллективному способу работы, высокая коммуникативность, контактность, потребность в передаче своих взглядов и их обсуждении, способность ярко и доступно излагать свои мысли и убеждать, способность заряжать энтузиазмом, терпимость, доброжелательность к ученикам» [3, с. 49-50] и коллегам и т. д. Все эти качества присущи были и профессору М.Т. Баранову, талантливому школьному учителю и вузовскому преподавателю, известному учёному-теоретику и научному руководителю, автору школьных и вузовских программ и учебников.

За время работы профессора М.Т. Баранова на кафедре русского языка Шуйского вуза целый ряд его выпускников разных лет стали учениками известнейшего учёного, защитили под его руководством кандидатские диссертации и в настоящее время являются успешными вузовскими преподавателями или школьными учителями-новаторами: Е.А. Сундарева (1995 год - Система работы над пунктуационными знаками завершения в V и VШ классах), Л.А. Поникарова (1996 год - Слова-символы и методика работы над ними на уроках русского языка и литературы), Н.А. Абрамова (1997 год - Роль и место творческого диктанта в системе работы по орфографии).

М.Т. Баранов со своими учениками, выпускниками филологического факультета ШГПИ разных лет, обучавшимися в 80-ые и 90-ые годы XX века в аспирантуре МПГУ под его научным руководством: Ларисой Александровной Поникаровой (сидит слева), Натальей Анатольевной Абрамовой (стоит), Верой Викторовной Гадаловой (сидит справа). 12 октября 1996 г.

Каждый приезд Михаила Трофимовича на работу в Шую был настоящим праздником для преподавателей, студентов, учителей русского языка и литературы, школьников. На его авторских лекциях по методике орфографии, развития речи, обогащения словарного запаса всегда присутствовали не только студенты, но и преподаватели, учителя и даже учащиеся профильных классов. Известный учёный с интересом посещал открытые уроки учителей русского языка и литературы средней школы № 9 города Шуи, с которой у вуза был договор о научно-методическом сотрудничестве. Л.А. Поникарова, выпускница Шуйского государственного педагогического института, в то время учительница русского языка и литературы этой школы, получила от М.Т. Баранова предложение поступать в аспирантуру при кафедре методики преподавания русского языка МПГУ после посещения им её открытого урока по русскому языку в 6 -ом классе. Михаил Трофимович не только дал профессиональный методический анализ урока начинающей школьной учительницы, но и подчеркнул актуальность проводимой ею с учениками работы над словами-символами. Из этой рекомендации впоследствии выросла кандидатская диссертация.

Особое место в преподавательской работе профессора М.Т. Баранова в Шуе занимало научное руководство дипломными работами выпускников историко-филологического факультета. Михаил Трофимович всегда приезжал на защиту выпускных квалификационных работ своих шуйских студентов, выступал с развёрнутым отзывом научного руководителя о каждом выполненном под его научным руководством дипломном сочинении. В архиве кафедры русского языка хранятся дипломные работы студентов профессора М.Т. Баранова: Л.В. Деевой (1995 год - Роль Ф.И. Буслаева в становлении методики преподавания русского языка как науки), Е.В. Абросимовой (1996 год - методическое наследие И.И. Срезневского), Т.В. Берсан (1996 год - Состояние орфографической грамотности учащихся общеобразовательной школы), О.А. Дюжевой (1997 год - Объяснение нового материала как структурный элемент урока русского языка в 5 -ом классе (на примере темы «Имя существительное»), Е.М. Джемилевой (1997 год - Проблема выбора упражнений для формирования учебно-языковых и правописных умений как структурного элемента урока русского языка) и др.

Естественной формой проявления уважения к памяти учителя и учёного, коллеге по кафедре являются дипломные работы студентов историко-филологического факультета, посвящённые изучению методического наследия М.Т. Баранова: 2004 год - Гоглова А.Ю. «Вклад М.Т. Баранова в совершенствование вузовского курса «Методика преподавания русского языка в школе», Железнова Е.Ю. «Теория и методика обогащения словарного запаса в трудах М.Т. Баранова»; 2009 год - Баранова А.А. «Вклад М.Т. Баранова в развитие методики преподавания орфографии».

М.Т. Баранов с коллегами по кафедре русского языка после защиты дипломных работ студентов в ауд. № 209. Сидят слева направо: лаборант кафедры Людмила Сергеевна Бондарева, профессор Михаил Трофимович Баранов, заведующий кафедрой Владимир Николаевич Шапошников. Стоят слева направо: доцент кафедры Вера Викторовна Гадалова, доцент кафедры Елена Александровна Сундарева, лаборант кафедры Ирина Васильевна Кузьменко, доцент кафедры Дания Алтмишбаевна Осильбекова. Июнь 1997 г.

Многие знаковые события в истории Шуйского вуза проходили при поддержке и непосредственном участии М.Т. Баранова. Особенно урожайным на такие события был 1994 год. В этом году на базе Шуйского государственного педагогического института прошли две очень значимые научные конференции.

23-25 марта состоялась Всероссийская конференция «Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения». В конференции приняли участие ведущие специалисты институтов Российской академии образования (Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Института педагогических инноваций, Института общеобразовательной школы, Института коррекционной педагогики, Психологического института), Института общего образования Министерства образования РФ, работники Министерства образования РФ, преподаватели вузов России, а также работники системы повышения квалификации, творчески работающие учителя. В рамках конференции М.Т. Баранов организовал встречу представителей редколлегии журнала «Русский язык в школе» с преподавателями историко-филологического факультета и учителями-словесниками Ивановской области.

2-4 октября 1994 года на Шуйской земле прошла 1 -ая Международная научная конференция «Бальмонт и мировая культура», посвящённая творчеству знаменитого русского поэта К.Д. Бальмонта - уроженца села Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Конференция была очень представительной и по количеству, и по географии, и по научному рангу участников. Профессор М.Т. Баранов не только сам принял активное участие в её проведении, но и пригласил на конференцию преподавателей и аспирантов филологического факультета МПГУ. В секциях конференции выступили с докладами преподаватели Н.А. Николина (Типы и функции новообразований в поэзии К. Бальмонта), Е.Г. Шатова (О перспективах использования поэзии К.Д. Бальмонта на уроках русского языка), аспиранты Л.А. Поникарова (Образ человеческой души в лирике К. Бальмонта), И.Э. Абдрахманова (К.Д. Бальмонт как переводчик поэзии Эдгара По). В ходе работы конференции у М.Т. Баранова родилась идея учебного пособия «Творчество К.Д. Бальмонта на уроках русского языка в школе», проспект которого он предложил для воплощения в жизнь преподавателям кафедры русского языка ШГПИ. К сожалению, данный проект Михаила Трофимовича долго не удавалось реализовать. Активная работа над проектом на кафедре русского языка и методики обучения началась только в 2014 году под руководством кандидата филологических наук, доцента Т.С. Петровой - известного исследователя творческого наследия К.Д. Бальмонта. Проект получил название «На урок с К.Д. Бальмонтом», его разработка осуществлялась в рамках мероприятий, посвящённых 90-летию со дня рождения профессора М.Т. Баранова.

Анализируя события Шуйского периода в биографии известного учёного, нельзя не рассказать о той горячей поддержке, которую оказал Михаил Трофимович ректорату ШГПИ, задумавшему в 1993 году открыть аспирантуру по специальности 13.00.02 - Методика преподавания русского языка (в настоящее время - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык). В архиве вуза хранится заявление М.Т. Баранова на имя ректора Е.С. Гуртового о согласии на научное руководство аспирантами. Аспирантура по данной научной специальности была открыта с одобрения и при непосредственном участии Михаила Трофимовича. Примечательно, что М.А. Адиева (Васильева), одна из учениц 6 -ого класса средней школы № 9 города Шуи, в котором профессор М.Т. Баранов был на открытом уроке в 1993 году, впоследствии успешно закончила эту аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию «Методика работы над явлением авторской пунктуации в старших классах» под научным руководством В.В. Гадаловой, ученицы Михаила Трофимовича. В настоящее время кандидат педагогических наук М.А. Васильева - один из ведущих преподавателей кафедры русского языка и методики обучения, который сначала на школьной скамье, а потом в студенческой аудитории постигал азы научно-методической школы профессора М.Т. Баранова.

М.Т. Баранов на кафедре русского языка подписывает согласие на участие в работе аспирантуры. Слева – лаборант Л.С. Бондарева, справа – доцент В.В. Гадалова. Январь 1996 г.

За шесть лет работы М.Т. Баранова в Шуе произошло множество событий, связанных как с историей страны, так и с историей высшего учебного заведения в провинциальном городе Ивановской области. Все эти события живут в памяти и дороги прежде всего теми человеческими взаимоотношениями и проявлениями, которые их сопровождали. Хочется рассказать об одном таком событии.

Как известно, в начале девяностых годов XX века материально жилось трудно и стране, и её гражданам. У вузов были проблемы с финансированием хозяйственной деятельности, в провинциальных городах - с общественным транспортом: автобусы по части городских маршрутов вообще не ходили или их движение заканчивалось в 20.00. Однажды в один из очередных приездов Михаила Трофимовича возникли трудности с его доставкой к 22.30 на вокзал города Шуи к междугороднему автобусу на Москву: общественный транспорт к этому времени уже прекращал своё движение, вузовский автомобиль был неисправен, идти пешком по тёмному городу не рекомендовалось. Оставался один выход - просить о помощи у состоятельных людей города. В те времена самым успешным местным предпринимателем был господин Хорошенков - владелец многочисленных ларьков и магазинов, новый русский, как тогда принято было говорить. К нему кафедра и обратилась за помощью, мало рассчитывая на успех. Каково же было наше удивление, когда он не только выслушал нас, но и решил лично приехать ровно в 21.30 на собственном автомобиле к общежитию института, чтобы проводить уважаемого профессора. Причём сделал это как-то по-русски широко и уважительно.

Вспоминается, каким чувством радости и душевного подъёма были проникнуты все встречи с Михаилом Трофимовичем во время его приездов в Шую. Прогулки по городу, посещение местного краеведческого музея, поездки на дачу в село Волокобино на реке Люлех, задушевные разговоры у костра, чай за ужином в студенческом общежитии, в котором обычно жил Михаил Трофимович и вахтёрши которого очень любили добродушного профессора из Москвы, - всё воспринималось восторженно, было пропитано удивительной сердечностью и жизнерадостностью.

После смерти жены Михаил Трофимович стал приезжать в Шую с сыном Алёшей - художником. Они много бродили по улицам и переулкам нашего старинного городка, Алексей делал наброски будущих картин. Самую удачную свою Шуйскую работу - «Дом семьи поэта К.Д. Бальмонта на улице Садовой» - сын Михаила Трофимовича подарил краеведческому музею, в настоящее время это литературно-художественный музей К.Д. Бальмонта. Картина хранится в запасниках музея и ежегодно экспонируется в памятные дни поэта. Преподаватели кафедры русского языка и методики обучения особенно благодарны Алексею Михайловичу за его решение после смерти Михаила Трофимовича передать в дар ШГПУ книги из личной методической библиотеки отца, многие из которых имеют дарственные надписи известных учёных-методистов второй половины XX века. Эти книги теперь хранятся на кафедре в мемориальном отделе профессора М.Т. Баранова и используются студентами при написании курсовых, выпускных квалификационных работ, преподавателями - научных статей.

Общеизвестно, что круг профессионального общения профессора М.Т. Баранова был чрезвычайно широк: во многих педагогических вузах необъятного Советского Союза и стран Социалистического содружества работали близкие ему по духу коллеги и ученики. Последователей методической школы талантливого учёного можно встретить в вузах России, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Украины, Польши и т.д. Все они хранят память о Михаиле Трофимовиче Баранове - известном российском учёном, коллеге по научно-педагогической деятельности, друге, учителе, человеке. Живёт память о нём и в Шуе. Неслучайно впервые оценка вклада профессора М.Т. Баранова и его учеников в развитие теории и методики обучения русскому языку в аспекте функционирования научно-педагогической школы была дана во время работы на базе историко-филологического факультета ШГПУ Всероссийской научно-практической конференции «Роль научной школы в методической подготовке учителя-словесника». Конференция состоялась в мае 2004 года по инициативе преподавателей кафедры русского языка и методики обучения Шуйского государственного педагогического университета и была посвящена 80-летию со дня рождения профессора М.Т. Баранова. Обсуждая современные проблемы теории и методики обучения русскому языку, участники конференции (большинство из них - ученики Михаила Трофимовича) в целом ряде докладов предприняли попытку осмыслить научное наследие одной из самых ярких личностей в отечественной методике преподавания русского языка: А.Д. Дейкина (Москва) «Научная школа М.Т. Баранова»; В.В. Гадалова (Шуя) «К вопросу о феномене научной школы профессора М.Т. Баранова»; С.А. Арефьева (Йошкар-Ола) «Обогащение синтаксического строя речи учащихся на основе теории М.Т. Баранова»; Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова (Москва) «Развитие методических идей М.Т. Баранова в новом непрерывном курсе русского языка для 1-9 классов»; Г.М. Кулаева (Оренбург) «О формировании эстетического отношения к языку и речи в трудах М.Т. Баранова»; Е.А. Сундарева (Шуя) «Вклад М.Т. Баранова в создание современной методики обучения пунктуации» и др.

В день 85 -летия со дня рождения учёного, 20 апреля 2009 года, на кафедре русского языка и методики обучения проводился юбилейный круглый стол «Проблемы работы над функциональной грамотностью на уроках русского языка». Предметом обсуждения участников круглого стола была программная статья М.Т. Баранова «От риторики к развитию речи в школах России» [1], опубликованная в 1998 году в журнале «Русский язык в школе». Данная статья - предпоследняя прижизненная публикация известного учёного, в которой он, опираясь на собственный опыт преподавания риторики с 1993 года по 1998 год, размышляет о судьбе русского языка как учебного предмета на рубеже веков. В неудержимом интересе к риторике, в желании превратить её в самостоятельный общеобразовательный предмет М.Т. Баранов увидел повторение ошибок прошлого: опасность перехода к обучению речи без обучения языку и без изучения языка. Величайшим достижением теории и методики обучения русскому языку, по мнению учёного, следует считать появление, разработку и оформление в школьном курсе русского языка раздела «Развитие речи» с тремя направлениями работы: 1) обучение правильности речи; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя; 3) обучение видам речевой деятельности. Участниками круглого стола было отмечено, что «обозначенная М.Т. Барановым в 1998 году опасность перейти на обучение речи без обучения языку и без изучения языка существует и просматривается, с одной стороны, в целом невысоких результатах единого государственного экзамена по русскому языку, с другой стороны, в утрате научного интереса исследователями-методистами к содержанию обучения, обеспечивающему формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Случаи разработки научной проблемы в кандидатских диссертациях последних лет на материале фонетики, морфологии, синтаксиса (пунктуации) единичны» [2, с. 6-7]. В ряде своих научных трудов М.Т. Баранов обращал внимание на то, что предметом обучения и объектом изучения в школе является язык. Чрезмерное доминирование какого-либо подхода в его изучении (компетентностного, текстоориентированного, речеведческого, деятельностного, междисциплинарного и т. п.) всегда опасно потерей чувства меры в реформировании содержания обучения, по поводу чего, не без оснований, и тревожился один из самых ярких учёных-методистов второй половины 20 -ого века профессор М.Т. Баранов в своих последних прижизненных публикациях.

Описание Шуйской страницы в биографии профессора М.Т. Баранова - это благодарность за Науку талантливому педагогу, учёному, замечательному человеку, имя которого уже вписано в историю методики преподавания отечественного языка золотыми буквами его научного наследия.

Литература

  1. Баранов М.Т. От риторики к развитию речи в России / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1998. - № 4. - С. 55-57.
  2. Гадалова В.В. От риторики к функционально грамотной личности / В.В. Гадалова // Проблемы работы над функциональной грамотностью на уроках русского языка. К 85-летию со дня рождения профессора М.Т. Баранова: сборник научных трудов. - Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - С. 6-10.
  3. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) / О.Ю. Грезнева. - М., 2003. - С. 49-52.
Гадалова Вера Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения Шуйского филиала ИвГУ

Текст статьи опубликован в книге: Научно-методическое наследие М.Т. Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного): коллективная монография/ под. науч. ред. А.Д. Дейкиной, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой; сост. Л.Ю. Комиссарова, А.Ю. Гавриленко. - М.: Баласс, 2014. - 176 с. (С. 61-68).

Фото из личного архива В.В. Гадаловой.