Правдов Михаил Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Отличник физической культуры и спорта РФ, Почетный работник физической культуры и спорта Ивановской области.
Родился 3 марта 1963 г. в д. Овсяница Заволжского р-на Ивановской области. Это была небольшая деревня, окруженная лесом и расположенная вблизи маленькой речки Гришаниха, которая впадает в р. Мера (р. Мера впадает в р. Волга). У меня была сестра Лариса, старше на 11 лет, которая вместе с мамой и папой растила и заботилась обо мне все детство. Я был поздним ребенком, на момент моего рождения маме был 41 год, а папе - 50.
Отец был слесарем 6 разряда, работал на швейной фабрике кочегаром, развозил хлеб на лошади по деревням. Каждое лето с отцом мы заготавливали в лесу дрова на зиму. Вручную пилили деревья на выделенных «делянках», стаскивали бревна к месту погрузки, потом на тракторе или машине, а то и на лошади вывозили бревна из леса к дому. В мои обязанности входило распилить эти бревна на поленья, расколоть их и сложить в поленницу. Надо сказать, что сил это уносило немало. При этом необходимо было косить траву, вскапывать огород и сажать картошку, окучивать ее, поливать грядки. Причем для полива, необходимо было сначала наносить воды из колодца (типа «журавль»), который находился в 50-60 м от дома. Так что бытовой физической нагрузкой я был обеспечен вполне прилично, наряду с тренировками в школьных секциях, которые я посещал ежедневно.
Мама работала в магазине продавцом, поваром на фабрике и в школьной столовой. Мои бабушка и дед были очень набожными людьми и строго следили за соблюдением в семье всех норм и правил православия, что сказалось на среде воспитания и формирования нравственных устоев и ценностей нас с сестрой.
Школа, в которой я учился, находилась в полутора километрах от моего дома. Школа располагалась в доме бывшего фабриканта Н.И. Миндовского. Фабрикант Николай Иванович Миндовский (1860-1932 гг.) - личный Почетный Гражданин, член совета Российского Взаимного Страхового союза, директор-распорядитель Товарищества Долматовской мануфактуры бумажных изделий, председатель правления Товарищества Волжской мануфактуры И. Миндовского и И. Бакакина.
Дорога в школу проходила через красивый сосновый бор. Зимой в школу приходилось добираться на лыжах.
Учителем физкультуры у нас был Владимир Петрович Нестеров, выпускник Ленинградского физкультурного техникума. Воспитанный, интеллигентный учитель, прошедший Великую Отечественную войну, он многое сделал для развития физической культуры и спорта в нашей школе, да и в поселке в целом.
При его непосредственном участии в школе работали спортивные секции: по футболу, волейболу, баскетболу, туризму и краеведению, легкой атлетике и гимнастике, которые посещали не только учащиеся, но и молодежь, работавшая в колхозе и на предприятиях поселка. Команды нашей школы по разным видам спорта, в которых я принимал непосредственное участие, многие годы становились победителями и призерами различных районных соревнований. Летом я занимался футболом, волейболом и баскетболом, много плавал, ходил в походы, интересовался топографией и рисованием. Зимой - это лыжные гонки и мой любимый хоккей.
На выбор моей будущей профессии оказал влияние не только учитель физкультуры, но и приехавшие в 1978 году молодые учителя, выпускники педагогических вузов. О том, что в г. Шуе есть педагогический институт и факультет физического воспитания, я узнал от учителя русского языка и литературы Жоховой (Хрящевой) Надежды Павловны и Титовой Марины Владимировны - выпускницы филологического факультета, которая стояла тогда у истоков создания музея о педагогах нашего вуза - участниках Великой Отечественной войны.
После окончания Долматовской школы я в 1980 году поступил учиться в Шуйский государственный педагогический институт им. Д. А. Фурманова на факультет физической культуры. Обучение в вузе закончил в 1984 году. Когда я перешел на третий курс, я встретил свою судьбу. Этой девушкой была первокурсница Люба. Она поступила учиться на физико-математический факультет (хотя собиралась, вначале, на факультет начальных классов…).
Первая наша встреча произошла в гардеробе нашего главного корпуса института. В то время студенты от разных факультетов поочередно выделялись от каждого факультета для дежурства в гардеробе. Вот в один из осенних дней я и дежурил, принимая верхнюю одежду от студентов и, повесив пальто или куртку на вешалку, выдавал номерок. В один из моментов, к стойке гардероба подошла девушка и сказала, чтобы я повесил ее пальто на самую лучшую вешалку. Я ответил, что у нас нет таких вешалок, и они одинаковые для всех посетителей. Разговор на этом был закончен. Но это было лишь началом развития наших отношений. В одну из суббот я собрался ехать домой и ждал автобус в г. Кинешму. На автостанции в Шуе я вдруг увидел эту девушку снова. Дождавшись своего автобуса, я вдруг с удивлением и волнением понял, что она тоже едет этим рейсом. Когда все пассажиры заняли свои места согласно купленным билетам, и я расположился на последнем ряду (такое у меня было место, № пассажирского билета 33), оказалось, что она со своей подругой сидит впереди меня возле задней двери видавшего виды «пазика» (так, любя, звали наши автобусы).
Тут я должен сказать, что произошел особенный случай, который выглядит сегодня своего рода украшением начала наших романтических отношений, да и всей дальнейшей нашей семейной жизни, зародившейся в студенческие годы.
В этот осенний день шел дождь, и надо поблагодарить небо, что нам достался такой автобус и такая погода. У автобуса была дырявая крыша, и в некоторых местах вода протекала на головы пассажирам. Именно на одном из таких мест и оказалась по воле случая подруга Любы, на которую лилась струйка воды, что доставляло ей массу неприятностей. Увидев это, я подошел к Ольге (так звали подругу Любы) и предложил ей пересесть на мое «сухое» место. Она с радостью согласилась, уступив свое. Я, присев к моей спутнице, достал зонт и, раскрыв его, спрятал себя и мою спутницу от дождя, а также от взоров окружающих пассажиров. Так мы и проехали, почти два часа всю дорогу до Кинешмы, не складывая нашего зонта. Тут мы наконец-то познакомились и, разговаривая, понимали, что нам интересно вместе. Вернувшись после выходного дня в институт на учебу, мы стали встречаться.
Пролетела осень, прошла зима и наступила весна. Мы решили пожениться. Но в жизни моей случилось несчастье. У меня в апреле 1983 года утонул отец. Что остановило все наши планы на неопределенный срок.
Своего отца с моей невестой я успел познакомить только по телефону, буквально за месяц до его гибели. Впоследствии моя Люба с большой теплотой вспоминала разговор по телефону с моим отцом. Он как чувствовал и благословил нас. Это наверно и дало нам моральное право не отступать с намеченного пути.
Для того чтобы заработать деньги на свадьбу, было решено ехать работать летом в стройотряд. Мы отправились в далекий для нас пос. Раздор Камызякского района Астраханской области в составе отряда девчонок собирать помидоры. Командиром отряда была назначена Смирнова (Белова) Ольга Анатольевна (студентка физмата), а мне предложено было стать ее заместителем - комиссаром отряда, в который входило 100 девчонок нашего вуза с разных факультетов. Жизнь и работа в стройотряде по уборке томатов требует отдельного рассказа, поэтому я не буду долго задерживаться на этом эпизоде. Одно лишь могу сказать, что я постоянно с утра до ночи, а то и круглые сутки, в составе бригады парней находился на речном пирсе и занимался погрузкой ящиков с помидорами на баржи, которые отправляли по реке Волге в разные города и веси нашего Советского Союза. А Люба работала на полях и собирала помидоры под палящими лучами астраханского солнца. Так что виделись мы крайне редко и мало, что еще больше разжигало наше стремление встретиться хоть на минутку перед отбоем.
Заработав необходимую сумму на свадебные кольца, мы по возвращении подали заявление в ЗАГС в г. Кинешма. Однако сроки, которые были предложены для регистрации, нас не устраивали! И мы подали заявление в Шеломовский сельский совет (д. Шеломово Заволжского района), что расположен в двух километрах от моей деревни Овсяница. После росписи мы возложили цветы к обелиску павшим воинам в годы ВОВ, и пешком с друзьями оправились праздновать свадьбу.
Свадьба наша была 17 сентября 1983 г. А через 18 лет совместной жизни - 14 сентября 2001 г. - мы обвенчались в Суздальском православном храме. Тут необходимо сказать «спасибо» нашему другу Александру Геннадьевичу Писареву - заслуженному учителю, работавшему в школе в пос. Нерль учителем русского языка и литературы. Кроме того, он долгие годы руководил этой школой в качестве директора. А.Г. Писарев - выпускник нашего филологического факультета. Он активно принимал участие в работе приемной комиссии в нашем вузе.
Осенью этого (1983 г.) года в общежитии № 2 (по ул. Кооперативная, д. 22) нам выделили комнату, где мы благополучно начали строить свою семейную студенческую жизнь. Учиться и содержать семью - дело непростое. Конечно, нам помогали родители. Особенно родители моей супруги. Спасибо им за это большое. Но и мы не сидели на месте. Мы устроились работать в нашем же общежитии уборщиками коридоров, туалетов и лестничных пролетов. Вставали рано, часа в 4 утра, чтобы справиться с уборкой на выделенной территории, а это было немало - три этажа. Любой труд у нас тогда был в почете. При этом мы старались учиться так, чтобы получать стипендию. Так что любовь в студенческие годы и создание семьи, на мой взгляд, лишь мобилизует к совершенству.
С августа по ноябрь 1984 года события нашей семейной жизни бурно развивались. 24 сентября 1984 года (через год и одну неделю после свадьбы) у нас родился сын Дима. В октябре этого же года меня пригласили в военкомат г. Заволжска и сказали, что призывают на службу в ряды Вооруженных Сил СССР. Мне тогда был 21 год. На семейном совете решили, что надо идти служить. Теща с тестем сказали «…не волнуйся, иди и служи, мы воспитаем сына». На том и порешили. 2 ноября 1984 года я отправился служить в Советскую Армию. Службу проходил в Прибалтийском военном округе в войсках связи. Сына я видел за время службы два раза. Мне посчастливилось побывать дважды в отпуске. А когда я совсем вернулся домой, он уже был большой.
Но вернемся в то время, когда я, закончив службу, приехал домой. Супруга моя продолжала учиться в вузе на физико-математическом факультете, а я в 1986 г. был принят на должность ассистента кафедры физвоспитания и стал вести занятия со студентами филологического, физико-математического и технологического факультетов. Моими наставниками в то время были преподаватели Александр Иванович Горбунов и Татьяна Владимировна Калинникова. Сегодня многие мои студентки, у которых я вел физическую культуру, трудятся на разных должностях в нашем вузе.
В 1987 году, благодаря усилиям ректора Евгения Степановича Гуртового было построено малосемейное общежитие, в котором нам выделили однокомнатную квартиру. После защиты докторской диссертации, в 2004 году, ректор Е.С. Гуртовой выделил нам уже 3 -х комнатную квартиру.
В 1996 г. мне присвоено ученое звание доцента. В том же году был назначен зав. кафедрой спортивных дисциплин. 2 февраля 2004 г. защитил докторскую диссертацию в РГПУ им. А. И. Герцена (г. С-Петербург) на тему «Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях». В 2006 г. присвоено звание профессора.
Моя профессиональная деятельность тесно связана с научной работой. Опыт работы в качестве инструктора физической культуры в дошкольных учреждениях (более 15 лет) и тренера по ОФП и лыжному спорту в ДЮСШ (5 лет) оказался значительным подспорьем в подготовке и защите кандидатской и докторской диссертаций. В 1996-1997 гг. я участвовал во Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда». Был победителем регионального конкурса и занял 2 место на Всероссийском смотре-конкурсе в номинации «Физическое воспитание детей дошкольного возраста. В финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Юность России» (1996 г.) стал серебряным призером.
В настоящее время являюсь экспертом Всероссийского конкурса проектов ВФСК ГТО общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН), членом жюри Федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования».
Научные исследования являются важнейшей частью моей профессиональной деятельности. С 2010 года руководил и исполнял четыре государственных научных проекта. По результатам исследований опубликовано более 360 научных статей. Постоянно участвую в международных и всероссийских конференциях по теории и методике физической культуры и спорта, биомеханике двигательной деятельности, оздоровительной и адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Являюсь автором-разработчиком методик подготовки спортивного резерва, занятий с пожилыми людьми, детьми дошкольного возраста. Разработана и внедрена в образовательный процесс дошкольных учреждений Ивановской области, а также в детских садах Костромской, Владимирской, Нижегородской областей и г. Тюмени программа для детей дошкольного возраста «Родничок». Подготовлено и опубликовано восемь монографий, три учебных пособия и учебника по теории и методике физического воспитания, разработано более 20 рационализаторских предложений.
Под моим руководством и при непосредственном участии выполнены научные проекты: «Исследование функциональных и адаптивных возможностей участников образовательного процесса» (2006-2009); «Наша новая школа: сохранение и укрепление здоровья детей» (2009-2010); фундаментальное исследование по теме «Исследование инновационного потенциала открытого физкультурно-образовательного пространства вуза»; «Психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы» (2010-2012); «Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста» (2013-2014); «Методика развития координационных способностей на физкультурных занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения, на основе применения игры голбол» (2013-2014); «Разработка современных форм и методов физической активности для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом диапазона допустимых физических нагрузок для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в зависимости от возраста и пола»; «Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» (2006); «Методика занятий адаптивной физической культурой с умственно отсталыми детьми» (2008). Выполнена работа по проектам «Мир движений - океан возможностей», «Двигаюсь и развиваюсь!» Фонда поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Имею опыт международного сотрудничества с учеными из Германии, Болгарии, стран СНГ.
Многие годы я являюсь членом редколлегии научных журналов «Научный поиск: личность, образование, культура», «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки», «Пожарная и аварийная безопасность», «Педагогическое искусство», а также член редколлегии журнала «Инструктор физической культуры в ДОУ».
С 1996 по 2014 год заведовал кафедрой спортивных дисциплин, в настоящее время она называется - кафедра теории и методики физической культуры и спорта. В настоящее время работаю в должности профессора кафедры. Осуществляю научное руководство аспирантами и магистрантами. Под моим руководством более 20 специалистов разных вузов России защитили кандидатские диссертации.
В качестве члена диссертационных советов (Шуя, Белгород, Санкт-Петербург) осуществляю экспертизу кандидатских и докторских диссертаций по специальности 5.8.6. - Оздоровительная и адаптивная физическая культура (13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры).
Являюсь организатором проведения ежегодной национальной научно-практической конференции с международным участием «Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса» (с 2019 по 2024 г.) и ответственным редактором сборника научных статей данной конференции, проводимой кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Шуйского филиала ИвГУ.
Награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации; почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Почетный работник физической культуры и спорта Ивановской области»; знак «Отличник физической культуры и спорта»; медаль «Почетный Лесгафтовец» и серебряная медаль имени Императрицы Марии Федоровны «За социальное служение»; благодарность Олимпийского комитета России за достижения в спортивной науке, Почетные грамоты Департамента образования Ивановской области и комитета Ивановской области по спорту (2006, 2009, 2014, 2019), благодарность Ивановской областной Думы за весомый вклад в развитие и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Ивановской области (2016); почетные грамоты главы г. Иванова за эффективное научное руководство деятельностью муниципальных экспериментальных площадок, главы г. Шуи - за активную работу по внедрению инновационного опыта; общественная медаль «За вклад в развитие образования» за выдающиеся заслуги в номинации «Учитель» (2002), знак «Заслуженный работник Шуйского государственного педагогического университета» (2004), благодарности ректора ФГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» и директора Шуйского филиала Ивановского государственного университета, а также другими дипломами, грамотами и благодарностями.
Моя супруга - Правдова (Борисова) Любовь Викторовна всю свою жизнь посвятила работе в системе дошкольного образования. Прошла путь от воспитателя ДОУ до старшего педагога детского сада, имеет опыт работы в качестве инструктора физической культуры дошкольников. Л.В. Правдова имеет два высших образования (диплом учителя физики и математики (1987 г.), диплом логопеда (1998 г.)). Необходимо отметить, что все педагогические компетенции по указанным направлениям подготовки супруга получила в нашем вузе!
Окончила Шуйский государственный педагогический институт им. Д. А. Фурманова в 1987 г. Постоянно повышает свою квалификацию. В 2022 г. в Ивановском государственном университете прошла профессиональную переподготовку по программе «Специалист по работе с молодежью». Имеет удостоверения о повышении квалификации по программам: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»; «Эффективная реализация внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОО с использованием инструментария МКДО». Имеет высшую квалификационную категорию. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, а также Почетными грамотами и благодарностями Департамента образования Ивановской области, Ивановской областной Думы, отдела образования Администрации и главы г.о. Шуя.
В настоящее время Любовь Викторовна работает в детском саду воспитателем и по совместительству является методистом Национального Института Качества Образования г. Москвы. При ее непосредственном участии в качестве эксперта осуществляется оценка качества образования в дошкольных учреждениях Ивановской области. Любовь Викторовна постоянно находится в поиске новых технологий образования детей, совершенствует систему обучения дошкольников в детском саду и делится опытом с коллегами из других областей. Мы с внучкой оказываем ей посильную помощь в организации и проведении научно-методических семинаров и практикумов.
Наш сын, Правдов Дмитрий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент. Окончил среднюю школу № 9 г. Шуи в 2001 году и поступил в Шуйский государственный педагогический университет на факультет физической культуры (специальность «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Биология»).
В 2006 году окончил его с отличием. В нашем же университете получил степень бакалавра экономики в 2005 г., а в 2019 году освоил программу магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование в Ивановском государственном университете. В период 2007-2008 уч.г. проходил стажировку в Германии в университете Фехта.
В 2009 году принят на должность ассистента на кафедру теоретических основ физического воспитания ШГПУ. С 2010 работал преподавателем, старшим преподавателем и с 2012 в должности доцента. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.04 «Формирование двигательных действий на основе использования упражнений с целевой точностью у детей дошкольного возраста» (руководитель - доктор пед. наук, доктор биол. наук, профессор Игорь Михайлович Козлов). С 2014 года по 2019 работал в должности заведующего кафедрой теории и методики физической культуры и спорта факультета физической культуры Шуйского филиала ИвГУ.
За указанный период выполнял комплекс педагогической нагрузки: чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Осуществлял руководство курсовыми работами по дисциплинам «Теория и методика физической культуры и спорта» и «Методика физического воспитания дошкольников», выпускными квалификационными работами. Преподаваемые дисциплины: «Теория и методика физической культуры и спорта», «Технология спортивно-зрелищных мероприятий», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Подвижные игры».
За время работы на факультете опубликовано более 100 научных работ, в том числе монографии, учебные и методические пособия по проблемам физкультурного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пройдено более 30 краткосрочных обучений на курсах повышения квалификации, а также профессиональная переподготовка. В период с 2009 по 2013 гг. выполнено более восьми Государственных контрактов по выполнению поисковых научно-исследовательских работ в качестве исполнителя и, в том числе, три - в качестве руководителя. Зарекомендовал себя организованным, ответственным и исполнительным преподавателем. За свой труд неоднократно отмечен почетными грамотами и благодарностями.
В настоящее время Дмитрий Михайлович Правдов - к.п.н., доцент кафедры физической культуры, спорта и здорового образа жизни Российского государственного социального университета (г. Москва). Занимается подготовкой будущих бакалавров физической культуры и спорта. Под его руководством защищено две кандидатские диссертации.
Необходимо добавить, что в 2005 году сын женился на выпускнице нашего вуза - Алёне Поварехиной. В те годы она была солисткой группы «Злата Русь».
В 2006 году у нас (в семье сына Дмитрия и невестки Алёны) родилась внучка Ксения. Для нас, тогда молодых бабушки и дедушки, это было настоящим подарком судьбы. Мы были просто счастливы, мне кажется, больше, чем наши дети!
В настоящее время семья Правдовых (Дмитрий, Алёна и Ксения) живёт и работает в Москве.
Правдова Алёна Александровна. Родилась 21 августа 1986 года в семье Александра и Веры Поварехиных, окончила школу № 11 г. Шуи. Мама Алёны - Вера Павловна - окончила Шуйский государственный педагогический институт в 1983 году (на год раньше меня). По окончании вуза Вера Павловна осталась верна своей выбранной профессии, работала воспитателем и старшим педагогом в дошкольном учреждении. Отец Алены - Александр Михайлович - профессиональный водитель. Необходимо отметить, что за его плечами не только тысячи километров дорог по нашей стране, но и фронтовые, горные дороги нелегкой афганской войны. У Алёны есть брат Максим, который так же, как и его сестра, окончил технологический факультет в нашем вузе. Работает Максим в системе МЧС спасателем.
После окончания вуза, с 2009 по 2011 гг., Алёна работала зав. кабинетом издательства «Весть» ГОУ ВПО ШГПУ.
В период с 2011 по 2022 год Алёна работала в Шуйском городском доме культуры.
(МАУК «Шуйский городской социально-культурный комплекс») педагогом по вокалу ансамбля русской песни «Злата Русь», методистом и художественным руководителем.
В 2020 г. Алёна поступила на обучение в Ивановское музыкальное училище, где получила диплом, дающий право работать в системе культуры. Алёна Александровна работает художественным руководителем в Государственном бюджетном учреждении культуры г. Москвы «Объединение культурных и досуговых центров Центрального административного округа» обособленное структурное подразделение Культурный центр «Новослободский» (ГБУК г. Москвы» «ОКЦ ЦАО» ОСП КЦ «Новослободский»).
Ксения Дмитриевна в этом году оканчивает 11-й класс общеобразовательной школы в г. Москве.
Вторая молодость, которая дается семьям в награду - это внуки! Именно благодаря их появлению жизнь преображается. Традиционными для нашей семьи являются путешествия. Вот и мы с внучкой находим время активно заниматься физическими упражнениями. Свою внучку мы всегда приобщали к активному образу жизни с малых лет. На снимках - моменты наших путешествий и увлекательных физкультурно-спортивных мероприятий с моей внучкой и друзьями.
Последние 10 лет мы ежегодно выезжаем на машине отдыхать на Черное море.
Смотрим в будущее с оптимизмом. Надеюсь, что мы с супругой дождемся правнуков и будем продолжать наши семейные традиции.