Корчагины: Галина Петровна и Татьяна Юрьевна

История жизни каждого человека всегда связана с его любимым делом, профессией, которую он выбрал. Я хочу рассказать две жизненные истории, свою и мамину. Так получилось, что они стали частью истории нескольких поколений студентов, преподавателей и сотрудников Шуйского педагогического университета.

Моя мама, Корчагина (Шинкова) Галина Петровна (22.01.1939-10.05.2014), была студенткой нашего института, в конце профессиональной деятельности в течение 8 лет работала в читальном зале библиотеки вуза. Я, Корчагина Татьяна Юрьевна, также училась в институте, в библиотеке работать начала через год после его окончания, работаю в ней и сейчас.

На снимке: Корчагины: Галина Петровна и Татьяна Юрьевна. 1991 г.

Любовь к чтению, к книге, которая объединяла нас с мамой, определила и наши предпочтения в выборе профессии. Мы обе учились на филологическом факультете, и обе в определённый период жизни пришли к выводу, что наше призвание - это библиотечное дело.

За профессиональную жизнь мы сменили не одно рабочее место. Мама имела два диплома об образовании: диплом Шуйского медицинского училища, по которому она работала фельдшером 7 лет; затем был получен диплом нашего педагогического института. Мама закончила филологический факультет с отличием. Надо сказать, поступила в вуз мама в 25 лет, будучи взрослым, зрелым и целеустремлённым человеком.

Мама была талантливой рассказчицей, а я благодарной и внимательной слушательницей. Она любила рассказывать о детстве, о школе и учёбе в институте. Мы много времени проводили за такими беседами. Гуляя по городу, мы встречали маминых преподавателей, она разговаривала с ними, и потом рассказывала мне о них и о своей учёбе.

Итак, Шинкова Галина Петровна училась в институте с 1965 по 1969 годы. Год поступления мамы в институт - это год возвращения из аспирантуры МГПИ Людмилы Васильевны Сухановой. Молодая энергичная учёная сразу завоевала сердца всех, кто с ней общался. Студенты, в их числе и мама, очень любили, ценили и уважали Людмилу Васильевну за тактичность, неизменное чувство юмора, интеллект и безупречное знание предмета. С 1964 по 1967 годы на факультете работал Виктор Петрович Мещеряков. Это был импозантный эрудированный человек. Мама помнит его учёным, обладающим широким кругозором, помнит его яркие интересные лекции.

В 1968 году в вуз приезжает Владимир Дмитриевич Пятницкий. Он приступает к работе старшим преподавателем на кафедре русского языка. По воспоминаниям мамы - это молодой преподаватель, обладающий безупречным знанием русского языка, умеющий скрупулёзно работать над текстом. Все знают, что в правилах современного русского языка есть множество тонкостей и нюансов, исключений и изменений. С приходом Владимира Дмитриевича кафедра обрела учёного, обладающего абсолютными знаниями всех этих тонкостей и нюансов языка. К нему можно было обратиться всегда и по любым сложным языковым вопросам, любые подобные трудности он анализировал и мог объяснить. Владимир Дмитриевич сотрудничал с местной газетой «Знамя коммунизма», затем «Шуйские известия». В ней печатались его статьи по этимологии, трудностям современного русского языка, заметки для рубрики «Говорите по-русски правильно».

Формирование профессиональных качеств будущих учителей-словесников в нашем вузе всегда было доверено прекрасным специалистам, учёным с фундаментальными знаниями. Постоянное самосовершенствование, постоянная работа ума и души. Наверное, не ошибусь, если скажу, что под таким девизом проходит профессиональная деятельность учёных - преподавателей нашего вуза. По крайней мере, на филологическом факультете всегда было так. Татьяна Сергеевна Ворошилова, Любовь Петровна Жак, Геннадий Михайлович Сухарев, Лев Михайлович Вольпе - все эти учёные - профессионалы, труды которых занимают достойное место в российской науке. Михаил Иванович Литвинов был деканом факультета, Павел Фёдорович Целищев в последние годы маминой учёбы становится ректором нашего вуза, мама вспоминала познавательные занятия по психологии Александра Васильевича Полтева. Это далеко не все преподаватели, работавшие на факультете. Люди, которым мама была всегда благодарна за полученные знания, за то, что они научили студентов, не переставая, работать над собой.

Мама рассказывала о своих однокурсниках. Среди них - учителя, всю профессиональную жизнь работавшие в школах и училищах города: Г.С. Рябошапко, В.Л. Белоусов и др.

Однокурсник Алексей Дубровин. По воспоминаниям мамы, это был романтичный талантливый молодой человек. Писал прекрасные стихи. По инициативе и при участии Татьяны Сергеевны Петровой вышли в свет сборники его стихов.

Вспоминала мама и студенток, обучавшихся на младших курсах факультета. Среди них наиболее часто она упоминала Петрову Татьяну Сергеевну, Овчинину Ирину Алексеевну, Добродееву Ирину Юрьевну. Яркие, энергичные, общительные, талантливые, они всегда умели задумать и воплотить в жизнь интересные, оригинальные, нестандартные идеи, проекты, умели зажечь своей энергией студенчество и преподавателей. Надо отметить, что преподаватели всегда откликались на их интересные задумки, были открыты чему-то новому, всегда готовы к нестандартным решениям, всегда готовы поддержать студенческие инициативы.

После окончания вуза мама едет по распределению в Вознесенскую школу Савинского района, где работает в течение 7 лет по специальности. Там она познакомилась со своим будущим мужем, моим папой, Корчагиным Юрием Ивановичем. Он работал в Вознесенской школе учителем физкультуры. Папа приехал туда после окончания Фрунзенского института физкультуры и спорта. В 1970 они поженились. Через год родилась я.

В 1976 году наша семья вернулась в Шую. Мама не смогла устроиться на работу в школу, не было вакансий. Долго размышлять над профессиональной карьерой мама не стала. С детства всё свободное время она посвящала чтению, была читателем всех городских библиотек и даже районной. Маму хорошо знали сотрудники этих библиотек, поэтому, не раздумывая, взяли на имеющееся вакантное место в филиал Центральной библиотеки на Победе. Затем маму пригласили в библиотеку Шуйской швейной фабрики. В конце 80 -х годов, с наступлением экономического кризиса, швейная фабрика стала «сдавать позиции», началось сокращение штата сотрудников. Так судьба привела маму в родной институт. Здесь она работала до окончания трудового пути.

Я всегда мечтала быть похожей на маму, очень гордилась ею. Поэтому с детства видела себя либо библиотекарем, либо учителем. Не изменяя себе, поступила на филологический факультет пединститута.

И вот, воспоминаниями из детства перед моими глазами проходят мамины преподаватели и знакомые мамы по студенческой скамье, тоже ставшие преподавателями. В 1988 году ещё работали в вузе А.В. Полтев, П.Ф. Целищев, М.И. Литвинов. Ирина Юрьевна Добродеева встретила нас деканом факультета. Затем, уже когда я работала в библиотеке, она возглавила вуз, став ректором.

Я вспоминаю начало учёбы, первое, что приходит на память, это лекции и семинары Натальи Павловны Кубаревой и Надежды Петровны Варзиной. Они повторяли, что студентами мы станем, только сдав экзамен по античной литературе и введению в языкознание, а до тех пор мы просто слушатели.

Будучи интеллектуалами, эти преподаватели не могли допустить мысли, что учитель-словесник может не иметь хорошей эрудиции и творческого мышления, творческого подхода к работе. Они неустанно подстёгивали нашу мыслительную деятельность, направляли её, учили нас мыслить логически, абстрактно, образно. Учили правильно и красиво излагать свои мысли.

Новый нестандартный взгляд на литературное произведение у нас сумели сформировать Ирина Алексеевна Овчинина и Татьяна Сергеевна Петрова. Ирина Алексеевна считала, что думающий человек, прочитав художественное произведение, несомненно, будет иметь своё, отличное от всех, мнение о нём. Она учила нас формировать индивидуальный взгляд на литературный материал. Татьяна Сергеевна научила нас глубокому разностороннему анализу текста, умела показать красоту слова, оригинальность образа.

Глубокие, фундаментальные знания по современному русскому языку сумел передать нам Владимир Дмитриевич Пятницкий.

Невозможно забыть интереснейшие занятия по методике преподавания русского языка с Верой Викторовной Гадаловой.

Дипломную выпускную работу я писала под научным руководством Людмилы Васильевны Сухановой. Не смогу выразить словами всю благодарность этому прекрасному человеку.

К сожалению, бывали случаи, когда нашим преподавателям необходимо было проявить максимум терпения, снисходительности и деликатности по отношению к нам, нерадивым студентам. Хочу сказать большое спасибо за тактичность и понимание Ирине Алексеевне Овчининой, Елене Юрьевне Фарковой, Людмиле Васильевне Сухановой.

Все преподаватели, работавшие на факультете, - это учёные-профессионалы. С благодарностью вспоминаю Альбину Борисовну Ланцову, Ларису Петровну Батыреву, Елену Юрьевну Фаркову, Юрия Анатольевича Иванова, Константина Семёновича Максимова, Владимира Анатольевича Цветкова, Сергея Михайловича Бирюкова. У каждого из них свой стиль общения со студентами, своя методика преподавания, своя, так сказать, «изюминка». Под их руководством мы, вчерашние школьницы, стали специалистами, хорошо образованными людьми. Все они своим примером, отношением к научному труду, отношением к работе воспитывали в нас желание развиваться, совершенствоваться нравственно и интеллектуально. И, конечно, как известно, студент-филолог без библиотеки - не студент, и не филолог. Очень помогала мне в учёбе мама, работавшая в читальном зале.

После окончания вуза в 1993 году я отработала в Семейкинской школе один год, затем пришла в библиотеку пединститута. Мы с мамой вместе поработали очень недолго, всего 1,5 года. Затем мама вышла на пенсию.

Работа в библиотеке требует от сотрудника разносторонних знаний, профессионального роста. Он должен интересоваться и быть в курсе нового в науке и образовании, иметь особое отношение к книге и слову. Надо отметить, что в коллективе библиотеки много выпускниц филологического факультета. Бывшая заведующая библиотекой Людмила Александровна Бабенко, Валентина Петровна Прохорова, Ольга Валентиновна Негридская, Светлана Валентиновна Мосина, Ольга Николаевна Мохонова, Любовь Витальевна Кузнецова, Марина Николаевна Косарева, Елена Игоревна Хохлова, Светлана Юрьевна Соколова, в 2004 году на должность заведующей библиотекой пришла Надежда Сергеевна Курникова. Все они - грамотные специалисты, эрудированные, интеллигентные люди, умеющие правильно организовать свою деятельность, успешно решать любые вопросы.

Библиотека вуза - это особый организм. Научная и учебная деятельность высшего учебного заведения не может полноценно развиваться без участия библиотеки в этом процессе. Это мы поняли, будучи студентами. Став библиотекарями, мы стали участниками этой деятельности. Оформление тематических выставок, проведение обзоров литературы на определённую тему, составление библиографических указателей и списков, подбор литературы к написанию научных студенческих работ, участие в научных конференциях, семинарах, проведение массовых мероприятий и участие в них - вот далеко не весь перечень видов работы библиотекаря вузовской библиотеки.

На снимке: коллектив библиотеки ШГПУ в день празднования 65 -летия библиотеки (крайняя слева в третьем ряду - Т.Ю. Корчагина). 2004 г.

Став сотрудником, я продолжила общение с преподавателями. Много мероприятий мы провели совместно с Надеждой Петровной Варзиной. В 1994 году в институт вновь приезжает Виктор Петрович Мещеряков. Он возглавил кафедру литературы. Я очень сожалею, что мне не посчастливилось слушать его лекции, присутствовать на занятиях.

Студенты филологического факультета - всегда самые активные читатели библиотеки. Я прекрасно помню студентами ИФФ В.В. Кочеткова, А.Н. Соколова, А.В. Варзина, А.Е. Рылову, М.А. Васильеву, Е.Н. Паршенкову, Т.А. Красницкую и многих других активных, энергичных молодых людей и девушек, которые стали отличными специалистами, учёными, известными людьми.

Перебирая в памяти эти события, я очень чётко, зримо ощутила неумолимый ход времени. Оставила меня моя мама. Навсегда уходят от нас любимые преподаватели…

А жизнь продолжается. Молодые учёные, бывшие выпускники, приходят преподавателями на кафедры нашего вуза.

Университет переживал разные времена, были и негативные, и позитивные события в его жизни. Но всегда наш вуз мог гордиться студентами и преподавателями, их достижениями и успехами.